Центральным событием недели торгов русским искусством в Лондоне стала продажа лота, не имеющего прямого отношения к живописи или скульптуре, но при этом уникального для культуры страны. С молотка ушел архив кинорежиссера Андрея Тарковского, охватывающий 1967-1986 годы жизни и работы человека, ставшего одной из ключевых фигур отечественного и мирового кинематографа XX века. Архив был продан представителю Ивановской области (родины режиссера) в 15 раз дороже оценки, что позволило аукционистам говорить о триумфальном завершении торгов.
Официально Sotheby's объявил о продаже архивных материалов, собиравшихся долгие годы другом Тарковского и киноведом Ольгой Сурковой, 6 ноября. На аукцион "Книги о музыке, манускрипты, русская и европейская литература" архив выставлялся единым лотом, и это, безусловно, подогрело интерес к торгам, как и то, что рабочие материалы режиссера "Андрея Рублева" и "Соляриса" ранее никогда не меняли владельца. Сам аукционный дом, естественно, делал ставку на российских покупателей, тогда как в России не спешили с прогнозами относительно скорого возвращения домой архива, уже 30 лет находящегося за рубежом.
Архив Тарковского оценивался в 80-100 тысяч фунтов стерлингов (128-160 тысяч долларов), и с самого начала было понятно, что сумма эта для бюджетных организаций, таких, например, как Госфильмофонд, немаленькая, так что рассчитывать нужно на меценатов и на указку "сверху" - иначе за три недели деньги не собрать. Среди потенциальных покупателей назывались зарубежный фонд Тарковского, иностранные и русские коллекционеры, американские университеты и разбросанные по миру музеи кино. Ивановскую область вряд ли воспринимали всерьез, хотя губернатор региона Михаил Мень даже в твиттере писал, что деньги надо искать всем миром. И деньги в итоге нашли именно на родине режиссера.
Бороться, впрочем, действительно было за что. Архив Тарковского включает сотни единиц рукописных текстов, писем, записных книжек, печатных сценариев к "Солярису", "Зеркалу", "Сталкеру", 32 аудиозаписи, 13 записей на дисках с его интервью (фонограмм с голосом режиссера сохранилось очень мало), фотоальбомы с семейными снимками (например, из его путешествий в США, Англии и Италии) и подготовительные материалы к книге "Запечатленное время", самому главному литературному труду Андрея Тарковского. Книга важна не только и даже не столько для изучающих теорию кино или историю кинематографа, сколько для исследователей самой личности режиссера. В ней он описывает свое отношение к профессии, пытается определить специфику киноискусства, говорит о проблеме времени в кинематографе и при этом об очень личных, автобиографичных моментах - о своем пути, своем видении искусства, своих фильмах. "Запечатленное время" наряду с кинолентами выдает масштаб фигуры режиссера-мыслителя, создавшего новый кинематографический язык. Его фильмы с невысоким темпом, особым поэтическим слогом и образностью, требующие осмысления, повлияли не на один десяток режиссеров и музыкантов разных поколений и направлений.
Помимо материалов к книге эксперты аукционного дома особо выделяли набросок письма, адресованного Тарковским Леониду Брежневу, где режиссер просил генсека разрешить к показу "Андрея Рублева" и дать ему право снимать, зарабатывать на жизнь. Для российских исследователей также важны все архивные материалы, датируемые последними годами жизни режиссера, которые он провел в Европе.
Представители Sotheby's описывали развернувшуюся борьбу за архив Андрея Тарковского как драматичную - изначально на него претендовали 22 покупателя, но до финальной части схватки, длившейся в общей сложности 18 минут, дошли только три покупателя, одним из которых оказался датский режиссер Ларс фон Триер. Сразу после известия о предстоящей продаже архива именно о фон Триере, называвшем Тарковского своим богом, вспомнила газета The Guardian - в одном из интервью на Каннском фестивале 2009 года режиссер, представлявший "Антихриста", объяснил, почему он посвятил свою ленту русскому режиссеру. Фон Триер тогда признался, что посмотрел "Зеркало" двадцать раз и что если он и может что-то назвать своей религией, то это творчество его создателя.
Помимо фон Триера за архив торговались представитель Ивановской области, а также некий неназванный коллекционер, но лот ушел за 1,49 миллиона фунтов стерлингов (около 2,4 миллиона долларов), превысив эстимейт практически в 15 раз, к региональным властям. Теперь, согласно их замыслу, архив, представляющий исключительную ценность и с материальной точки зрения, будет выставлен в доме-музее режиссера в городе Юрьевец. Каким образом обычно неспешным государственным структурам так быстро удалось собрать столь баснословную сумму, точно неизвестно, но, как и полагается, на акцию спасения культурного наследия потребовалась специальная отмашка министра культуры Мединского, не послушаться которого было нельзя.
По последним данным СМИ, в выкупе архива режиссера и сценариста участвовали Национальный фонд поддержки правообладателей (учрежденный Российским авторским обществом и Российским союзом правообладателей), директор РСП и РАО Сергей Федотов, пожертвовавший личные средства, общественные организации, бизнесмены, а также глава Союза кинематографистов Никита Михалков, также перечисливший свои деньги.
Приобретение архива Тарковского показательно во многих отношениях - и как история спасения национальной культуры, требующей обязательной жертвы и денег, и как демонстрация того, каким образом выстроена система: в одиночку музеям с этой задачей просто не справиться. Министерство культуры не имеет права участвовать в подобных торгах, а средств, предусмотренных бюджетом, на выкуп все равно никогда не хватит. Поэтому судьба миллионов других не менее важных архивов может сложиться не столь удачно, если на них не обратят власти предержащие. Интересно и другое: по некоторым данным, архив Тарковского Сурковой, живущей в Голландии, выставлялся на торги 6-7 лет назад и стоил значительно дешевле, около 12-30 тысячи долларов, но тогда им никто не заинтересовался. Если это действительно так, то Ивановская область, будь она чуть внимательнее, могла бы сэкономить уйму средств. В администрации же области, правда, утверждают, что ничего о прошлом аукционе не знали.
Наверное, сейчас принципиально другое: что же изменилось за прошедшие годы, что не купленный за 30 тысяч долларов архив ушел с молотка за 2,4 миллиона? Многие считают, что Тарковский, его роль в мировом кинематографе недооценены и ее еще только предстоит осознать до конца. Явно продажа архива совпала ростом исследовательского интереса к личности режиссера, которому в этом году исполнилось бы 80 лет. Возможно, и нынешний юбилей, и празднование 75-летия с ретроспективами, выставками, круглыми столами, выходом монографий сыграли важную роль в утверждении статуса Тарковского. Существенные шаги в этом направлении предпринимала, прежде всего, Ивановская область, в 2007 году организовавшая Международный кинофестиваль имени режиссера "Зеркало". Безусловно, губернатор Мень преследует и вполне конкретные цели - привлечение туристов; для области быть "родиной Тарковского" - это и имиджевый проект. Однако в нынешнем случае все же кажется, что то, чем именно руководствовался губернатор, не так уж важно.
Продажа архива Тарковского продолжила славные достижения русских торгов Sotheby's и Christie's этой недели, на которых были установлены несколько рекордов, а множество лотов ушло значительно выше оценки. Так, например, "Извозчик" Бориса Кустодиева был продан за семь миллионов долларов, почти в три раза дороже, чем ожидалось, а портрет режиссера Мейерхольда работы Юрия Анненкова, причем карандашный, на Sotheby's купили за миллион фунтов, хотя эстимейт произведения искусства не превышал 50 тысяч.
Успешность торгов объясняется, без сомнения, превосходным качеством лотов и явным интересом к русскому искусству и культуре, причем важно, что со стороны соотечественников. Озвученные же цены с уверенностью позволяют говорить о стабильности рынка русского искусства. И если в случае с "Извозчиком" и портретом Мейерхольда остается только завидовать новым владельцам, то с архивом Тарковского все обстоит иначе - повезло всем, ведь уже в июне 2013 года он будет выставлен в ивановском музее.
Источник 29.11.12 2840
Аукционы
На правах рекламы:
Похожие материалы:
Книги для коллекционеров:
Всего комментариев: 0 | |