Создается электронный архив фольклора Ульяновской области
С середины 1970-х годов педуниверситет проводит фольклорно-этнографические экспедиции в районы Ульяновской области. За эти годы в УлГПУ был собран уникальный архив фольклора, который создавался по результатам экспедиций преподавателей и учащихся университета. Это более десяти тысяч единиц хранения: аудиозаписи песен, описание свадебных, похоронных и других обрядов, записи произведений сказочной и несказочной прозы, детского фольклора и т.д. На основе этого архива и Лаборатории традиционной культуры и фольклора, которая была открыта в УлГПУ 20 лет назад, начал работу научно-образовательный центр «Традиционная культура и фольклор Ульяновского Поволжья», среди направлений работы которого – не только продолжение экспедиций, но и создание электронного архива с последующим размещением в Интернете.
Центру присвоено имя симбирского поэта и фольклориста Дмитрия Садовникова. Статус научно-образовательного центра позволит более качественно решать такие актуальные задачи, как оцифровка текстов, аудио-, видеоматериалов, фотодокументов, приступить к созданию электронного архива и его размещения в Интернете, а также к разработке и реализации новых научных, образовательных и культурных проектов. Одним из главных направлений работы станет организация тематических экспедиций. Также планируется создание на базе УлГПУ фольклорного ансамбля. К работе планируется привлечь аспирантов, студентов и молодых учёных вуза. Возглавила центр старший научный сотрудник УлГПУ, доктор филологических наук, профессор Маина Чередникова.
Начало работы по сбору и изучению фольклора в педуниверситете связано с именем фольклориста, литературоведа, педагога Петра Бейсова, который интересовался песенниками, частушками, которые пелись на гуляниях в сельских клубах, устными рассказами о прошлом, в том числе о Ленине. По информации УлГПУ, за тридцать лет под руководством Бейсова был собран большой и разнообразный фонд фольклорных материалов, опубликованы десятки статей. В 1974 году, с приходом в университет Маины Чередниковой, начался новый этап фольклористической работы с экспедициями, издательской деятельностью и т.д. С середины 1970-х до второй половины 1980-х главной задачей было проведение комплексного первичного обследования области.
«В 1975 году М. П. Чередникова совместно с В.В. Чихалёвым (Областной дом народного творчества) организовала и провела первую комплексную фольклорно-этнографическую экспедицию, в которой приняли участие кроме студентов Ульяновского педагогического института музыковед Б.И. Борисенко, тогда еще аспирант Саратовской консерватории, и студентки Московского института культуры», – говорится в исторической справке педуниверситета.
В качестве объекта обследования был выбран Теренгульский район, который изучался тремя группами (руководители М.П. Чередникова, В.В. Чихалёв и М.Г. Матлин) в течение 20 дней. Собранный материал и стал основой фольклорного архива кафедры литературы. В следующей экспедиции (1976 год, Майнский район) подтвердилось выявленное в первой экспедиции наблюдение, что основным пластом традиционной лирики, сохранившимся в памяти исполнителей и частично в живом бытовании, является свадебная лирика во всех ее разновидностях, исключая заклинательные песни.
Экспедиция 1977 года работала в Карсунском районе. Особое внимание было уделено изучению своеобразия бытования внеобрядовой лирики в селах, где еще сохранялись традиции казачьей исполнительской манеры (Сухой Карсун, Большое и Малое Станичное и др.). Так как в селе Сухой Карсун существовал живой гончарный промысел, были изучены традиции, на основе которых он формировался, общие технологические приемы, используемые гончарами села, творческая манера отдельных мастеров, чьи работы пополнили формирующуюся этнографическую коллекцию кафедры литературы.
В 1970-1980-е годы проводились экспедиции в Инзенский, Сурский, Барышский, Кузоватовский, Сенгилеевский, Новоспасский район, Радищевский районы. К началу 1990-х годов было исследовано все правобережье, началась публикация собранных материалов.
Со второй половины 1980-х годов и до середины 1990-х проводилась повторная запись фольклора в уже обследованных регионах и отдельных населенных пунктах: село Потьма Карсунского района – 1987, село Большая Кандарать Карсунского района – 1989 год. Некоторые экспедиции работали по специальным программам. К примеру, в 1985 году под руководством В.Ф. Шевченко проведена работа по программе «По следам записей семьи Языковых» (Карсунский район), С.М. Шаврыгин в 1988-1992 гг. осуществлял собирательскую работу по программе «Культура дворянской усадьбы» (Николаевский и Барышский районы), А.П. Рассадин проводил целенаправленный сбор меморатов о советских политических деятелях, в частности о М.А. Суслове, уроженце с. Шаховское Павловского района.
«Итогом работы за эти 20 лет стал большой фольклорный архив, созданный при кафедре литературы, включающий в себе записи всех жанров традиционного крестьянского и городского фольклора практически по всем населенным пунктам области, – сообщается в исторической справке УлГПУ. – Таким образом, задача первичного обследования нашего региона была успешно решена. Было установлено, что на территории области почти завершилось живое бытование большинства форм классического крестьянского фольклора, а для жанров, сохранившихся в памяти отдельных исполнителей, характерно разрушенное или полуразрушенное состояние. Однако затухание традиции носило неравномерный характер, существовали села, где в силу разных обстоятельств дольше сохранялись некоторые классические жанры или отдельные эпические или лирические сюжеты».
Еще один важнейший итог – формирование научной школы, в рамках которой научную и научно-педагогическую деятельность осуществляли ученики М.П. Чередниковой – М.Г. Матлин, А.П. Рассадин, С.М. Шаврыгин, Н.А. Павлова, С.А. Симонова, В.Ф. Шевченко и мн. другие. В 1995 году научная школа была оформлена в виде Лаборатории традиционной культуры и фольклора, которую возглавила и которой продолжает руководить до сегодняшнего дня профессор кафедры литературы Маина Чередникова.
С 2000-х годов фольклористы УлГПУ совместно со старшими научными сотрудниками ИЭА РАН И.С. Слепцовой и И.А. Морозовым приступили к работе по подготовке Этнодиалектного словаря традиционной культуры русских Ульяновской области. В 2000 году по результатам первого года работы проблема была конкретизирована и локализована – анализ записанного материала показал, что ареальные исследования целесообразно проводить на ограниченной территории, для которой характерны устойчивые формы жизнедеятельности, обусловленные исторически сложившимися хозяйственно-экономическими связями. Такой территорией в пределах Ульяновской и прилегающей к ней областей является бассейн реки Суры.
Сейчас в центре полевых исследований по-прежнему остается своеобразие бытования в 20 веке традиционных форм народной культуры – календарных обрядов и праздников, свадьба, похоронно-поминальной обрядности, народного православия, народной прозы (былички, легенды, предания, рассказы о сновидениях и проч.). Современные технологии позволили не только осуществлять в полевых условиях записи почти студийного качества, но и оцифровать то, что было зафиксировано в 70-90-х годах на магнитной ленте.
Важным итогом всей полевой, научной и издательской деятельности Лаборатории стало издание совместно с коллегами из ИЭА РАН двухтомного словаря «Традиционная культура Ульяновского Присурья», получившего высокую оценку научного сообщества.
Книга «Моя война. Устные рассказы о Великой Отечественной войне, записанные в сёлах Ульяновской области в конце ХХ – начале ХХI веков» – совместный труд сотрудников научно-исследовательского института истории и культуры Ульяновской области имени Н.М. Карамзина и УлГПУ имени И.Н. Ульянова. Составитель сборника – старший научный сотрудник УлГПУ, доктор филологических наук Маина Чередникова. Книга – итог многолетней собирательской и исследовательской работы экспедиций, начавшихся в 1980-х гг
Юлия Узрютова, фото автора, ulpressa.ru
28.02.18 1030
Антикварные новости
На правах рекламы:
Похожие материалы:
Книги для коллекционеров:
Всего комментариев: 0 | |