Очередная «Олдтаймер-Галерея» представит необычные конструкции.
Две из них будут представлены на выставке – это полугусеничные вездеходы ЗИС-33 и ЗИС-42. Оба разработаны в конце 1930-х годов и являются уникальным сочетанием сразу нескольких способов передвижения по снегу и грязи – это колеса, гусеницы и… лыжи.
«Крестным отцом» ЗИС-33 стал Никита Хрущев, занимавший в 1939 году пост секретаря ЦК компартии Украины. Выезжая в войска во время занятия Западной Украины советскими войсками, он своими глазами видел вязнущие в раскисшей грязи грузовики. После тех поездок он выдвинул идею съемного гусеничного движителя в виде катков, роликов и гусениц, которым автомобиль оснащался бы для повышения проходимости. Однако конструкция получилась тяжелой, что сказалось на расходе топлива, а также на износе мотора и трансмиссии. Такой «набор» выпустили в количестве 4539 машин и больше к нему не возвращались.
ЗИС-42 стал более удачным проектов, может быть потому, что не был компромиссом между обычным грузовиком и вездеходом. Он имел полноценный гусеничный движитель вместо задних колес, а при езде по глубокому снегу, болоту использовались лыжи, устанавливаемые на передние колеса. Опытные образцы ЗИС-42 были готовы уже в 1940 году, но из-за начала войны его выпуск начался только в 1942-м. Боевое крещение автомобили получили в сентябре того же года под Сталинградом, где их использовали как артиллерийские тягачи в отдельных зенитных дивизионах при создании противотанковой обороны вдоль передовой. Всего до 1944 года выпустили 6 372 экземпляра ЗИС-42 и его модификаций.
Сегодня оба вездехода – большие редкости, обладать которыми может только очень удачливый коллекционер. Найти такой автомобиль – это только полдела, нужно его еще и отреставрировать, так как состояние найденных реликвий почти всегда оставляет желать лучшего. Именно такой путь прошел Евгений Шаманский, коллекционирующий уникальные образцы советского автопрома, – в его собрании есть и ЗИС-33, и ЗИС-42.
Первый демонстрировался год назад, и уже тогда знатоки оценили высочайшее качество реставрационных работ, проведенных мастерской Евгения Шаманского. Тогда автомобиль был еще не закончен и демонстрировался «в процессе», но на этот раз реставраторы смогут похвастаться результатом своей долгой и кропотливой работы. До весенней выставки осталось всего несколько дней, и сейчас мастера-реставраторы наводят последние штрихи.
Второй,
ЗИС-42, наоборот, будет показан в незаконченном виде и благодаря этому
любой желающий сможет оценить необычную конструкцию его шасси,
предназначенного для борьбы с одним из главных российских бедствий –
бездорожьем.
15.03.11 1337
Выставки, ярмарки, музеи
На правах рекламы:
Похожие материалы:
Книги для коллекционеров:
Всего комментариев: 0 | |