Друзья, вы можете стать героями нашего портала. Если у вас есть коллекция, расскажите нам.


Российские антиквары и арт-дилеры объявили, что планируют создание гильдии оценщиков.



Российские антиквары и арт-дилеры объявили, что планируют создание гильдии оценщиков при Международной конфедерации антикваров и арт-дилеров (МКААД).

При этом президент новой гильдии Михаил Перченко обвинил единственную российскую компанию, занимающуюся оценкой произведений искусства, "Арт консалтинг", в непрофессионализме.

 В ответ "Арт консалтинг" потребовал официального опровержения сказанного.

Проблема оценки произведений искусства не менее сложна, чем проблема экспертизы. Вернее сказать, экспертиза и оценка — это звенья одной цепи, связывающей продавца и покупателя, или, например, коллекционера, страховщика и банк, в котором он хочет получить кредит. Все эти сервисные структуры (институты экспертизы и оценки, страхование, так же как и хранение и информационные услуги, вроде рейтингов и индексов продаж) — столетиями формировались на Западе параллельно развитию арт-рынка. В России они не сформированы вовсе — и первые шаги в их развитии начали делаться буквально последние три-четыре года.

Сейчас в России существует одна конфедерация антикваров (МКААД) с гильдией экспертов при ней. И одна частная компания, занимающаяся экспертизой и оценкой,— "Арт консалтинг", и инициированная ею организация экспертов НОЭКСИ. Списки экспертов в обеих экспертных организациях во многом совпадают — так как ими, что вполне объяснимо, выступают музейные работники, которым запрещено делать коммерческую экспертизу на своем рабочем месте в музее. Антиквары считают, что "Арт консалтинг" не лидер в своей нише, а монополист, пользующийся поддержкой государства. "Арт консалтинг" считает, что если оценкой будут заниматься сами антиквары, то злоупотребления неизбежны. Даже одни и те же цифры — например, процент произведений, получивших отрицательный результат вследствие экспертизы "Арт консалтинга" — они трактуют диаметрально. Повышение этого процента (с 60,5% в 2005 году до 78,3% в 2009 году) "Арт консалтинг" оценивает как признак сокращения на антикварном рынке подлинных произведений искусства. А антиквары считают, что чем больше сомнительных произведений отсеилось на стадии экспертизы, тем меньше их появляется на рынке.

Официальная оценка произведений искусства — это то, без чего ныне не обойтись. Все больше коллекционеров, частных или корпоративных, нуждаются в страховании живописи, бронзы, серебра и прочего — например для того, чтобы иметь возможность взять под их обеспечение кредит в банке. На западе экспертизой и оценкой занимаются независимые друг от друга организации и специалисты. У нас пока что экспертиза и оценка предлагаются пакетом — и нет разницы, кого из конкурентов вы выберете.

Член Международной конфедерации антикваров и арт-дилеров (МКААД) ОЛЕГ ТАИРОВ, один из инициаторов создания Гильдии оценщиков, ответил на вопросы "Ъ".

— Зачем создается Гильдия оценщиков?

— В нашей стране зарегистрировано достаточное количество гильдий оценщиков в сфере промышленности в форме СРО (саморегулируемой организации), которые осуществляют свою деятельность на конкурентной основе, обеспечивая ее объективность. Но в области искусства оценочная деятельность в нашей стране находится в зачаточном состоянии.

В оценке стоимости произведений искусства выделяют оценку аутентичности и художественной ценности произведения и оценку рыночной стоимости на момент проведения этой оценки, которая зависит от многих рыночных и социально-психологических факторов. В мире эти оценки проводятся различными независимыми друг от друга компаниями.

— А как это происходит в России?

— В законодательстве РФ, как и во множестве других стран, четко зафиксировано положение о независимости деятельности оценщиков от госструктур и фирм-производителей. В нашей стране после волевых решений правительства музеям и другим институтам запрещено заниматься искусствоведческой экспертизой для частных граждан. После 2007 года установилась монополия на этот вид деятельности двух государственных организаций — Всероссийского художественного научно-реставрационного центра имени Грабаря и Государственного научно-исследовательского института реставрации и одной частной компании "Арт консалтинг", в состав учредителей которой входят бывшие сотрудники Минкульта. Последняя компания занимается в том числе и посреднической деятельностью, организуя экспертизу произведений, которую проводят на коммерческой основе работники тех же музеев, которым запретили этот вид деятельности по месту работы.

— Что дало вашим коллегам основание обвинять "Арт консалтинг" в монополизме?

— При поддержке Министерства культуры создана стройная монопольная структура по регулированию экспертизы, оценки и сбору средств по закону о праве наследования, которая включает в себя следующие организации: компанию "Арт консалтинг" (учредители — частные лица), гильдию экспертов в форме некоммерческого партнерства НОЭКСИ (инициатор создания — "Арт консалтинг"), компанию по сбору средств УПРАВИС (учредители — "Арт консалтинг", НОЭКСИ, Фонд Петра Кончаловского), аккредитованную Росохранкультурой. Сейчас к этому конгломерату присоединяется вновь образуемый ПИФ (основной учредитель — УК "Лидер") для работы с художественными ценностями.

Председатель правления группы компаний "Арт консалтинг" и НОЭКСИ — Евгений Зяблов (бывший директор РОСИЗО, который к тому же является руководящим работником УК "Лидер"), а гендиректор "Арт консалтинга" — Денис Лукашин, который также является директором УПРАВИС и членом НОЭКСИ. Компаньонами по ПИФу являются и "Газпром", и Ингосстрах (который, в свою очередь, является партнером Lloyd`s), а исполнительный директор "РЕСО-Гарантии" Леонид Надиров и вовсе председатель правления УПРАВИС.

— Что хотят противопоставить этому антиквары?

— Международная конфедерация антикваров и арт-дилеров включает участников не только стран СНГ, но и других. Кроме того, МКААД является членом CINOA (международной ассоциации антикваров), а также членом Московской торгово-промышленной палаты. Члены конфедерации обладают многолетним опытом работы на внутреннем и зарубежном рынках искусства и де-факто выполняют функции оценщиков для своих клиентов. При МКААД аккредитовано достаточно большое количество экспертов-искусствоведов, которым безусловно доверяют ее члены. Создание гильдии оценщиков при МКААД — логический шаг по пути дальнейшей легализации всех оттенков антикварной деятельности и правовой обеспеченности этой работы в рамках полноценной саморегулируемой организации в соответствии с законами РФ.

Генеральный директор компании "Арт консалтинг" Денис Лукашин ответил на вопросы "Ъ".

— Михаил Перченко, президент создающейся гильдии оценщиков при МКААД, усомнился в профессионализме вашей компании. Чем вы это объясняете?

— Когда я слышу такое от арт-дилеров, то объясняю это одним — у кого-то из них очередная неприятность: наши эксперты не подтвердили подлинность очередной из проданных работ или оценили ее в разы меньше, чем продавец. Арт-дилеры хотят быть не только продавцами, но и экспертами и оценщиками искусства. Собственно, создание гильдии при МКААД связано с нынешним кризисом доверия коллекционеров и инвесторов к российским продавцам искусства. Арт-дилерами накоплено множество вещей сомнительного качества и их цели очевидны — "усыпить бдительность" клиентов и лишить их альтернативных способов самозащиты. "Арт консалтинг" уже более шести лет является лидером в области экспертизы и оценки искусства в России. Наши заключения признаются не только известными коллекционерами и антикварами — в числе наших постоянных клиентов "Альфа-групп", АФК "Система", Банк Москвы, Внешэкономбанк, Газпромбанк, "Ингосстрах", "Ресо Гарантия" и другие. Мы проводим экспертизу и оценку для администрации президента России, МВД, Генпрокуратуры, Росохранкультуры.

В основе нашей работы — сочетание искусствоведческой, технологической экспертизы и стоимостной оценки. Целесообразность такого неразрывного комплекса обусловлена огромным количеством подделок на рынке, от приобретения которых и защищает своих клиентов "Арт консалтинг".

— Вы видите в создании гильдии оценщиков при Международной конфедерации антикваров и арт-дилеров конфликт интересов?

— Разделение функций торговли и независимой экспертизы и оценки — способ избежать недобросовестности и злоупотреблений. Развитие на арт-рынке независимых институтов оценки и экспертизы неизбежно, как бы этому ни препятствовали сообщества его игроков. А вот существование закрытых карманных гильдий оценщиков "при продавцах", которые даже своим названием входят в конфликт с российским законодательством, требующим независимости оценки, это скорее анахронизм и юридическое недоразумение.

— Не кажется ли вам, что когда одни и те же люди (то есть вы) возглавляют сразу несколько работающих в одной сфере компаний, это дает основание для обвинений в монополизме?

— Я имею отношение к трем организациям сферы искусства — "Арт консалтинг", НОЭКСИ и УПРАВИС. Все упомянутые организации абсолютно не зависят друг от друга. НОЭКСИ — саморегулируемая некоммерческая организация экспертов искусства, ее совет — коллегиальный орган из 20 человек, и я лишь один из них. УПРАВИС, где я являюсь директором,— некоммерческое партнерство по защите авторских прав художников и их наследников. К государству мы никакого отношения не имеем.

— То, что экспертные заключения "Арт консалтинга" и его оценка являются основанием для перестраховывания произведений у Lloyd's, всегда казалось одним из самых главных достоинств компании. Как это работает?

— Действительно, "Арт консалтинг" — единственный эксперт и оценщик из России, признанный Lloyd's. Это означает, что если произведения прошли экспертизу и оценку в "Арт консалтинге", то их владелец может застраховать (или перестраховать) их в Lloyd's с лимитом в $100 млн за единичный риск без ограничения числа рисков. Если же клиент хочет застраховать коллекцию в России, он должен сделать это в российской страховой компании и тогда Lloyd's примет эти риски к перестрахованию. Вот почему "Арт консалтинг" признается всеми страховыми компаниями России. Я думаю, вы понимаете, что признание мировым страховым рынком — это не причина успехов "Арт консалтинга", а прямое следствие его многолетней безукоризненной профессиональной деятельности.

ТАТЬЯНА Ъ-МАРКИНА, Газета «Коммерсантъ»
Оцените материал: 0.0/0

    29.10.09 1835 antikvarius 
экспертиза и оценка антиквариата, коллекционер, коллекционирование, коллекция, антиквариат
Антикварные новости


На правах рекламы:



Похожие материалы:



Книги для коллекционеров:


Всего комментариев: 0
avatar