"Возьмите, пожалуйста, скрипку - там, куда я еду, она не пригодится", - сказал пожилой человек, протягивая инструмент из окна переполненного вагона смотрителю вокзала в небольшом французском городке Дранси. Поезд ехал в Освенцим. Смотритель взял скрипку. На ней учился играть его сын. Позже скрипка неисповедимыми, но прослеживаемыми путями попала в Тель-Авив, в мастерскую скрипичных дел мастера Амнона Вайнштайна, который отреставрировал инструмент и дал ему имя "Larmes de Drancy" - "Слезы Дранси".
Вечером 27 января эта и другие "скрипки надежды" звучали на сцене Берлинской филармонии. Концерт под названием "Violins of Hope" музыканты и коллекционер Вайнштайн посвятили памяти жертв Холокоста. "Как музыканты мы твердо верим в то, что инструмент сохраняет память о своих хозяевах, - сказал перед концертом сэр Саймон Рэттл, художественный руководитель и главный дирижер оркестра Берлинской филармонии. - Когда берешь в руки один из этих инструментов, буквально физически ощущаешь, что им довелось пережить".
Память звука и безмолвия
"Он делает великое дело. Но порой мне кажется, что он одержим", - качает головой Асси Вайнштайн. Долгие годы она поддерживала странное хобби мужа, скупавшего по всему миру скрипки, принадлежавшие жертвам Холокоста. Но всему же должен быть предел: "Иногда я спрашивала его: "Ты снова хочешь купить скрипку за несколько тысяч долларов? А на что будет жить твоя семья?". Но Амнон Вайнштайн, которому недавно исполнилось 76 лет, был неудержим.
Основу коллекции заложил еще его отец, Моше Вайнштайн. Выходец из окрестностей Вильнюса, он был одним из первых создателей музыкальных инструментов на территории будущего Израиля. Когда в 1945 году стали известны масштабы трагедии Холокоста, к нему начали приходить музыканты с просьбой забрать даром их скрипки или альты: "Большая часть инструментов была привезена из Германии, - рассказывает Вайнштайн-сын. - И музыканты больше не хотели брать их в руки. Они говорили отцу: "Если ты их не заберешь, мы их сломаем или выбросим".
Около 25 лет назад Амнон Вайнштайн начал целенаправленно скупать в Европе инструменты, хозяева которых погибли в концлагерях. Как известно, струнный инструмент умирает, если не звучит, поэтому вскоре Вайнштайн начал организовывать концерты для своих "скрипок надежды". Но чтобы на его инструментах играли музыканты одного из лучших оркестров Германии - об этом он не мог и помыслить…
Берлинские филармоники: от "рейхсоркестра" к "скрипкам надежды"
Большое значение имел концерт 27 января и для берлинского оркестра, пользовавшегося в годы "третьего рейха" особыми привилегиями и именовавшегося "рейхсоркестром". Столичный оркестр являлся одной из визитных карточек "истинно арийской культуры" и находился под особым покровительством министра пропаганды Йозефа Геббельса (Joseph Goebbels).
Четверо выдающихся музыкантов-евреев еще в 1934 году были вынуждены покинуть оркестр, среди них - первый концертмейстер Шимон Гольдберг (Szymon Goldberg). Правда, художественный руководитель Берлинских филармоников Вильгельм Фуртвенглер (Wilhelm Furtwängler), великий дирижер, идеологически, увы, запятнавший себя близостью к национал-социалистическому режиму, сумел настоять на том, чтобы в оркестре могли остаться музыканты, чьи отец или мать были евреями. Это спасло многим из них жизнь…
…После концерта в Берлинской филармонии Амнон Вайнштайн достал из кармана большой клетчатый носовой платок. "Подождите, дайте дух перевести", - отмахнулся он от фотографов. И даже его жена Асси Вайнштайн ничего не сказала.
Сара Хофман, Анастасия Буцко
Источник 03.02.15 1306
Коллекционеры и коллекции
На правах рекламы:
Похожие материалы:
Книги для коллекционеров:
Всего комментариев: 0 | |