Друзья, вы можете стать героями нашего портала. Если у вас есть коллекция, расскажите нам.


Выставка украинской народной иконы XIX— XX веков из собрания Бориса Херсонского



Икона «Георгий Победоносец» (середина ХIХ века, Чернигов)

В галерее современного искусства «NT-art» (Лидерсовский бульвар, 5) до 25 сентября работает выставка «Боги украинского села» (украинская народная икона XIX— XX веков из собрания Бориса Херсонского). Выставка приурочена к двадцатилетию независимости Украины.

Первым посетителям хозяин собрания икон показал удивительно теплые, добрые лики святых, выполненные мастерами позапрошлого и прошлого веков. Ряд икон написан на досках. По словам коллекционера, шашель ел такую основу с особым удовольствием, и поэтому один из принципов истинного собирателя он сформулировал так: не пугаться состояния досок, сразу принимать необходимость бережной реставрации! Иконы на холстах зачастую появлялись так: домотканые холсты сельчане относили местному богомазу и с трепетом ожидали результата. Есть на выставке также иконы, написанные маслом по стеклу и даже гуашью по обоям, эти экземпляры относятся к сороковым-пятидесятым годам двадцатого столетия.

Что же побудило его, по специальности медика, собирать украинские иконы?

— В первый год работы в Овидиопольском районе меня как-то послали по вызову в отдаленное село, — рассказал Борис Херсонский. — После осмотра больного пригласили в большую комнату — угостить чаем. Войдя, поразился — по всему периметру под самым потолком висели холсты с изображениями святых. Все — белолицые, румяные, на черном фоне, изукрашенном крупными красными цветами. Был холст с изображением Тайной Вечери, был коленопреклоненный старик со смешным львом на заднем плане (теперь знаю — святой Онуфрий)... Ничего похожего я никогда не видел. «Что это у вас?» — спросил я хозяйку. «Та хиба ж я знаю? — ответила она. — Боги». Я изумился еще больше. То, что святых в селе называют богами, было для меня и вовсе в новинку...

Второй раз я столкнулся с украинской народной иконой в доме своего друга-коллекционера Ильи (Люсика) Беккермана. Тот собирал иудаику и украинику (для семидесятых годов прошлого века — парадоксальное сочетание). У него я приобрел первые две украинские иконы, которые позднее подарил другому своему другу, начавшему долгий процесс собирательства и на сегодняшний день ставшему, может быть, наиболее «продвинутым» коллекционером украинского религиозного искусства в Одессе. Много лет спустя я сам начал собирать украинские народные иконы. Все они относительно поздние — от конца восемнадцатого до начала двадцатого века (одна, нарисованная на оборотной стороне куска обоев, скорее всего, написана уже после Отечественной войны).

За эти годы появилась литература, посвященная украинской народной иконе, издательство «Родовид» выпустило прекрасный альбом «Иконы шевченковского края», единичные образцы украинской народной иконы опубликованы в альбомах Украинского художественного музея и специальных монографиях. Особо хочу отметить каталог выставки из собрания бывшего Президента Украины Виктора Ющенко. Интересное исследование написал одессит Олег Губарь. В свое время императорская комиссия признала иконы украинских богомазов деградирующим направлением, советовала опираться на мастеров суздальской школы и Палеха. Нет сомнения, это тонкое искусство, но почему-то от поздних русских икон на меня веет холодом. Я не стал бы собирать вещи такого рода.

Как пояснил коллекционер, украинская икона чаще изготовлялась многочастной, вытянутой по горизонтали, а не по вертикали. И многие экземпляры его коллекции, приобретенные на Староконном рынке либо на других развалках, ярмарках, когда-то являлись частями одной композиции, разделенной позднее ради более выгодного сбыта.

— Обычно в середине находился популярный сюжет, например, «Спас Недреманное Око», — рассказывает Борис Григорьевич. — А по краям помещались образы одноименных хозяевам дома святых. Или не одноименных, а просто популярных, например, Святой Варвары или Николая Чудотворца. В основном собранные мной иконы писались в Одесской области, на Киевщине и Черниговщине, есть только один образец западного письма. Две работы киевской и черниговской школ, относящиеся к началу и середине девятнадцатого века («Иисус Христос» и «Бог Саваоф») считаю выделяющимися явно высоким профессионализмом авторов. А впрочем, особого различия между своими «богами» не делаю: все мне милы, все греют душу.

София Левкович, «Вечерняя Одесса»

Оцените материал: 0.0/0

    31.08.11 3512 antikvarius 
коллекционер, иконы, выставка
Антикварные новости


На правах рекламы:



Похожие материалы:



Книги для коллекционеров:


Всего комментариев: 0
avatar