В Политехническом музее постоянная экспозиция "Музыкальные шкатулки".
Пение соловья записывали нотами. Потом их переводили в "рисунок" кулачкового диска или органного валика. Те, вращаясь, задевали металлические пластины или толкали поршни. Раздавалось пение. На этом принципе работали почти все музыкальные шкатулки - менялись только размеры, емкость и прочие технические тонкости. С ними и знакомит данная экспозиция.
Костяк коллекции составляют аппараты конца XIX- начала XX века. Механическая музыка тогда пошла в массы, то есть в бары, таверны, трактиры и прочие увеселительные заведения. Неодушевленных музыкантов делали с прорезью для монетки и начиняли шлягерами. В России любили песни патриотические и душещипательные. Например, если в салонном органе мастерской П. Бруггера выбрать песню номер один, зазвучит "Боже, царя храни". А покрутишь ручку шарманки фирмы "Нечада" - играют еврейские, татарские и прочие национальные мотивы.
Впрочем, послушать вживую какой-нибудь из экспонатов вы сможете, исключительно только если придетесь по душе экскурсоводу. Все находится в рабочем состоянии, но слушать разрешается только в записи на стендах - на CD. Потому что, хотя музыка вечна, ее носители рано или поздно снашиваются. Даже те, что сделаны из металла.
Кстати, о носителях. Их прогресс шел в том же направлении, что и сейчас, то есть в сторону увеличения емкости. Сперва использовались валики - в среднем один вмещает полторы - три минуты музыки. Кремлевские куранты, например, частично используют эту технологию. На вытеснившие их диски можно было "накачать" почти в два раза больше. Наконец, вершиной технической мысли стала перфолента: время звучания - до 40 минут. Делали ее из удивительно крепкой бумаги, так что многие записи еще позапрошлого века до сих пор находятся во вполне приличном состоянии. В ходу ящики на перфолентах были вплоть до Второй мировой, и их было много. Какая-нибудь немецкая Fortuna или американская Regina сейчас стоит тысяч шесть долларов. Эти две фирмы занимали лидирующие позиции на рынке механической музыки. А вот итальянский автомат Piano Melodico - есть в коллекции - стал бы перспективным лотом аукциона Sotheby's. Во-первых, их осталось всего ничего. Во-вторых, они используют необычное техническое решение - лента сделана не роликом, а в виде отдельных карточек.
Совершенствовалась и автоматика. Если в XIX веке нужно было крутить ручку, заводить пружину, качать педаль, а также часто контролировать громкость, темп, басы и скорость, то к 1910 году был достигнут полный автоматизм. Но это уже не очень было и нужно. Популярность механических пианино начала падать. Началось время звукозаписывающей и звуковоспроизводящей аппаратуры.
Алексей Андреев,timeout.ru04.10.10 2139
Выставки, ярмарки, музеи
На правах рекламы:
Похожие материалы:
Книги для коллекционеров:
Всего комментариев: 0 | |