Друзья, вы можете стать героями нашего портала. Если у вас есть коллекция, расскажите нам.


В Казанском Кремле представят «Клинки и колокольчики»

В Казанском Кремле представят «Клинки и колокольчики»
В Казанском Кремле представят «Клинки и колокольчики»
В Казанском Кремле представят «Клинки и колокольчики»


У Музея Пушечного двора, самого «младшего» на территории Кремля, есть интересная особенность: он очень легко меняется. Там проводят модные показы, устраивают спектакли, создают экспозиции. Но каждый раз старинные кирпичные стены смотрятся на удивление органично.

Иногда кажется, что туда можно привезти образцы новейших достижений робототехники, и они не будут выглядеть чем-то инородным на фоне каменной кладки двухсотлетней давности. В этот раз в литейной мастерской решили устроить выставку, которая максимально сочетается с духом этого здания. Показать две ипостаси металла: военную и мирную. Поэтому экспозиция так и называется - «Клинки и колокольчики».

Почти все экспонаты предоставил коллекционер из Елабуги Ильгиз Гилемов. Он собирал их долго, кропотливо, но немного бессистемно. Поэтому в его «закромах» сейчас 29 предметов клинкового оружия 19-20 веков производства России, СССР, Австрии, Венгрии и даже Японии. В прозрачных витринах на первом этаже лежат драгунские шашки, тесаки, штык-ножи от автомата Калашникова, кортики и кинжалы. На некоторых штыках отчётливо видны следы пороха, поскольку они прошли не одно сражение и даже хлебнули крови в Гражданской войне. Клинки хранят зазубрины, полученные  в честном (а может, и не очень) бою. 

Однако, самые интересные и ценные экспонаты совсем недавно приобрёл музей Пушечного двора. Это легкокавалерийская сабля и кремнёвый (не путать с капсульным, что бы это не значило) пистолет 1813 года тульского производства. Они - «первые ласточки» будущей экспозиции, которая будет посвящена артиллерии как науке. Найти подобные предметы в России очень тяжело, потому что после революции 1917 года их беспощадно переплавляли. Поэтому общая стоимость этих сабли и пистолета - 650 000  рублей. Государство расщедрилось на такую сумму, поскольку сотрудникам музея удалось доказать в своей заявке, что подобные покупки — не блажь, а необходимость.
 Если нижний ярус музея отдан под грозный звон оружия, то верхний заполняет мелодичный   перезвон колокольчиков. Интересно, что такие разные формы металла создавали в одних и тех же литейных ямах. Кстати, такая яма глубиной четыре метра есть и в Музее Пушечного двора. Сейчас она закрыта, но когда её приведут в божеский вид, все посетители смогут своими глазами увидеть, в каких условиях мастера отливали огромные колокола 200 лет назад. Это был очень тяжёлый труд: нужно было подготовить форму, залить в неё бронзу, достать готовый набат из «подземелья», а потом водрузить его на колокольню. И, конечно, звук должен быть очень чистым. У каждого мастера для этого был свой рецепт, который тщательно скрывался от конкурентов. Известно только, что многие добавляли в сплав серебро.

Маленькие колокольчики тоже отливались из бронзы. Несмотря на то, что и для них существовали свои формы, на поток их производство не ставили - каждый был индивидуальным. На выставке представлены, в основном, поддужные колокольчики (те самые, которые вешали под дугу русской тройки). Появились они около 200 лет назад, вместе с созданием нашей традиционной упряжки. Поскольку почтовые повозки ждали с разных концов страны, они должны были оповещать о своём приближении заранее, мол, мы едем, везём вести. В Европе возничие трубили в бронзовые рожки, но русская зима внесла свои коррективы, после того, как несколько кучеров намертво приклеились к металлической дудке. Поэтому приходилось кричать или свистеть, чтобы на тебя обратили внимание.

Но однажды кто-то случайно придумал повесить на дугу колокольчики. Слышно их было за две версты, лошадей они не бесили (удивительно), а некоторые даже подбирали звучание по тону. И тут понеслось! Это стало сумасшедшим трендом, и мастерам приходилось работать в три смены, чтобы обеспечить всех желающих маленькими колокольчиками. Их было настолько много, что в 1836 году вышел специальный указ, запрещающий пользоваться поддужными колокольчиками частным лицам и вольнонаёмным ямщикам. «Почта России» вообще знатный монополист, даже такую мелочь сумела выпросить... Но тогда это было оправданной мерой, потому что в получившемся шуме почтари просто не могли разобрать, кто к ним едет.

Самыми знаменитыми населёнными пунктами, где изготавливали колокольчики, были Валдай и Пурих. Их изделия были настолько качественными и популярными, что многие мастера создавали подделки, отливая колокольчики в тьму-таракани, но делая на их «юбке» надпись «Валдай». На «юбке» вообще можно было найти много интересного, начиная с клейма производителя и года выпуска, заканчивая выгравированными пословицами, поговорками и философскими посланиями. Это был целый пласт литературы и культуры того времени. Но и жульничество было повсеместным. Чтобы продать подороже, мошенники могли сделать надпись серебром с внутренней стороны, не добавляя его в сплав.

В общем, это очень приятная и атмосферная выставка, которая продлится совсем недолго, недели две-три. Потом елабужский коллекционер заберёт свои экспонаты обратно. Так что, если холодное оружие — ваша давняя страсть, нужно успеть сходить.

Казанский Кремль, музей Пушечного двора
Часы работы: вторник-четверг, суббота-воскресенье - с 10:00 до 18:00 (касса работает до 17:30);
пятница - с 12:00 до 21:00 (касса работает до 20:30), понедельник выходной

Стоимость билетов:   Взрослые – 120 рублей
Студенты, пенсионеры, школьники – 60 рублей
Стоимость экскурсии по выставке – 120 рублей 

Фото: Егор Алеев, Ольга Гоголадзе, kazanfirst.ru

Оцените материал: 0.0/0

    18.03.15 2900 antikvarius 
колокольчик, коллекционер, клинок, музей, оружие, коллекция, выставка, ХО
Выставки, ярмарки, музеи


На правах рекламы:



Похожие материалы:



Книги для коллекционеров:


Всего комментариев: 0
avatar