В Музее украинского народного декоративного искусства открылась выставка "Возрожденные шедевры".
Автор идеи и куратор проекта — доктор искусствоведения Татьяна Кара-Васильева. Благодаря кропотливому труду преподавателей и студентов Киевского государственного института декоративно-прикладного искусства и дизайна имени Михаила Бойчука (КГИДПИД) по эскизам Казимира Малевича, Александры Экстер, Ганны Собачко-Шостак, Василя Довгошии были воссозданы картины, выполненные в технике вышивки гладью начала ХХ века.
"Квадрат" Малевича черным по черному, конечно, никто не вышивал, но "живопись иглой" по эскизам "отца-основателя супрематизма" и "королевы кубизма" Александры Экстер сегодня можно увидеть. Художники-авангардисты на заре своей подвижнической деятельности стремились реализовать новаторскую идеологию — освободить вышивку, а также плетение, ткачество, резьбу и прочее от пресловутой декоративности, "полезности", расширяя их практический и выразительный диапазон. Еще в начале 1910-х годов русские художники-авангардисты, участники общества "Супремус", основанного Казимиром Малевичем, активно подключились к работе в артели художественного труда "Вербовка", организованной Натальей Давыдовой в собственном поместье. Одной из задач артели было показать близкую связь народно-декоративного творчества с новыми течениями в искусстве того времени, в частности с супрематизмом.
Сотрудничество талантливых народных мастеров с уже известными художниками-профессионалами, среди которых были названный Казимир Малевич, а также Александра Экстер, Надежда Удальцова, Ольга Розанова, Любовь Попова, Иван Клюн, Иван Пуни и другие, стало одним из важных моментов в истории изобразительного искусства. По эскизам художников руками народных умельцев были созданы уникальные произведения, образцы которых, к сожалению, сегодня хранятся в частных собраниях и с неохотой демонстрируются их владельцами. В большинстве случаев зрителям представлены вышивки, выполненные по шелку (коврики-гобелены, шарфы, пояса, сумки, чехлы для подушек и т. д.). Художниками велась серьезная научно-исследовательская работа по изучению крестьянской вышивки, на основе которой разрабатывались переплеты, детали одежды и интерьеров. Евгения Прибыльская, Ганна Собачко, Василий Кричевский не просто стилизовали собственные работы под традиционные образы, они создавали оригинальные орнаментальные формы. Проект "Возрожденные шедевры" демонстрирует как эскизы, так и уже готовые работы.
По словам доцента кафедры художественного текстиля и моделирования костюма КГИДПИД Валентины Костюковой, работа над проектом заняла три года кропотливого труда. Ведь кроме того, что нужно было подобрать соответствующий материал, творчество художников требовало осмысления, его необходимо было пропустить через себя. Заминка вышла с композицией Казимира Малевича, черно-белой репродукцией которой располагали исследователи. Оригинал нашелся у одного из коллекционеров за рубежом, и научный консультант проекта — доктор искусствоведения Российской академии искусств (Москва) Георгий Коваленко смог его предоставить только за десять дней до открытия выставки, но вышивальщица уложилась в столь короткий срок. На этом работа над проектом не заканчивается. Татьяна Кара-Васильева и Валентина Костюкова разыскали ткани того периода и собираются продолжить воссоздание забытой страницы русского и украинского авангарда.
Елена НАСТЮК,Киевский телеграф
14.02.10 1850
Антикварные новости
На правах рекламы:
Похожие материалы:
Книги для коллекционеров:
Всего комментариев: 0 | |