Выставка «левши» Анатолия Коненко открылась в Иванове
Анатолий Коненко – член Союза художников и Союза дизайнеров России, профессор РАЕ, но привык к тому, что его представляют просто «Левша». Он на самом деле мастер на все руки: не просто освоил разные сферы – от ювелирной до книгопечатной, но и создает свои изделия в немыслимо маленьких размерах. Выставка работ этого знаменитого микроминиатюриста из Омска открылась недавно ва Иванове. Конечно, творчество Коненко вызывает множество вопросов.
- Анатолий, как вы пришли к такому – «немужскому» – размеру своих творений?
- Когда-то я преподавал у архитекторов, мы делали макеты зданий, сооружений и, конечно, интерьеры. Приходилось обставлять эти интерьеры, и мне захотелось сделать это очень качественно, красиво. Я понял, что это трудно, но если этим заниматься отдельно, каждая вещь может стать произведением искусства. Я тогда делал книжечки, которые лежали на столиках как муляжи, а теперь у меня более 200 книг – самых маленьких в мире. Еще в тех самых интерьерах на стенах висели картины (вырезали какие-то картинки и в рамочку вешали), я подумал, а почему бы не нарисовать их, допустим, акварелью? Так я и пришел к микроминиатюре.
- А что стало вашей первой работой?
- Оказавшись впервые в музее Достоевского в Омске, я решил сделать портрет писателя, причем барельеф в половинке вишневой косточки. Он и сейчас там хранится. Потом я сделал еще несколько работ, и теперь в музее целая экспозиция миниатюр. Директор понял, что люди больше идут на эти работы, чем на экспозицию музея.
- Где вы освоили столько разных техник ручной работы?
- Нигде, у себя в мастерской. Я не знаю, как делают книги профессионалы, я создаю их по своей технологии и поэтому отличаюсь от других. Тем более что такой размер никто вообще не делает. У ювелиров спрашивал когда-то совета, но они не знают, как работать с такими размерами. Так что опять сам придумал путь. Особенно долго искал подход к микроживописи – больше 12 лет потратил, чтобы найти нужную технологию. В итоге получилась коллекция живописных и графических работ, причем для каждой страны – свои авторы.
- Вам приходилось делать вещи «на слабо»?
- Да, я так жену приобрел… Познакомился с девушкой (я тогда не делал миниатюр) и как-то ей сказал, что могу сделать маленькую скрипочку – показал пальцами несколько сантиметров. Она не поверила. Мы поспорили, и я сказал, что если выиграю, то она выйдет за меня замуж. Три месяца я делал эту скрипочку величиной 19 миллиметров, а потом на выставке показал. Она не ожидала, конечно. Пришлось ей выходить замуж! Но она об этом не жалеет (улыбается).
- У вас такое большое количество работ… Но ведь на каждую надо время!
- Сам не понимаю, как это получается! Правда, я встаю в девять утра и ложусь в два ночи. Но это не значит, что все это время я с микроскопом: я пишу статьи, потом делаю что-то… Несколько работ одновременно создаю. Иногда бросаю какие-то вещи, потом возвращаюсь к ним снова. И технологии с годами меняются, усовершенствуются. Постоянно что-то придумываю. Я закончил институт изобретателей и патентоведов (Омский институт технического творчества и патентоведения – Т.Х.), поэтому я внутри изобретатель!
- Есть такая коллекция или музей, для которого вам бы хотелось сделать работу?
- И так есть несколько частных музеев – в России, во Франции, Чехии, Испании, которые работают только на моих коллекциях. Есть известные музеи, где держат ряд моих работ. В библиотеках они есть, например, самая большая коллекция миниатюрных книг находится в Сургутской библиотеке – там сразу начали покупать все издания – от первого до последнего, ведь тираж маленький…
- Так вы делаете не по одной, а тиражами?!
- Это маленькие тиражи – всего 30-50 книг. Ведь существует немало коллекционеров, в Москве, к примеру, целый клуб любителей миниатюрной книги. Тем более ценно, что здесь один автор все делает – рисунки, печатание, переплет. Одна книга может создаваться до полутора лет, потом тираж идет быстрее. Вся работа ручная, сшивается каждый листочек…
- Ваши работы дороги. Часто ли вы их продаете?
- Да, заказывают их для подарков тем людям, у которых «все есть», или творческим натурам. Люди хотят удивить своим презентом. Так и получается: например, несут на юбилей объемные дорогие подарки, а кто-то – маленькую коробочку. И к этой коробочке потом приковано все внимание! Так, логотипы фирм можно сделать очень необычно: например, выложить его золотыми шариками на рисовом зернышке. Или портрет, текстовые штучки, то, что связано с профессией. Сегодня уже есть солидный список лиц, начиная президентами, кому подарили микроподарки.
- А есть такие вещи, с которыми вы ни за что не расстанетесь? И никогда их не повторите.
- Они в музеях. Это супермаленькие работы – надписи на волосе, на маковом зернышке. Столько сил и энергии тратится на это… Маленькие скрипочки трудно повторить. У меня нет столько времени, ведь одну такую скрипочку я делал 6 лет!
- Похоже, у вас есть конкуренты? Что скажете про «битву» за валенки?
- Микроминиатюристы, конечно, есть. Это и хорошо. А состязание по валенкам получилось спонтанным. Я увидел информацию: некий Валерий Соколов из Кинешмы сделал валенки 6 мм и попал в Книгу рекордов России. Мне стало это интересно (у меня тогда только туфельки из бересты были), и я решил, что сделаю валенки еще меньше. Сделал размер 4 мм. Реакция была незамедлительной – он сделал 2 мм. Я сделал 1,4 мм, а он – один миллиметр! Я тогда сделал 0,9 мм. Он тоже сделал 0,9. Тогда мы созвонились, и я предложил: «Давай остановимся?» Так что теперь в Книге рекордов России в этой строке два имени – Коненко и Соколов.
- Вы передаете секреты мастерства только сыну?
- А больше никто и не спрашивает!
Экспозиция «Чудеса под микроскопом» открыта в Музее Первого Совета (ул. Советская, 27) до августа
График работы: с 11.00 до 17.00, понедельник – выходной.
Татьяна Хейфец, chastnik.ru
14.06.12 2255
Выставки, ярмарки, музеи
На правах рекламы:
Похожие материалы:
Книги для коллекционеров:
Всего комментариев: 1 | |
0
1
Бриг
• 13:10, 28.06.12 | |