Друзья, вы можете стать героями нашего портала. Если у вас есть коллекция, расскажите нам.


Выставка "Древнерусское лицевое шитье" в Центре им. И.Э. Грабаря

Выставка
Выставка


В 2018 году крупнейший в России реставрационный центр, основанный после революции по инициативе художника и историка искусства Игоря Эммануиловича Грабаря, отмечает 100-летний юбилей.

Первая выставка юбилейного года посвящена уникальным древнерусским памятникам лицевого шитья. 27 предметов, датируемых 2-й половиной XV - концом XVII века, поступили в Центр Грабаря из одиннадцати региональных музеев и были возвращены к жизни в мастерской реставрации тканей. Эта мастерская - одна из старейших в структуре Центра Грабаря. Свою деятельность она начала 1 августа 1919 года как мастерская по ремонту древнерусского шитья при Комиссии охраны памятников искусства и старины Троице-Сергиевой лавры. И хотя сегодня здесь реставрируются разные виды музейных тканей, выставка отдает дань первоначальному историческому назначению мастерской.

Лицевое шитье пришло на Русь вместе с принятием христианства. Сам термин произошел от слова "лик". Это изобразительное искусство, близкое иконописи, но основой и фоном здесь служат ткани, а красками - разноцветные шелковые, серебряные и золотные нити. Шитье металлическими нитями дает эффект золотого оклада. Драгоценное убранство часто дополняют жемчуг и камни. Литургические ткани с лицевым шитьем, а также пелены, хоругви, покровы на раки святых были очень дорогими, и лишь крупные соборы и прославленные монастыри хранили в своих ризницах подобные произведения.

Значительная часть выставленных предметов в процессе реставрации получила новую атрибуцию и была введена в научный оборот. Некоторые из них экспонируются впервые.

Наиболее древний памятник в экспозиции - покров "Св. Леонтий Ростовский", выполненный в конце 1470-х - начале 1480-х годов для украшения белокаменной раки святого в ростовском Успенском соборе. По всей видимости, это первый лицевой покров с образом святого, и его разрушение началось еще в XVII веке во время польской интервенции и более позднего пожара в соборе.

Еще один выдающийся памятник - возд?х "Се Агнец, с Богоматерью Орантой" середины XVI века из Вятского художественного музея имени Васнецовых. Воздух был вложен в Вознесенский монастырь Нижнего Новгорода казанским воеводой князем Юрием Ивановичем Темкиным-Ростовским. Благодаря изображению "Богоматери Оранты" на нижней кайме возникает аллюзия с "Вознесением" - праздником, которому был посвящен собор.

Столичными мастерами, близкими кремлевскому кругу, исполнена пелена "Богоматерь Коневская, с избранными святыми" из Сергиево-Посадского музея-заповедника. Святые, изображенные на пелене, - Федор Стратилат и Мария Магдалина - обычно изображались на многочисленных вкладах Бориса Годунова и его жены Марии Григорьевны. На пелене нет святого Бориса, а также дочери Ксении - вероятно, пелена была частным вкладом Марии Григорьевны в Троице-Сергиев монастырь до воцарения Годунова. Федор Стратилат - святой ее сына Федора Борисовича, родившегося в 1589 году, а Григорий Богослов - отца Григория Лукьяновича Скуратова-Бельского (больше известного как Малюта Скуратов). Всплеск почитания иконы "Богоматерь Коневская" в конце XVI века был связан с двумя причинами. Во-первых, икона была одной из двух святынь, почитавшихся главными заступниками Русской земли в войне со Швецией. Во-вторых, в 1593 году исполнилось 200 лет принесения святым Арсением иконы Богородицы с Афона в основанный им монастырь на острове Коневец на Ладожском озере. Среди ряда известных изображений "Богоматери Коневской" пелена занимает исключительное место - только она передает характерные стилистические черты несохранившегося первоначального образа, памятника итало-византийского искусства.

Отдельный блок в экспозиции посвящен лицевому шитью мастерской "именитых людей" Строгановых. По своим художественным качествам, по числу и разнообразию сюжетов, строгановское шитье превосходит все мастерские XVII века и знаменует расцвет этого средневекового искусства накануне Нового времени - Петровской эпохи. На выставке представлены одиннадцать произведений, десять из них относятся к наиболее плодотворному периоду деятельности строгановской мастерской - 1650-м - 1660-м годам, когда ее возглавляла жена Дмитрия Андреевича Строганова Анна Ивановна. Эти памятники были шиты для домового храма Строгановых - Благовещенского собора в Сольвычегодске. Семь пелен с "двунадесятыми" праздниками и две небольшие пелены "Сергий Радонежский" и "Мученик Христофор" были подвесными под иконы, которые выставлялись на аналое в день празднования. Пелена "Богоматерь Одигитрия" также была подвесной, но могла и выноситься во время церковной процессии.

Выставочный зал ВХНРЦ им. академика И.Э. Грабаря (Москва, ул. Радио, д. 17, к. 6)

График работы выставочного зала (по сеансам): вторник - пятница: 12:00, 14:00, 16:00, суббота: 14:00, 16:00, понедельник, воскресенье - выходной

museum.ru

Оцените материал: 0.0/0

    23.02.18 771 antikvarius 
икона, шитье, коллекция, винтаж, выставка
Выставки, ярмарки, музеи


На правах рекламы:



Похожие материалы:



Книги для коллекционеров:


Всего комментариев: 0
avatar