в Музее русской иконы в Москве впервые была представлена широкому зрителю уникальная частная коллекция резной иконы и скульптуры XVII–XX вв. Коллекционного дома Абрамовых. В презентации
принял участие глава Коллекционного дома, действительный член
Императорского Православного Палестинского Общества Владимир Абрамов,
искусствоведы – сотрудники Музея древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублева Елена Давыдова и действительный член ИППО Светлана Гнутова и митрополит Вятский и Слободской Марк.
Коллекция была представлена
в двух вариантах: частично –
в экспозиции, полностью –
в каталоге «Благословенно Древо».
«Богословие – не только в Слове Божьем. Храм – это богословие в камне, икона – богословие в красках. И резная икона приобщает не просто к определенному пласту культуры, но к особому духовному опыту. Чтобы так написать или вырезать, надо так жить», – сказал митрополит Марк о феномене резных икон. Митрополит Марк благословил издание каталога и написал к нему краткое вступительное слово
Владимир Абрамов отметил, что о резной иконе до недавнего времени не слышали не только многие обыватели, но даже и искусствоведы. Поэтому презентацию своей коллекции и ее каталога он считает значимым культурным событием.
Коллекция, целиком состоящая из произведений, исполненных в технике резьбы по дереву, охватывает период с XVII по XX вв. и представляет большой научный, художественный и культурный интерес. В каталоге «Благословенно Древо» подробно описаны 106 предметов: это скульптура, рельефные иконы, образа в резных картушах из иконостасов, Царские врата, огромное разнообразие крестов – от роскошных запрестольных до скромных нательных. В каталоге предметы расположены по хронологии создания. В книге представлены изделия резчиков Русского Севера и Украины, реликвии Киева и Сергиева Посада, кресты и иконы, изготовленные в Сербии, Иерусалиме и на Афоне. Здесь можно встретить образцы массовых изделий XIX века, а также редкие, уникальные произведения, которые войдут в сокровищницу православной и мировой культуры.
Одна из авторов каталога Светлана Гнутова отметила, что данное собрание более разнообразно и многочисленно, чем коллекция Музея им. Андрея Рублева. Публикация коллекции В. Абрамова стала возможной не только благодаря собирательскому таланту владельца, но и его усилиям по реставрации произведений.
Как сказал сам коллекционер, большинство предметов, попавших в его руки, были «в плачевном состоянии, почти погибшие». Он поблагодарил реставратора Анну Завиралину, назвав ее «врачевателем произведений искусства».
Что касается происхождения коллекции, то Владимир Абрамов рассказал, что начал собирать «деревяшки» почти случайно. До этого, лет 20 назад, он увлекался коллекционированием африканских сакральных масок. Но однажды ему подарили деревянную скульптуру преподобного Нила Столобенского – и «пошло-поехало»: коллекционер стал присматриваться к деревянной пластике, обменивал экзотические маски на полуразрушенные резные доски и кресты… Настал момент, когда стало понятно: предметы из коллекции пора атрибутировать, описать и систематизировать. Эту задачу бескорыстно взяли на себя сотрудницы Музея им. Андрея Рублева и справились с ней за год, что можно считать научным подвигом.
Елена Давыдова рассказала на презентации о явлении деревянной скульптуры, которая, как считают многие, чужеродна для русской православной традиции, а появилась в России только в XVII- XVIII вв. как результат западного культурного влияния. Однако, по утверждению Е. Давыдовой, «иконы на рези» являются неотъемлемой частью русской православной церковной культуры, унаследовавшей этот феномен от Византии. Она пояснила, что VII Вселенский собор, утвердивший иконопочитание, ссылался на пример скульптуры Христа, поставленной в Иерусалиме женщиной, исцеленной от кровотечения (Мк. 5:25-34), т. е. «наша традиция ставить скульптуру в благодарность кому-то имеет глубокие корни».
В беседе с «Благовест-инфо» искусствовед отметила, что традиция резать объемные иконы из дерева связана с культом мощей. Например, старейшая из сохранившихся
древнерусских деревянных скульптур – фигура святителя Николы
Можайского (XIV в.), заказанная митрополитом Московским Киприаном,
знаменовала перенесение мощей святителя Николая из Бари, и прототипом ее был именно рельеф из этого итальянского города. С созданием этой скульптуры происходило как бы «перенесение сакрального пространства» из Бари в Москву, рассказала исследовательница. Она подчеркнула, что «иконы на рези» были широко распространены: их резали и в центральной России, включая Москву, и на Русском Севере, и на Украине, но не везде они одинаково сохранились.
В виде слайд-фильма Е. Давыдова представила краткую историю русской деревянной скульптуры, а также обзор коллекции В. Абрамова, обратив внимание на некоторые экспонаты. Например, один из шедевров, который можно увидеть на выставке, – это выносной крест, выполненный в барочном стиле, с изображением Распятия и Воскресения, украшенный объемными головками херувимов. Этому памятнику нет аналогов, отметила С. Гнутова.
На выставке можно увидеть миниатюрные резные кресты и резные иконки, которые создавались в двух крупнейших центрах – Киево-Печерской лавре и в Сергиевом Посаде, в окрестностях Троице-Сергиевой лавры. Их можно обнаружить в самых разных регионах – паломники-богомольцы разнесли их по всей территории России. И хотя производство этих «предметов личного благочестия», как называют их искусствоведы, было массовым, оно не было поставлено на поток. В этом убеждает макросъемка мелкой пластики, выполненная для каталога: тончайшая резьба ликов в этих небольших (10–13 см)
образках придает им особое одухотворенное, индивидуальное выражение,
«передает состояние святого», как сказал митрополит Марк. Отвечая на вопросы прессы, он отметил также, что сейчас искусство резьбы по дереву становится все более востребованным. Однако о повсеместном его возрождении говорить пока рано.
ippo.ru