Каждый из воронежцев в своей жизни хотя бы раз побывал в Театре юного
зрителя. Возможно, что многим запомнился яркий актер с колоритной
внешностью, лауреат областного театрального конкурса «Итоги сезона»
(2008) Сергей Барашов. Но вот незадача, зрители знают артистов только по
ролям на сцене. А журналисты имеют возможность не только заглянуть за
кулисы, но и даже побывать в гримерных комнатах артистов.
С Сергеем Павловичем мы знакомы давно. В ТЮЗе он работает с 1978 года. Приехал в Воронеж сразу после окончания Горьковского театрального училища. За это время им сыграно более сотни различных ролей. Но это на сцене. А в жизни у Барашова есть еще одна, не менее важная роль – коллекционера. Гримерка, которую он делит со своими коллегами, напоминает музей. Страсть актера – часы. Тут все тикает, кукует, постоянно раздается бой часовых молоточков. В этой небольшой комнате нашли приют 86 различных часов. Многим из них, благодаря усилиям Барашова и его коллег была дана вторая жизнь.
А началось все в 2007 году, когда актер ТЮЗа Михаил Кривов принес с мусорной свалки каминные часы. Стрелки на них проржавели, механизм казался нерабочим. Но Барашов заинтересовался находкой, которую Кривов изначально хотел отдать в реквизиторский цех. «Я предложил их забрать к нам в гримерку, - говорит Сергей. – Разобрал их, почистил, промыл керосином, смазал маслицем – и часы пошли. С тех пор решил собирать старинные часы». Появляться в актерской гримкомнате они стали спонтанно. То один из коллег принесет, то другой, то знакомые подкинут интересный экземпляр».
Таких необычных экземпляров в коллекции пруд пруди! Но самый ценный Барашов хранит в сейфе. Для обозрения он доступен только знакомым и друзьям. Это швейцарские часы начала ХIХ века.
«Однажды позвонила женщина, узнавшая о моем увлечении, и предложила забрать двое часов, - рассказывает актер. – Одни были попроще, а вот эти просто удивили меня. На них нет стрелок, у них необычный механизм, в который я даже побоялся залезать».
В мастерскую антикварную вещь Барашов тоже нести не решился. Историю появления этих часов в Воронеже бывшая хозяйка, увы, не знает. Но когда держишь в руках такую вещь, которая пережила многое и многих, дух захватывает!
Есть в коллекции и еще несколько раритетов. Ходики 1870 года, подаренные актеру на день рождения главой Бутурлиновского района Василием Шевцовым (с которым наш герой знаком с молодости) во время гастролей театра в районе в прошлом году. Круглые часы с подводной лодки, изготовленные в 1935 году, привлекают внимание тем, что они, пожалуй, единственные, которые не ходят. Сколько ни старались часовых дел мастера, сам Сергей, запустить их оказалось невозможным. «Что, намокли?» - дилетантски интересуюсь я. «Нет, механизм в них нулевый, я вскрывал их и сам видел это, - со знанием дела рассказывает Барашов. – Там все запаяно, стерильно и герметично. Как разгадать секрет советского производства таких «закрытых» механизмов, пока не знаю».
Актер указывает на еще одни необычные часы, которые называет первичными. Я и наш фотограф делаем удивленные глаза, которые говорят коллекционеру о том, что мы в этом вопросе полные профаны. «Помните, раньше на вокзалах повсеместно висели часы определенного вида, кстати, они есть и у меня в коллекции, - поясняет Сергей. – Но они считались вторичными. А механизм первичных подключался к сети в 220 вольт. От них шла «раскидка» в 12 вольт еще на 20-30 часов».
Основу коллекции составляют часы советского производства. Много среди них послевоенных, даты производства которых относятся к 1940-м годам. Их цена на рынке весьма внушительная. А вот Барашову они достаются бесплатно. Сергей вспоминает, когда на гастролях в ТЮЗе выступал знаменитый бард Юлий Ким, то он был поражен этой коллекцией и просто не поверил своим ушам, когда услышал, что все экспонаты подарены. «Не может быть! – воскликнул Ким. – В Москве на антикварных рынках даже самые негодные старые часы стоят приличных денег».
Но Сергей Барашов с помощью своих коллег по театру может из практически любых негодных часов сделать годные. Нигде этому он не учился. Просто берет верх мужской азарт и желание доказать в первую очередь самому себе, что можешь все. «Теперь мне даже друзья и коллеги приносят свои часы в ремонт, - рассказывает актер. – Я наивно интересуюсь, что, может, это в подарок? Отвечают, что просто надо их реанимировать, это семейная реликвия».
Есть в коллекции даже деревянные часы ручной работы, созданные мастерами в местах «не столь отдаленных». Самое интересное, что дома у Барашова всего лишь маленький будильник, который он, по его словам, хочет все время выкинуть или разбить – мешает и раздражает своим тиканьем, да простые настенные часы. «Дома коллекцию никто не увидит, а тут заходят люди, смотрят, радуются, удивляются».
Тем удивительнее, что в гримерке в этом многообразии часовых звуков, никто не считает их надоедливыми. «Я сам читал высказывания врачей о том, что маятниковые часы благотворно влияют на сердечный ритм, - делится опытом Барашов. – Бывали случаи, когда я много раз ночевал в театре, потому что на протяжении 15 лет был Дедом Морозом на новогодних и рождественских праздниках. Просто надо было вставать в пять утра, включать тепловую пушку, чтобы дети не замерзали в нашем «зимнем саду». Когда тикают одни часы, порой, невозможно уснуть. А когда их целый хор, это умиротворяет, успокаивает, убаюкивает».
Далеко не все почитатели творчества актера Барашова знают о его увлечении, а то, глядишь, дарили бы артисту вместо цветов часы. Была даже идея организовать выставку коллекции в фойе перед малым залом театра. Но пока инициатива не находит поддержки. «Было бы классно, чтобы люди посмотрели на это богатство», - считает «согримерник» коллекционера, заслуженный артист РФ Борис Голощапов.
Спрашиваю: «Не противитесь такому увлечению друга?» «Да ради Бога! Вот только если бы он их вешал над собой, а не над моим гримерным столом, было бы совсем хорошо», - шутя отвечает Борис Николаевич. Он, кстати, и сам готов во всем помогать Барашову. У них возникла совместная идея сделать стенд, где бы расположились наручные часы. Пока они хранятся в ящиках столов артистов. Да все пока до реализации проекта руки не доходят.
Собирание и ремонт часов Сергей Павлович считает увлекательным и творческим занятием, которое позволяет отдохнуть от основной профессии. Все азы часовых дел мастера познавал на практике. И теперь, кажется, о механизмах он знает все. Способен распознать по звуку, по мимолетному взгляду будущее тех или иных часов. Есть даже и такой экспонат, который лишний раз заставит пофилософствовать, задуматься о жизни – часы с обратным ходом, на которых выгравировано: «Не потеряйся во времени».
Скоро коллекции может стать тесно в пространстве небольшой гримерки. Ведь здесь, помимо часов, Сергей Барашов и его коллеги разводят рыбок в аквариумах. Есть здесь и небольшое зеркальце, принадлежавшее самой Марии Мордасовой, которое она везде возила с собой.
Но это уже совсем другие истории.
Текст: Павел Лепендин
Фото: Евгения Емельянова
22.04.11 2475
Коллекционеры и коллекции
На правах рекламы:
Похожие материалы:
Книги для коллекционеров:
Всего комментариев: 0 | |