Друзья, вы можете стать героями нашего портала. Если у вас есть коллекция, расскажите нам.


Первый россиянин в составе Международного общества коллекционеров игральных карт - ставрополец Евгений Григоренко



Мало кто из игроков всерьез задумывался об истории колоды карт. А ведь эта история увлекательна и парадоксальна не менее, чем история любой другой вещи, созданной человеческой цивилизацией. Как сказал французский священник Клод Франсуа Менестрье: «Карты служат не только средством развлечения, но и символизируют общественное и государственное устройство с его королями, королевами и вассалами».
 
Первый россиянин в составе Международного общества коллекционеров игральных карт, ставрополец Евгений Григоренко — один из тех людей, которым однажды стало любопытно заглянуть в «карточное» прошлое. Выяснилось, что литературы по этому предмету мало. И Григоренко самому пришлось стать своего рода историком, тем более что коллекционер то и дело сталкивался с экземплярами, представляющими собой неоспоримую историческую ценность.

Широко известен тот факт, что «солнце русской поэзии» Александр Сергеевич Пушкин был завзятым картежником. Григоренко решил уточнить для себя, какими же именно картами играл поэт. Оказалось, Пушкину-игроку посвящено целых три книги, а вот что за карты брал в руки Александр Сергеевич — такой информации коллекционер в этих книгах не нашел. Зато совсем недавно в его коллекции появилось три колоды карт начала XIX века. Думается, теперь смело можно утверждать, что чем-то подобным наверняка пользовался и сам Пушкин. Сейчас эти колоды представлены в Музее игральных карт в Петергофе — единственном в России музее, посвященном этому предмету. Карты пушкинской поры впервые экспонируются в России.

Раньше такую колоду можно было увидеть разве что в одном из многочисленных американских каталогов. Эти карты произведены в 1820-1830-е годы — экземпляры достаточно редкие. Таким образом, усилиями частных лиц фонд музея пополнился ценнейшими образцами карточной графики.

НЕМЕЦКИЙ ТРОФЕЙ

Лет десять назад Григоренко шел по ставропольскому рынку и увидел дедушку, торгующего навесными умывальниками. По какому-то наитию коллекционер заглянул в один из них и увидел спрятанные там карты. Стал выяснять у торговца, откуда они, и оказалось, что дед, участник Великой Отечественной, в свое время был в немецком плену, и карты эти — немецкие, утерянные кем-то из «игроков-фрицев» и припрятанные советскими солдатами. Потом картонные четырехугольнички переделали на «русский лад» — подписали чернилами «дама», «валет» — там, где были не дама и не валет, тройку исправили на шестерку, и так далее.

Видимо, изначально колода состояла из 52 карт, но со временем некоторые из них потерялись, вот и пришлось «модифицировать» их, чтобы те были пригодны для игры. Хотя особой исторической ценности, как, например, карты пушкинской эпохи, «фашистские» карты не представляют, зато имеют колоритное прошлое.

ПОДКЛЕЕННАЯ БИБЛИЯ

Считается, что родина игральных карт — Восточная Азия. Жители Кореи резались в карты уже в XII веке. Но впервые о них упоминается в X веке — когда китайцы приспособили бумажные домино для других игр. Понятно, что такие раритеты не могли «остаться в живых» в течение веков. А вот карты XV века дошли до нас благодаря... изданиям Библии. Дело в том, что тогда — из-за весьма нестойких материалов, из которых они производились — колоды быстро протирались и выбрасывались. Кроме того, эти карты зачастую изначально выпускались ненадлежащего качества. И вот, бракованными листами с изображением карт (а ведь их еще называли молитвенник черта!) в XV веке подклеивали переплет Библии — так ценные книги «провезли» сквозь столетия и «неучтенных пассажиров», и карты XV века — действительно чудесным образом — сохранились новехонькими!

ОТКУДА ОНИ ПРИШЛИ В РОССИЮ?

Немногие знают, что знаменитый Иоганн Гутенберг, изобретатель печатного станка, начал с производства карт и лишь потом приступил к изготовлению книг. Тогда-то эти плотные кусочки бумаги с нарисованными на них значками и заняли свое место в нашей повседневной жизни. Один из самых занимательных вопросов, связанных с российской историей карт, — когда именно и откуда они у нас появились. По словам Евгения Григоренко, пока что здесь масса белых пятен. Исследователи обычно относят это событие к концу XVI — началу XVII столетия. Однако до сих пор нет единой точки зрения на то, из каких именно стран к нам пришли карты. Существует несколько гипотез: одни считают, что из Западной Европы через Чехию, так как именно чехи раньше всех других славянских народов познакомились с карточной игрой другие утверждают, что прямо из Германии, третьи — через Польшу.

Было время, когда карты изготавливались на российских мануфактурах — предприятиях, где использовался ручной труд рабочих. Процесс производства колод был очень сложным — 119 операций! — и небезопасным — как известно, на мануфактурах не было никакой охраны труда, и несчастные случаи происходили там чуть ли не каждый день. Но при этом государство все доходы от продажи карт пускало на благотворительность (а доходы были немалыми, ведь за одну колоду давали три рубля — столько же стоили восемь килограммов мяса).

ПЕРВЫЕ УПОМИНАНИЯ: УДОВОЛЬСТВИЕ НЕ ДЛЯ ВСЕХ

Есть предположение, что самые первые упоминания о картах встречаются в своде законов царя Алексея Михайловича — «Уложении» 1649 года. Азартные игры по этому своду приравнивались к тяжелым преступлениям и жестоко наказывались. Видимо, царь Алексей усмотрел-таки здесь скрытое зло. Вероятно, у него были на то основания — подобные игры часто сопутствовали дурным компаниям, пьянству, разврату, дракам и даже убийствам. В «Уложении» есть глава «О разбойных и татиных (в смысле, воровских, грабительских) делах», где так и написано: «А которые воры на Москве и в городах воруют, карты и зернью (то есть в кости) играют... тем ворам чинити указ тот же, как писано выше сего о татах». Наказание было достаточно жестким — картежников били кнутом, отрезали левое ухо, затем сажали в тюрьму на два года и после всех этих мучений отправляли в кандалах на тяжелые работы. Наказание усиливалось за поимку игрока во второй раз, в третий... Если же человек оказывался неисправимым и попадался в четвертый раз, то его казнили.

СОВЕТСКИЙ СОЮЗ: УПАДОК

Разные периоды переживало производство карт на Руси, но в СССР здесь особого разнообразия не наблюдалось. Сам Евгений Григоренко начал собирать карты около 20 лет назад.

— В Советском Союзе выпускалось всего два вида карт — атласные и преферансные. Как говорится, особо не разгуляешься. Хотя печаталось их немало — 20-25 миллионов колод в год. Видать, советские граждане были совсем не против сыграть между делом партейку — другую, хотя официально азартные игры в СССР не поощрялись. Более того, тиражи карт превышали тогда тиражи... всей политической литературы. Впрочем, помимо двух основных видов игральных карт, названных выше, в СССР выпускались в небольших количествах карты сувенирные — посвященные какой-либо дате, эпохе и так далее. Например, к 150-летию Комбината цветной печати — фабрики, которая и занималась производством игральных карт, были выпущены специальные колоды под названием «Черный палех». Автор — художник П. Баженов. Очень красивые карты.

КНИГА ОБ ЭТОМ

И вот личного опыта и информации было набрано столько, что Евгению Григоренко пришло в голову издать книгу.
- Она будет в основном посвящена игральным картам Московской Руси — то есть малоисследованному и наименее известному периоду карточной истории в России. Источников немного, в большинстве своем все они архивные. Кое-что по теме я нашел в Московском архиве древних актов. Мне даже пришлось изучить палеографию — науку о старых текстах — для того чтобы читать скоропись XVIII века.

ИСТОРИЯ ПОВСЕДНЕВНОСТИ

В последнее время растет интерес к истории нашего Отечества, причем не только к социальной, но и к так называемой истории повседневности, к тому, как жили люди до нас, какие у них бывали настроения, переживания, умозаключения, вкус... Понять все это мы можем через предметы повседневного обихода — веера, табакерки, носовые платки, бальные туфельки, игральные карты (которые, кстати, используются еще и для гадания, раскладывания пасьянсов и демонстрации фокусов).

И наверняка что-то новое об истории повседневности интересно узнать не только коллекционерам.

smileexpo.ru

Увидела свет монография ставропольца Евгения Григоренко «Русские игральные карты: история и стиль». Автор более 20 лет коллекционирует исторические «образцы прикладной графики» – колоды игральных карт.

- В современной России подробных историко-культурных исследований на тему игральных карт еще не было, – утверждает Евгений Григоренко. – В моей монографии рассказывается не только об известных дореволюционных и советских карточных колодах, но и о редчайших образцах графики, хранящихся в частных коллекциях. К примеру, колода карт, датируемая 1796 годом, была обнаружена в одном из музеев Петергофа. На уникальных эскизах «Донских карт», выпущенных в 1918 году в Новочеркасске, в виде королей изображены донские атаманы, дамы – донские казачки, валеты – казачата. Четыре масти этой колоды рассказывают об истории Всевеликого войска Донского. Персонажи бубновой масти изображены в костюмах XVI века, трефовые – XVII, червовые – XVIII, пиковые – XIX. Появление подобной колоды во время Гражданской войны на Дону не случайно. С ее помощью атаман Краснов пытался популяризировать среди местного населения свою идею создания сепаратной Донской республики.

Кстати, к картам как инструментам пропаганды неоднократно обращалось правительство Советского Союза. Кроме «Антирелигиозных карт», «Карт народностей СССР» удалось обнаружить так называемые «Битые карты». Они были напечатаны в 1932 году в сатирическом журнале «Крокодил» и высмеивали «родимые пятна капитализма»: бюрократию, пьянство, кумовство, прогулы и т.д.

Довелось советским картам и воевать. Сохранились карточные колоды, призванные подорвать боевой дух финской армии в 1940 году. С началом Великой Отечественной было принято решение изготовить игральные карты с карикатурами на фашистских партайгеноссе и изображениями будущего «нацистской камарильи». Эта колода карт, получившая название «Антифашистская», в тяжелых условиях блокады Ленинграда была изготовлена на карточной фабрике. Автором рисунков стал известный художник и график Василий Власов. Истощенный и обессиленный художник в холодной полутемной квартире на Васильевском острове, жадно ловя каждую минуту тусклого зимнего дня, наносил акварелью на картон тончайшие штрихи. После того как был готов каждый новый эскиз, его надо было нести в литографический цех, находившийся в 23 километрах от квартиры художника. На это у ослабевшего Власова сил уже не было, и он договорился со своим непосредственным начальником, что в определенные дни будет встречаться с ним на середине Невы и передавать готовые наброски. Карикатуры получились смешными и точно стреляющими в цель – в них отражены и авантюризм, и опереточность, и фанфаронство, и страшная сущность фашизма.

Второй тираж этой «убойной» колоды увидел свет лишь в начале 1943 года.

Известна еще одна колода игральных карт, созданная фронтовым художником Иваном Харткевичем, который в 1942 -1943 годах служил в редакции агитационной газеты Soldaten freund («Друг солдата»). Она издавалась на немецком языке и распространялась в боевых порядках противника. Особенностью карт Харткевича стали надписи «окопного жаргона» немецких военнопленных. К примеру, на шестерке поместили (в переводе на русский язык) «6 лет Гитлер сеял – вы собираете урожай», на семерке – «7 дней на Востоке – неделя ада на утраченных позициях». Особенно интересным получился джокер – простой немецкий солдат, осененный мыслью: «Когда игра началась, я был беспечным и скромным, но она подходит к концу, и я знаю ее итог. Только падение Гитлера спасет Германию. Я сам решаю свою судьбу!»…

Как каждый коллекционер, Евгений Григоренко мечтает ра-зыскать уникальный артефакт. В данном случае колоду русских игральных карт XVII столетия. Известно, что в России первые карточные мануфактуры открылись при Петре I, но вот в описях Кремлевской оружейной палаты удалось обнаружить интереснейшее сообщение. В царствование первого из Романовых – царя Михаила Федоровича иконнику (так именовались мастера-иконописцы) Никифору Бовыкину было велено «вновь написать потешную игру карты по золоту цветными красками в хоромы царевичу». В то время карты и карточная игра не привечались, как «поганский обычай», привнесенный с Запада. К тому же известно, что во времена Смуты поляки проигрывали друг другу в карты пленных жен и детей русских ополченцев.

- Можно только догадываться, какую трудную этическую и художественную задачу пришлось решать православному иконописцу, вынужденному выполнять столь непотребный и богопротивный заказ. Если эта колода когда-нибудь будет найдена, то, безусловно, явится жемчужиной русской да и мировой карточной графики, – считает Евгений Григоренко.

Николай ГРИЩЕНКО,  stapravda.ru

Оцените материал: 0.0/0

    04.07.14 2335 antikvarius 
коллекционер, газета, карты, История, коллекция
Коллекционеры и коллекции


На правах рекламы:



Похожие материалы:



Книги для коллекционеров:


Всего комментариев: 0
avatar