Сергей РОМАНОВ, историк, исследователь и реставратор, коллекционер
У каждого из нас в детстве был плюшевый мишка и, наверняка, не один. А уж сколько видов этой замечательной игрушки и сколько фирм и фабрик ее выпускало, пожалуй, и перечесть невозможно. Мягкий медвежонок завоевал сердца во всем мире, и нам кажется, что он был всегда. Однако в действительности игрушечному мишке совсем недавно исполнилось только сто лет.
Самый первый мишка был немецкого происхождения, у него были нарушенные удлиненные пропорции лап и мордочки, туловище имело горбик на спине, глаза из черных деревянных башмачных пуговиц были близко посажены. Как он появился на свет? Об этом — наша небольшая историческая справка...
Началось все с «типично женского» занятия — шитья. У истоков революционного преобразования мирового игрушечного рынка стояла всего-навсего подушечка для иголок, которая имела вид фетрового слоника. Появилась она в 1880 году — так был сделан первый шаг. Фетровые слоны очень быстро перекочевали из коробки со швейными принадлежностями в сундук с игрушками, и симпатичные маленькие зверьки положили начало большому делу. И здесь необходимо вспомнить о Маргарите Аполлон Штайф, основательнице всемирно известной фирмы по производству мягких игрушек. Ее имя стало одним из самых значимых в истории игрушечного бизнеса. Именно ей с помощью милых фетровых слоников удалось занять лидирующее положение в игрушечной промышленности, где в то время решающую роль играли мужчины. Она успешно вращалась в производственном бизнесе, оставаясь прикованной к инвалидной коляске (Маргарита была неизлечимо больна с детства). Дело успешно разворачивается, появляются все новые и новые рекламные заметки о фабрике по производству игрушек из фетра. С дальновидностью прирожденного предпринимателя M.Штайф удается правильно оценить возможности игрушечной индустрии. Фирма завязывает международные контакты и удерживает своих клиентов качеством продукции и безупречным обслуживанием. Однако произвести настоящую сенсацию и покорить сначала американский, а затем и мировой рынок помогла просто счастливая случайность.
Лейпцигская ярмарка 1903 года. Штайф представляет новую игрушку: медвежонка с подвижными, как у куклы, частями. Это изобретение Рихарда Штайфа, одного из племянников Маргариты, не пользовалось популярностью на рынке, поэтому она была настроена скептически и сначала не хотела выставлять новинку. Однако племяннику все-таки удалось ее убедить. На ярмарке публика до последней минуты не симпатизирует медвежонку. Но в один прекрасный момент появляется некий американец и неожиданно закупает сразу всю коллекцию. Оказывается, в США в это время буквально царила «медвежья истерия». Она была связана с тем, что весьма солидная газета опубликовала маркированный рисунок, где был изображен Теодор Рузвельт с беззащитным медвежонком на руках: президент не смог убить малыша во время охоты. Фирма Штайф называет свою продукцию по прозвищу американского президента — «Тедди».
С мишкой Тедди в детскую жизнь вошла уютная кукла неопределенного пола. Появление такой игрушки было блестящим ходом как с коммерческой, так и с педагогической точек зрения. Отныне играть в куклы могли не только девочки, но и мальчики, для которых раньше это занятие считалось предосудительным.
Итак, мишка стал сенсацией, последним криком моды и лучшим другом, причем не только для детей. Во время первой мировой войны миллионы маленьких Тедди сидели в окопах и шли в атаку вместе с немецкими солдатами.
Что же касается русских, т.e. советских, мишек, то был среди них один не менее героический косолапый, чем немецкие собратья. В 1934 году в СССР была создана научная экспедиция на ледоколе «Челюскин», она отправилась на Северный полюс для исследования этих широт. Членом экспедиции была одна молодая женщина — Анна Петровна Сушкина, специалист по животному миру Арктики, дочь известного профессора океанологии Петра Петровича Сушкина. И чтобы Анне Петровне одной не было скучно в каюте, команда подарила ей перед отплытием большого плюшевого мишку. Мишка стал членом экспедиции и дрейфовал вместе с командой на льдине в Северном Ледовитом океане. В Госархиве СССР сохранились даже кадры видеохроники спасенных челюскинцев, когда они сходят с самолета Водопьянова, есть там и этот медведь в руках Анны Петровны.
Сколько малышей осенью 1941 по сигналу воздушной тревоги брали своих единственных друзей-мишек в бомбоубежище и обнимали их во время налетов! Теперь же стареющие дети 30-х годов приносят эти игрушки в коллекцию. Приносят вместе с историей и памятью о детстве, оборванном войной.
Я создаю музей, и среди многочисленных экспонатов есть игрушечные медведи, когда-то принадлежавшие обычным с виду детям, которые жили, играли со своими медвежатами и не знали, что потом, через много-много лет их имена войдут в российскую историю, а их игрушки станут предметами музейной коллекции. Так, ко мне попал полулысый медвежонок 1904 года, принадлежавший Моте Бланте-ру, да-да, тому самому известному композитору Матвею Блантеру, написавшему легендарную «Катюшу» и «В лесу прифронтовом». После смерти Блантера родственники передали его мишку в коллекцию.
Другой же мишка по кличке «Зеленый» (так его назвали из-за необычного окраса) принадлежал сразу трем известным личностям XX столетия. Сначала Анастасии Цветаевой, младшей сестре Марины Цветаевой, знаменитой и всеми любимой поэтессы. Барышня получила его в подарок, когда ей исполнилось 10 лет, ведь девочкам всегда любили дарить игрушки. Потом, в начале 1930-х годов, перед отъездом за границу Анастасия дарит его своей близкой подруге Фаине Георгиевне Раневской. А в 1939 году после съемок комедии «Подкидыш» Фаина Георгиевна передарила мишку Веронике Лебедевой — исполнительнице главной роли девочки Наташи. Вероника с родителями часто ходила в гости к Раневской, и единственную игрушку, хранящуюся в доме, Фаина Георгиевна просто не могла не подарить полюбившейся ей девчушке.
Когда в 1938 году фашисты бомбили Мадрид, советское правительство и Красный Крест взяли на себя ответственность принять на территорию Советского Союза испанских детей. Так вместе со своим маленьким другом — трехлетним Антонием Чекгисом — приплыл на пароходе в Россию еще один мишка. Мальчик вырос, а игрушка сохранилась. Они не вернулись обратно, потому что все испанские дети, которые попали в нашу страну, стали ее законными гражданами.
Сколько таких историй... У любого старого, молчаливого друга нашего детства — своя история... Сколько горестных и радостных моментов жизни хранят в себе эти милые свидетели эпохи, они все помнят. Но пусть это так и останется чьей-то тайной.
Что же касается современных медвежат, то их разнообразие весьма широко: от самых причудливых форм и оттенков, от ультраядовитых до изысканных, новомодных в причудливых нарядах и шляпах, коллекционных образцов.
Размеры игрушечных медведей самые разные: от крохотных до огромных, больше семилетнего ребенка. Маленькие дети всегда тянутся к крупным игрушкам, хотя играть с ними совсем неудобно. Малышам гораздо лучше подойдут маленькие игрушки, их и в кулачок зажать можно, и общаться с ними куда легче.
Самый первый мишка был немецкого происхождения, у него были нарушенные удлиненные пропорции лап и мордочки, туловище имело горбик на спине, глаза из черных деревянных башмачных пуговиц были близко посажены. Как он появился на свет? Об этом — наша небольшая историческая справка...
Началось все с «типично женского» занятия — шитья. У истоков революционного преобразования мирового игрушечного рынка стояла всего-навсего подушечка для иголок, которая имела вид фетрового слоника. Появилась она в 1880 году — так был сделан первый шаг. Фетровые слоны очень быстро перекочевали из коробки со швейными принадлежностями в сундук с игрушками, и симпатичные маленькие зверьки положили начало большому делу. И здесь необходимо вспомнить о Маргарите Аполлон Штайф, основательнице всемирно известной фирмы по производству мягких игрушек. Ее имя стало одним из самых значимых в истории игрушечного бизнеса. Именно ей с помощью милых фетровых слоников удалось занять лидирующее положение в игрушечной промышленности, где в то время решающую роль играли мужчины. Она успешно вращалась в производственном бизнесе, оставаясь прикованной к инвалидной коляске (Маргарита была неизлечимо больна с детства). Дело успешно разворачивается, появляются все новые и новые рекламные заметки о фабрике по производству игрушек из фетра. С дальновидностью прирожденного предпринимателя M.Штайф удается правильно оценить возможности игрушечной индустрии. Фирма завязывает международные контакты и удерживает своих клиентов качеством продукции и безупречным обслуживанием. Однако произвести настоящую сенсацию и покорить сначала американский, а затем и мировой рынок помогла просто счастливая случайность.
Лейпцигская ярмарка 1903 года. Штайф представляет новую игрушку: медвежонка с подвижными, как у куклы, частями. Это изобретение Рихарда Штайфа, одного из племянников Маргариты, не пользовалось популярностью на рынке, поэтому она была настроена скептически и сначала не хотела выставлять новинку. Однако племяннику все-таки удалось ее убедить. На ярмарке публика до последней минуты не симпатизирует медвежонку. Но в один прекрасный момент появляется некий американец и неожиданно закупает сразу всю коллекцию. Оказывается, в США в это время буквально царила «медвежья истерия». Она была связана с тем, что весьма солидная газета опубликовала маркированный рисунок, где был изображен Теодор Рузвельт с беззащитным медвежонком на руках: президент не смог убить малыша во время охоты. Фирма Штайф называет свою продукцию по прозвищу американского президента — «Тедди».
С мишкой Тедди в детскую жизнь вошла уютная кукла неопределенного пола. Появление такой игрушки было блестящим ходом как с коммерческой, так и с педагогической точек зрения. Отныне играть в куклы могли не только девочки, но и мальчики, для которых раньше это занятие считалось предосудительным.
Итак, мишка стал сенсацией, последним криком моды и лучшим другом, причем не только для детей. Во время первой мировой войны миллионы маленьких Тедди сидели в окопах и шли в атаку вместе с немецкими солдатами.
Что же касается русских, т.e. советских, мишек, то был среди них один не менее героический косолапый, чем немецкие собратья. В 1934 году в СССР была создана научная экспедиция на ледоколе «Челюскин», она отправилась на Северный полюс для исследования этих широт. Членом экспедиции была одна молодая женщина — Анна Петровна Сушкина, специалист по животному миру Арктики, дочь известного профессора океанологии Петра Петровича Сушкина. И чтобы Анне Петровне одной не было скучно в каюте, команда подарила ей перед отплытием большого плюшевого мишку. Мишка стал членом экспедиции и дрейфовал вместе с командой на льдине в Северном Ледовитом океане. В Госархиве СССР сохранились даже кадры видеохроники спасенных челюскинцев, когда они сходят с самолета Водопьянова, есть там и этот медведь в руках Анны Петровны.
Сколько малышей осенью 1941 по сигналу воздушной тревоги брали своих единственных друзей-мишек в бомбоубежище и обнимали их во время налетов! Теперь же стареющие дети 30-х годов приносят эти игрушки в коллекцию. Приносят вместе с историей и памятью о детстве, оборванном войной.
Я создаю музей, и среди многочисленных экспонатов есть игрушечные медведи, когда-то принадлежавшие обычным с виду детям, которые жили, играли со своими медвежатами и не знали, что потом, через много-много лет их имена войдут в российскую историю, а их игрушки станут предметами музейной коллекции. Так, ко мне попал полулысый медвежонок 1904 года, принадлежавший Моте Бланте-ру, да-да, тому самому известному композитору Матвею Блантеру, написавшему легендарную «Катюшу» и «В лесу прифронтовом». После смерти Блантера родственники передали его мишку в коллекцию.
Другой же мишка по кличке «Зеленый» (так его назвали из-за необычного окраса) принадлежал сразу трем известным личностям XX столетия. Сначала Анастасии Цветаевой, младшей сестре Марины Цветаевой, знаменитой и всеми любимой поэтессы. Барышня получила его в подарок, когда ей исполнилось 10 лет, ведь девочкам всегда любили дарить игрушки. Потом, в начале 1930-х годов, перед отъездом за границу Анастасия дарит его своей близкой подруге Фаине Георгиевне Раневской. А в 1939 году после съемок комедии «Подкидыш» Фаина Георгиевна передарила мишку Веронике Лебедевой — исполнительнице главной роли девочки Наташи. Вероника с родителями часто ходила в гости к Раневской, и единственную игрушку, хранящуюся в доме, Фаина Георгиевна просто не могла не подарить полюбившейся ей девчушке.
Когда в 1938 году фашисты бомбили Мадрид, советское правительство и Красный Крест взяли на себя ответственность принять на территорию Советского Союза испанских детей. Так вместе со своим маленьким другом — трехлетним Антонием Чекгисом — приплыл на пароходе в Россию еще один мишка. Мальчик вырос, а игрушка сохранилась. Они не вернулись обратно, потому что все испанские дети, которые попали в нашу страну, стали ее законными гражданами.
Сколько таких историй... У любого старого, молчаливого друга нашего детства — своя история... Сколько горестных и радостных моментов жизни хранят в себе эти милые свидетели эпохи, они все помнят. Но пусть это так и останется чьей-то тайной.
Что же касается современных медвежат, то их разнообразие весьма широко: от самых причудливых форм и оттенков, от ультраядовитых до изысканных, новомодных в причудливых нарядах и шляпах, коллекционных образцов.
Размеры игрушечных медведей самые разные: от крохотных до огромных, больше семилетнего ребенка. Маленькие дети всегда тянутся к крупным игрушкам, хотя играть с ними совсем неудобно. Малышам гораздо лучше подойдут маленькие игрушки, их и в кулачок зажать можно, и общаться с ними куда легче.
Для домашнего изготовления предлагаю Вам сегодня классического мишку с подвижными частями тела. Изготовить такую игрушку можно из кусочков старого однотонного плюша, бархата, байки, фланели, вельвета или сукна.
Для начала проутюжьте горячим утюгом с изнаночной стороны приготовленный для работы материал, затем переведите выкройку с изнанки. После того, как все детали разместились на кусочке ткани, аккуратно вырезаем их ножницами, прибавляя примерно 0,5—0,7 см на швы. Игрушку можно сшивать вручную или на швейной машинке.
Самое главное — не забыть оставить дырочки в деталях для вывертывания на лицевую сторону и набивки. Обычно это верхние части лап (около плеч), нижняя часть головы (у шеи), нижние части ушей и верх (горловина) у туловища.
Чтобы вывернуть детали, можно использовать карандаш, палочку с тупым концом или не острый пинцет. Набивать детали лучше всего, в гигиенических целях, рыхлой синтетической ватой или синтепоном (для того, чтобы игрушку можно было легко стирать). Также для набивки подойдут мелко порезанные кусочки старых полиамидных (эластичных) колготок.
После набивки детали нужно аккуратно зашить. Есть особые правила: уши зашивают сразу после вывертывания, края после вывертывания подгибают внутрь и зашивают потайными стежками. Так же подгибают и зашивают верхние края лап после набивки. Нижнюю часть головы и верхнюю часть туловища зашивают иначе. Подгибают внутрь край, а затем иголкой с ниткой собирают и утягивают его по кругу. Отверстие уменьшится, таким образом, до минимального размера.
Потом голова пришивается к туловищу по кругу потайными, еле заметными частыми стежками.
После этого к голове прикрепляются уши, сверху по бокам, где они и должны обычно располагаться. Пришивают так же, потайными стежками. Линию пришивания ушей можно немного изогнуть, чтобы у уха был внутренний изгиб.
Когда голова и туловище сшиты и уши уже на месте, приступаем к оформлению мордочки. Берем пуговки черного цвета, лучше всего гладкие, полукруглые, на ножке, подбираем их по размеру, чтобы не были слишком большие или, наоборот, маленькие.
Можно взять простые гладкие черные бусины, утянув место их крепления немного вглубь головы, так, чтобы образовались глазные впадины. Затем вышиваем нос и ротик. Для этого лучше всего подойдут черные или темно-коричневые шерстяные или шелковые нитки.
И, наконец, начинаем пришивать лапы. Берется самая большая игла с большим ушком. Нам понадобятся крученые плотные нитки. Вдеваем их вдвое, а лучше даже вчетверо. Делаем тугой узел на конце и продергиваем нить в плечевую часть лапы насквозь. Затем лапу с ниткой и иглой продергиваем через плечевую часть туловища, насквозь, так, чтобы лапа плотно прилегала к плечу, и продергиваем еще через одну лапу. Таким образом, все детали прокалываются насквозь. После этого игла возвращается обратно через туловище в первую лапу и выводится внутрь. Нитка закрепляется двумя узлами и обрезается. Обе пары лап прикрепляются при помощи ниточной стяжки, почти как пуговицы. Когда игрушка будет готова, ей можно повязать на шею бант или сшить одежду, как кукле.
Статья "МЕДВЕЖЬЯ ИСТОРИЯ" из журнала «Игра и дети», christmascollection.narod.ru
Для начала проутюжьте горячим утюгом с изнаночной стороны приготовленный для работы материал, затем переведите выкройку с изнанки. После того, как все детали разместились на кусочке ткани, аккуратно вырезаем их ножницами, прибавляя примерно 0,5—0,7 см на швы. Игрушку можно сшивать вручную или на швейной машинке.
Самое главное — не забыть оставить дырочки в деталях для вывертывания на лицевую сторону и набивки. Обычно это верхние части лап (около плеч), нижняя часть головы (у шеи), нижние части ушей и верх (горловина) у туловища.
Чтобы вывернуть детали, можно использовать карандаш, палочку с тупым концом или не острый пинцет. Набивать детали лучше всего, в гигиенических целях, рыхлой синтетической ватой или синтепоном (для того, чтобы игрушку можно было легко стирать). Также для набивки подойдут мелко порезанные кусочки старых полиамидных (эластичных) колготок.
После набивки детали нужно аккуратно зашить. Есть особые правила: уши зашивают сразу после вывертывания, края после вывертывания подгибают внутрь и зашивают потайными стежками. Так же подгибают и зашивают верхние края лап после набивки. Нижнюю часть головы и верхнюю часть туловища зашивают иначе. Подгибают внутрь край, а затем иголкой с ниткой собирают и утягивают его по кругу. Отверстие уменьшится, таким образом, до минимального размера.
Потом голова пришивается к туловищу по кругу потайными, еле заметными частыми стежками.
После этого к голове прикрепляются уши, сверху по бокам, где они и должны обычно располагаться. Пришивают так же, потайными стежками. Линию пришивания ушей можно немного изогнуть, чтобы у уха был внутренний изгиб.
Когда голова и туловище сшиты и уши уже на месте, приступаем к оформлению мордочки. Берем пуговки черного цвета, лучше всего гладкие, полукруглые, на ножке, подбираем их по размеру, чтобы не были слишком большие или, наоборот, маленькие.
Можно взять простые гладкие черные бусины, утянув место их крепления немного вглубь головы, так, чтобы образовались глазные впадины. Затем вышиваем нос и ротик. Для этого лучше всего подойдут черные или темно-коричневые шерстяные или шелковые нитки.
И, наконец, начинаем пришивать лапы. Берется самая большая игла с большим ушком. Нам понадобятся крученые плотные нитки. Вдеваем их вдвое, а лучше даже вчетверо. Делаем тугой узел на конце и продергиваем нить в плечевую часть лапы насквозь. Затем лапу с ниткой и иглой продергиваем через плечевую часть туловища, насквозь, так, чтобы лапа плотно прилегала к плечу, и продергиваем еще через одну лапу. Таким образом, все детали прокалываются насквозь. После этого игла возвращается обратно через туловище в первую лапу и выводится внутрь. Нитка закрепляется двумя узлами и обрезается. Обе пары лап прикрепляются при помощи ниточной стяжки, почти как пуговицы. Когда игрушка будет готова, ей можно повязать на шею бант или сшить одежду, как кукле.
Статья "МЕДВЕЖЬЯ ИСТОРИЯ" из журнала «Игра и дети», christmascollection.narod.ru
Оцените материал:
19.12.10 1860
Коллекционеры и коллекции
На правах рекламы:
Похожие материалы:
Книги для коллекционеров:
Всего комментариев: 0 | |