Симферопольский преподаватель, Заслуженный композитор АРК Вячеслав Бобров за 40 из своих 65 лет собрал огромную и в своем роде уникальную «звездную» коллекцию – больше сотни подписей известных в нашей стране и зарубежом людей. Среди них - Владимир Шаинский Александра Пахмутова, Петр Градов, Роберт Рождественский, Игорь Дмитриев, Валентина Талызина, Леонида Утесова.
«Первым стал виолончелист Мстислав Леопольдович Ростропович – в 1970 году, когда я учился на пятом курсе Харьковского института искусств. Он приехал тогда в консерваторию с концертами: в один вечер играл сольную программу, в другой – с оркестром. После репетиции он устроил встречу для студентов нашего вуза, которых почему-то немного собралось, - вспоминает Вячеслав Яковлевич. – В то время у меня уже была хорошая фонотека и библиотека, я забежал домой, чтобы взять пластинку и книгу (с фотографиями) о Ростроповиче. В конце встречи к нему с ними и подошел за автографом, чему маэстро был очень рад. Ведь к великому человеку несолидно идти с кусочком бумажки».
Дальше у Вячеслава Боброва была срочная служба в армии – он, крымчанин, попал в военный ансамбль Северного флота, в город Североморск Мурманской области. После нее он там остался жить (до возвращения в Крым в 2007 году), работая внештатным корреспондентом местных газет. Тогда к военным часто приезжали с шефскими выступлениями популярные артисты, и журналисту, естественно, было проще получить «доступ к телу».
«Всегда выбирал момент, чтобы не мешать: обычно - после концерта, ведь артисты не любят, когда их до начала отвлекают, - отмечает коллекционер. – Хотя были и исключения: с Валентиной Талызиной пообщался до спектакля, она только приехала, разместилась в гримерке. Мы с ней так душевно побеседовали, хоть и несколько минут».
Больше всего понравилось собирателю автографов встреча с танцором с мировым именем Махмудом Эсамбаевым - очень щедрым и располагающим к себе человеком. «Он единственный, кто написал «Дорогому Славе». Говорил с ним о специфике своей работы, но то, что заинтересует его слушателя, - подчеркивает Вячеслав Бобров. - Махмуд Алисултанович по-доброму относился к людям, у него все сразу становились «дорогими» - видимо, в силу кавказских традиций и гостеприимства. Он, кстати, всегда работал с полной отдачей. И ходил неизменно в папахе. В Североморск привез своего повара, давал мне попробовать какое-то блюдо, очень специфическое: сами понимаете, он сидел на строгой диете. А что он творил на сцене? Сказка! Особенно – танец «Золотой бог»: когда он на протяжении трех минут выполнял два очень сложных приема - медленно поднимался с корточек, символизируя восход солнца, и столь же медленно присаживался, символизируя закат».
У композитора Тихона Хренникова получить подпись совершенно случайно, когда Вячеслав Яковлевич на один день, проездом, остановился в Москве и попал в Театр оперетты на балет «Любовью за любовь», написанный музыкантом.
«В конце я пошел за кулисы с красивым буклетом-программкой, на лицевой стороне которого – фото Тихона Николаевича. А за сценой уже накрыли столы для банкета, артисты пришли загримированные – с них пот ручьями течет, и Хренников сидит во главе, готовый принимать дифирамбы, - рассказывает коллекционер. – Обращаюсь к нему: «Извините, пожалуйста! Я из Мурманска, через два часа поезд в Крым, рад, что посмотрел ваш балет, я - композитор начинающий». Он с удовольствием размахнулся и подписал. И ведь написал интересно «Тихон Хренов», потому что сокращал свою фамилию».
Еще интересный факт – автограф поэта, почетного жителя Севастополя Петра Градова. В городе-герое и на полуострове многие знают песню «Легендарный Севастополь», поют ее на многих праздниках, но мало кто догадывается, что он автор слов.
«Петр Михайлович жил в Москве, и он приехал в Североморск по приглашению командования Северного флота на рыбалку, поудить семгу, - смеется Вячеслав Бобров. – Во флотской библиотеке устроили небольшую встречу с ним для флотской же интеллигенции. Завбиблиотекой звонит мне: «Ты же – крымчанин, должен знать «Легендарный Севастополь», а то у нас ее никто не может ни спеть, ни сыграть. Выручай, сыграй песню на встрече». Пришел, познакомился с Градовым, чаю с ним попил. И затем на пианино сыграл композицию. После мы посидели уже по-хорошему».
При этом собиратель чурается автографов исполнителей современной эстрады, из которых у него есть только подписи Николая Баскова и Александра Малинина: «Я воспитан на послевоенной классике, и не ходок по эстрадным певцам, больше тяготею к серьезной музыке».
Между тем, коллекционер не знает, что на его увлечении можно зарабатывать приличные деньги, продавая уникальные подписи музыкантов и поэтом. По крайней мере, на Западе за них дают десятки тысяч долларов. «Мне никто никогда не предлагал их продать, да и не думал, что на этом можно строить бизнес. Да и зачем кому-то покупать принадлежащую другому человеку подпись? Ведь она ценна тем, что это – память о личной встрече, об общении с этим человеком, творцом. Иначе получается как с чужими наградами: ничего героического в жизни не было, а носят или хранят их словно за собственные подвиги», - подытоживает Вячеслав Бобров.
Алексей Лохвицкий
11.11.11 1248
Коллекционеры и коллекции
На правах рекламы:
Похожие материалы:
Книги для коллекционеров:
Всего комментариев: 0 | |