Выставка фарфоровой пластики завода Гарднера второй половины 19 века из частного собрания в Ярославле.
Выставка работает в Ярославском музее-заповеднике, в выставочном зале экспозиции "Музей "Слова о полку Игореве".
Мода на фарфор пришла в Россию в середине 18 столетия. Особый интерес для ценителей и собирателей представляла фарфоровая пластика. Вторая волна увлечения фарфором, в частности - изящными фигурками, возникает на рубеже 19 и 20 века. Знатоки и коллекционеры вновь открывают для себя особую прелесть маленьких предметов, "интимное обаяние людей меньше натуральной величины, все то игрушечное и кукольное, что так смешно и мило в маленьком человеке" (барон Н. Н. Врангель о фарфоровых фигурках К. А. Сомова). Начало 21 века отмечено новой волной интереса к русскому декоративно-прикладному искусству и, не в последнюю очередь, к фарфоровой пластике. Сегодня репутация русского художественного фарфора очень высока. Он стал объектом музейного и частного собирательства, прочно вошел в орбиту внимания крупнейших мировых художественных аукционов.
Первая частная фарфоровая фабрика в России была основана английским купцом Францем Яковлевичем Гарднером в селе Вербилки Дмитровского уезда Московской губернии в 1766 году. С самого начала большим успехом пользовались фарфоровые фигурки. В первые годы существования завода в качестве образцов использовались изделия из Европы, позднее модели стали создавать русские мастера. Источником для создания моделей служила журнальная и книжная графика. Например, в первой половине 19 века активно использовался журнал "Волшебный фонарь или Зрелище С.-Петербургских расхожих продавцев, мастеровых и других простонародных промышленников+". Уже с начала 1820-х годов на заводе Гарднера создаются целые серии "народных типов", многие из которых не сходят с производства на протяжении нескольких десятилетий.
Начиная с середины 19 века пластика Гарднеровской фабрики выполняется преимущественно из бисквита - непокрытой глазурью фарфоровой массы особого состава. В 1860-е годы малая пластика Гарднера осваивает "серьезную" тематику живописи и скульптуры своего времени, ориентируясь на изображение "настоящей жизни и всякой современности". С 1870-х годов на заводе Гарднера выпускают серию фигур "Народы России". Она включает в себя около пятидесяти фигур, выполненных как пластические вариации на темы цветных литографий книги "Этнографическое описание народов России" 1861 года.
В начале 1890-х фабрика уходит из рук разорившихся потомков Гарднера и ее новым владельцем становится М. С. Кузнецов.
На гарднеровском русском типаже выросла вся фарфоровая пластика частных заводов России. На заводах Попова, Кузнецова, братьев Корниловых и других повторяют его модели и не снимают их с производства вплоть до начала 1920-х годов. Демократичным по своему содержанию гарднеровским "фигуркам" нашлось место и в ассортименте советских фарфоровых производств. Фарфор, прежде всего, фарфоровая пластика, созданная до начала 20 века, помимо других своих ценных качеств, представляет исторически точное собрание популярных картинок, является уникальным памятником и историческим источником при изучении изобразительного языка эпохи, своеобразным его комментатором.
ЯРНОВОСТИ
Оцените материал:
18.03.10 6209
Антикварные новости
На правах рекламы:
Похожие материалы:
Книги для коллекционеров:
Всего комментариев: 0 | |