Лидийское золото попало к нам из реки, в которую, предположительно, король Мидас смысл свою способность превращать в золото все, чего он касается. Первые монеты, выпущенные в Лидии, западной Турции, появились 2500 лет назад. Лев, изображенный на монете, является символом королевского статуса. При чеканке выполнялись два глубоких оттиска для получения рельефного изображения льва на заготовках. К слову, Лидия прославилась во всем мире своим богатством благодаря сведениям, достигавшим ушей сторонних государств о короле Крезе. Упоминание о кроле прочно закрепилось в поговорке «Богат как Крез».
Почему люди вкладываются в монеты?
Многие города и империи обходились без металлических денег в течение 2000 лет.
Электрум (сплав золота и серебра) использовался только для выпуска первых монет, но монетное дело приобрело популярность только с введением золотых и серебряных монет. Чеканка монет, вероятнее всего, разрабатывалась в Лидии потому, что этот регион являлся торговым центром, где были сконцентрированы большие запасы золота.
Перед тем, как в обращение были введены металлические деньги, платежи производились при помощи слитков или методом бартера. Для того чтобы установить ценность металла, его проверяли на беспримесность и вес. Лидийцы чеканили монеты определенного веса и чистоты для ускорения процесса товарооборота.
Как подтверждалась чистота золота?
Концепция монетного дела основана на гарантии веса и чистоты металла в монете. Самый простой и древний инструмент для определения чистоты золота – это «пробирный камень». Золотая монета неопределенной чистоты натиралась о такой камень, пока не образовывалась тонкая прожилка. Затем такие же прожилки выполнялись на кусочках золота с известным содержанием серебра или меди, а затем цвет прожилок сравнивался между собой. Если они совпадали, значит можно было утверждать о подлинности золота.
Принципы определения плотности золота и серебра по отношению к воде (то есть, определение удельного веса) были открыты древнегреческим математиком Архимедом в тот момент, когда он воскликнул «Эврика», еще в 250 г. до н. Но, как правило, этот закон не применялся для измерения чистоты золота вплоть до шестнадцатого века.
Золото и серебро часто смешивалось вместе, и для определения чистоты такого сплава применялась пробирная плавка для определения доли золота.
Тонкие листы металла нагревали в емкости, куда предварительно бросали соль и кирпичный порошок. После того, как листы раскаливались докрасна, солевой пар оседал на серебре, содержащемся в золоте. При этом образовывался хлорид серебра, впитывающий в себя кирпичную пыль, оставляя лишь чистое золото. Разница между весом оригинальных листов и веса листов после проведения анализа указывала на чистоту исходного золота.
Эти древние методы использовались практически до наших дней, но на протяжении многих лет вводились новшества в эти технологии. Например, вместо соли уже применялась кислота.
Эти методы позволяли определить содержание золота, но не пропорцию добавленного в золото серебра и меди, или же выявление прожилок каких-либо незначительных примесей. С появлением современных метолов в 20 веке и это стало возможным.
Один из используемых методов, метод рентгеновской флюоресценции, и сегодня включает в себя облучение образца рентгеновскими лучами, в результате чего металл начинает выделять вторичные свойства элементов, содержащихся в золоте. Другой метод – это спектрометрия индуктивно-связанной плазмы, при котором образец подвергается паровой и тепловой обработке, и содержание элементов определяется по диапазону спектра. Во многих странах, тем не менее, самым надежным способом определения чистоты золота по-прежнему остается пробирный камень.
Ценность лидийских монет
Первые монеты, вероятнее всего, были изобретены только лишь из-за меньшего веса по сравнению со слитками золота или серебра, так как ими было удобнее расплачиваться при заключении сделок, а бартерное зерно, товар скоропортящийся, мог утерять свою ценность и товарный вид при любых неблагоприятных условиях.
Существует мнение, что распоряжение о чеканке монет было отдано королем Лидии Крезом. На самом деле, он правил в 561-547 гг. до н.э., в то время как самые ранние монеты данного региона, изготовленные из электрума, появились на 100 лет раньше указанного периода. Электрум – это естественным образом образованный сплав из золота и серебра. Хотя отношение золота к серебру в электрума менялся со временем, лидийцы скорректировали и выправили определенное количество элементов для стандартизированной чеканки монет.
Монеты могли быть выполнены с учетом фиксированного стандартного веса или же, с целью поддержки статуса страны или государства, их чеканили из хорошего металла (другими словами, металлические деньги не разбавляли примесями из таких цветных металлов, как медь или свинец). На этих деньгах изображался определенный город или государство с тем, чтобы люди, владельцы монет, могли определить, в каком регионе были выполнены монеты. Позднее, к изображениям добавились и надписи.
Древнегреческий историк Геродот писал, что лидийцы были первыми, кто чеканил отдельно золотые и отдельно серебряные монеты, и именно этот факт ассоциируется с правлением короля Креза. Эти биметаллические деньги обладали большими преимуществами.
Серебро доступнее, чем золото и, имея меньшую ценность, могло использоваться для заключения небольших сделок. Следовательно, для рыночных отношений серебро было более приемлемым. Таким образом, большой популярностью пользовались именно серебряные монеты, а в шестом веке до нашей эры были открыты монетные дворы в греческих городах по всему Средиземноморью. Несмотря на то, что они были больше всего востребованы греческими городами и колониями, их выпускали также и соседних регионах. Местности, где производство монет вообще не было упомянуто ни в каких исторических документах, были идентифицированы археологами именно по причине обнаружения монет, не имеющих привязки к месту их нахождения.
Чеканное дело получило широкое развитие к началу пятого века до нашей эры, когда монетные дворы открылись в Южной Италии и Сицилии во всему региону Средиземного моря в направлении к Ближнему Востоку.
Большие серебряные монеты, знакомые нам в качестве музейных экспонатов, скорее всего, обладали высокой рыночной стоимостью. Один из наиболее известных экземпляров – это афинский тетрадрахм (четыре драхмы) из серебра весом 17,2 г. В пятом веке до нашей эры на 4 драхмы можно было купить 30-40 кг пшеницы. Монеты меньшего размера, соответственно, стоили меньше. Тогда применялась система, основанная на внутренней стоимости металла.
Сегодня мы используем символическую валюту, ценность которой гарантируется государством, а не содержанием использованного металла в монетах. Серебряные монеты небольшого номинала стали неудобны из-за их маленького размера, и постепенно, популярность приобретали деньги из медных сплавов или бронзы.
Заказать монеты почтой можно в магазине Nominal.ckub
14.09.15 2717
Антикварные новости
На правах рекламы:
Похожие материалы:
Книги для коллекционеров:
Всего комментариев: 0 | |