Пикассо в Москве: из собрания Национального музея Пикассо, Париж.
Национальный музей Пикассо в Париже - уникальное собрание произведений великого мастера ХХ столетия. Отель Сале, памятник архитектуры эпохи Людовика XIV, расположенный в квартале Маре, в 1985 году стал домом для личной коллекции художника. Ее передала государству семья Пикассо после его смерти, вместо обычной уплаты налога на наследство. По завещанию Жаклин, жены художника (1990), музей дополнительно получил значительное количество произведений Пикассо, а в 1992 - его личный архив. Сегодня парижский музей по праву выступает основным центром изучения жизни и творчества Пикассо в мире.
Все другие собрания работ Пикассо состоят из произведений, когда-либо проданных самим художником или галереями. Коллекция Музея Пикассо в Париже - единственная из них, включающая только вещи, с которыми художник не расстался, избрав своими спутниками в долгой - более 70 лет - творческой жизни. Все они несут отпечаток личных, радостных или трагических, переживаний мастера, хранят тайны его сомнений и экспериментов, порой не предназначенных для посторонних глаз. Все вместе картины, графика, скульптура, объекты, документы Музея Пикассо передают атмосферу творческой лаборатории мастера и рождают ощущение живого присутствия неукротимого гения.
Музей Пикассо, временно закрытый на реконструкцию, сформировал передвижную выставку, предназначенную для показа в нескольких странах мира. При этом, при сохранении основного ядра, экспозиция в каждом отдельном случае имеет свою специфику. Выставка в Москве включает всего 240 экспонатов, не считая подсобных материалов: 88 картин, 30 скульптур и т.н. картин-рельефов, 6 предметов керамики, 61 рисунок, 4 гравюры, 39 оригинальных фотографий, 12 иллюстрированных книг. Они дают целостное и адекватное представление об уровне и составе всемирно известной коллекции, о ее шедеврах и неповторимой внутренней логике.
Экспозиция позволяет буквально год за годом проследить эволюцию всего творчества великого художника, начиная с его ранних опытов и кончая философскими творениями последних лет жизни.
Откроют выставку работы первых лет ХХ века - не по-юношески драматическая картина «Смерть Касахемаса», произведения голубого периода, отмеченные печатью меланхолии («Селестина»), розового периода, для которого характерны образы людей из мира цирка и бродячих комедиантов (скульптура «Шут»); гуашь «Два брата», исполненная в 1906 в Госоле. Энергию рождения кубизма заставят ощутить картины, графика и скульптура 1907-1908 годов, в том числе связанные с замыслом знакового для современного искусства полотна «Авиньонские девицы» («Сидящая обнаженная» и другие). Первоклассными вещами представлены периоды «аналитического» кубизма («Мужчина с гитарой», 1911) и «синтетического» кубизма («Мужчина с усами», 1914). Пикассо одним из первых обратился к технике коллажа, которой предстояло сыграть важную роль в экспериментах художников-авангардистов («Стакан, бутылка вина, пачка табака, газета», 1914). Особый интерес представляют так называемые «картины-рельефы», где Пикассо создает особое художественное пространство, балансируя на грани между живописью и скульптурой («Стакан, трубка, трефовый туз и игральная кость», 1914).
Не отказываясь от кубистического опыта, Пикассо, в некоторых работах 1914 года («Художник и его модель»), возвращается к реалистическому языку. Эта тенденция получит дальнейшее развитие в произведениях конца 1910-х - начала 1920-х годов, причем она сопряжена с обращением к классическому наследию, в том числе к традициям Энгра, что дало основание говорить о «неоклассицизме» у Пикассо, о периоде «энгризма» в его творчестве («Портрет Ольги в кресле», 1918, «Деревенский танец», 1922, «Пауло в костюме Арлекина», 1924). В эти годы, начиная с 1917, Пикассо занимался оформлением ряда постановок антрепризы Сергея Дягилева. Сотрудничество с дягилевскими Русскими балетами - центральный эпизод темы «Пикассо и Россия»; на выставке ему посвящен специальный раздел (30 рисунков и 20 фотографий). Среди экспонатов - портреты русской танцовщицы Ольги Хохловой, ставшей женой художника, самого Дягилева, композитора Игоря Стравинского, виртуозные и ироничные эскизы театральных костюмов к балетам «Парад», «Треуголка», «Пульчинелла», этюды для занавесей и декораций.
Особенно масштабно на выставке будет представлен период сближения Пикассо с сюрреализмом, начавшийся с середины 1920-х годов. Широко известные за рубежом, подобные произведения нечасто экспонируются в России. Именно им будут отведены наиболее зрелищные пространства в залах Пушкинского музея. То завораживающие, то насмешливые видения-гримасы - вольный и раскрепощенный язык зрелого творчества Пикассо - предстанут в живописи, скульптуре, графических набросках. «Игры» сюрреализма сменятся режущим, обжигающим искусством конца 1930-х - начала 1950-х годов, связанным с темой войны и смерти - от «Кошки, схватившей птицу» (1939) до эпической «Бойни в Корее» (1951). Эта социально заостренная позиция художника отчасти уравновешивается умиротворенным настроением произведений, связанных с «домашней» жизнью мастера («Клод рисующий, Франсуаз и Палома», 1954).
Поздний, завершающий период работы Пикассо - вторая половина 1950-х - начало 1970-х годов - будет представлен крупными, весомыми живописными работами, будто подводящими итог творческому труду художника, вступающего в диалог с великими мастерами прошлого («Завтрак на траве, по Мане», 1960). Этот эпилог завершит показ самых разных граней творческой личности Пикассо, постоянных метаморфоз его стиля.
В российских собраниях прекрасно представлена живопись художника до Первой мировой войны, а также его поздняя печатная графика. Но такую полную и систематически выстроенную панораму творчества Пикассо в целом российские зрители увидят впервые. Тем не менее, по замыслу организаторов, произведения из коллекции ГМИИ имени А.С.Пушкина вступят в диалог с парижскими «гостями» в пространстве выставки.
В рамках специального аудиовизуального раздела выставки будут демонстрироваться документальные фильмы о Пикассо, в том числе фильм «Тайна Пикассо» Анри Жоржа Клузо, запечатлевший творческий процесс великого художника.
ГМИИ им. Пушкина. Главное здание
Адрес:Москва,ул.Волхонка 12
Телефон: 203-7998
artgals.info
09.03.10 1365
Новости искусства
На правах рекламы:
Похожие материалы:
Книги для коллекционеров:
Всего комментариев: 0 | |