Скрипка мастера Степана Доброва с Чайковским на грифе
Всероссийское музейное объединение музыкальной культуры имени М. И. Глинки представляет скрипку работы мастера Степана Михайловича Доброва. Уникальность скрипки заключается в её особом оформлении: колковая коробка инструмента украшена скульптурным изображением головы композитора Петра Ильича Чайковского.
Подобным образом мастер украсил также виолончель и альт, создав струнно-смычковый квартет (вторая квартетная скрипка, в отличие от первой, сделана с традиционным завитком на окончании колковой коробки). Инструменты были изготовлены к юбилею (предположительно, к 120-летию со дня рождения) великого русского композитора.
Скрипки, альт и виолончель хранятся во ВМОМК им. М. И. Глинки (вдова мастера передала их Музейному объединению 1974 году).
Степан Михайлович Добров был ярким представителем советской школы скрипичных мастеров. В 1930-е годы мастер работал в Реставрационно-производственной мастерской при Московской государственной консерватории имени П. И. Чайковского. В этой опытно-показательной мастерской, созданной для построения новых концертных инструментов, под руководством и по методу одного из основоположников советской школы скрипичных мастеров Евгения Францевича Витачека успешно работали Л.А. Горшков, Г.А. Морозов, Я.И. Косолапов, Н.М. Фролов и другие мастера.
С. Добров также работал в мастерской Государственного музыкально-педагогического института имени Гнесиных. «Мастер Добров был обаятельным стариком с очень благородной внешностью и, очевидно, мастером высокой квалификации. Он слепил мою скрипку, как мозаику. Когда я получила её уже готовую, то не поверила своим глазам – настолько это была блестящая работа», – рассказывала педагог Гнесинского института Евгения Чугаева («Воспоминания»).
Традиция использования музыкального инструмента не только как акустического источника, но и как предмета украшения интерьера, сувенира или подарка берёт начало в XVIXVIII веках и встречается, в частности, в работах французских скрипичных мастеров. Украшение именно головки струнного инструмента скульптурным портретом связано с тем, что она не включена в процесс звукообразования.
Завиток колковой коробки всегда служил чем-то вроде фирменного клейма создателя. Некоторые мастера заменяли завиток резной головой льва – так, например, делал в XVII веке Джованни Паоло Маджини. Мастера XIX века, удлиняя шейку старинных скрипок, стремились сохранить головку и завиток как привилегированное «свидетельство о рождении». Истории также известны музыкальные инструменты, украшенные резным изображением Н. Паганини и других исполнителей.
До 27 апреля 2016 г. в Музее "П.И. Чайковский и Москва", Кудринская пл., 46/54
06.04.16 2816
Выставки, ярмарки, музеи
На правах рекламы:
Похожие материалы:
Книги для коллекционеров:
Всего комментариев: 0 | |