Музей А.С. Пушкина знакомит с работами Владимира Гау - портретиста ХIХ века.
В Государственном музее А.С. Пушкина
открылась выставка «В.И. Гау. Русский камерный портрет». Это первая в
истории выставка выдающегося художника-портретиста ХIХ века. Среди 150
представленных работ - портреты современников Пушкина, известных
представителей царской фамилии и русского дворянства. На вернисаже
побывал обозреватель «Московской перспективы». Владимира Ивановича Гау (1816 – 1895) никак нельзя
назвать широко известным художником: сегодня его, пожалуй, знают лишь
те, кто специально изучает русскую культуру середины ХIХ века. Но как
раз в ту пору имя портретиста Гау гремело в России. Придворный художник,
академик, один из ведущих мастеров акварельной портретной живописи… И
просто большой талант. В течение нескольких десятилетий Гау оставался
самым модным и престижным автором в своем жанре. Ему заказывали портреты
представители высшей знати, крупные чиновники, светские львы, боевые
генералы и влиятельные духовные особы. По сути, все знаменитости того
времени, не исключая и императора, были написаны Владимиром Гау. Его
творчество - это в своем роде портретная летопись эпохи Николая I и
Александра II. Выставка на Пречистенке - большой межмузейный
проект: работы В.И. Гау, хранящиеся сегодня в разных музеях и частных
коллекциях, впервые собраны для монографической экспозиции. Портреты
предоставили Третьяковская галерея, Эрмитаж, Музей А.С. Пушкина в
Санкт-Петербурге, Государственный архив РФ, Музей-усадьба «Останкино»,
музеи Ярославля, Тулы, Рязани, Углича. Руководители этих культурных
учреждений, а также частные коллекционеры участвовали в церемонии
открытия выставки. В частности, выступивший на вернисаже глава
департамента по культурному наследию г. Москвы Александр Кибовский (сам
профессиональный историк и музейщик, специалист по русскому военному
костюму) обратил внимание на большую историческую ценность портретов
Гау. Ведь некоторые известные личности ХIХ века дошли до нас только в
изображении этого художника. Вообще, открытие выставки собрало ученых
самых разных направлений - от филологов и искусствоведов до знатоков
генеалогии русской императорской семьи. Портреты работы В.И. Гау – реалистически, а порой и
документально точные, но при этом живые, свободные, одухотворенные. Их
можно было повесить в гостиной, спальне. Это не парадная живопись «в
мундире, с орденами, во весь рост», но частная реликвия, почти
миниатюра. Рисунок на память, выполненный лучшим камерным портретистом
своего времени. По выставке можно бродить, всматриваясь в лица
людей, живших полтора века назад. Можно изучать технику акварельного и
карандашного портрета пушкинской поры. А можно погрузиться в чтение:
ведь рисунки здесь сопровождаются подробными и интереснейшими
аннотациями. Фрагменты писем, мемуаров, дневников превращают каждую
подпись к портрету в настоящий биографический мини-очерк. Узнать судьбу
того, кто изображен на понравившемся рисунке, всегда интересно. У посетителя может возникнуть вопрос: а почему эта
выставка разместилась именно в стенах музея Пушкина? Ведь самого
Александра Сергеевича художник Гау не рисовал. Но все-таки многие
изображенные на портретах лица имели отношение к Пушкину и другим
знаменитым писателям той эпохи. Вот на одном из портретов Мария Аркадьевна Бек -
жена П.П. Вяземского, историка литературы и археографа, автора
воспоминаний о Пушкине. А вот Николай Аркадьевич Столыпин - двоюродный дядя М.Ю. Лермонтова. Графиня А.К. Воронцова-Дашкова. Еще одна знакомая Пушкина. Ей также посвящали стихи Лермонтов и Некрасов. Граф В.А. Перовский - бравый генерал, в молодости близкий знакомый Пушкина, Карамзина, Вяземского, Гоголя. Вот княгиня А.С. Урусова - дочь графа С.С. Уварова,
ученого и, как сказали бы сейчас, политтехнолога николаевской эпохи;
московская знакомая Пушкина. Княгиня С.Н. Долгорукова. Ее портрет, надо
полагать, особенно дорог сотрудникам московского музея Пушкина - ведь
она дочь владельцев того самого дома на Арбате, где поэт жил после
свадьбы. Гордость организаторов выставки - четыре портрета
Натальи Николаевны Пушкиной 1840-х гг. Они помещены в особом разделе
экспозиции. Целая галерея людей давно ушедшей эпохи. Но их лица
не сливаются в неразличимую массу: каждого своего персонажа Владимир
Гау запечатлел во всей неповторимой индивидуальности. За камерной
безмятежностью этих портретов просвечивают глубокий психологизм и тонкое
понимание человеческой души. Кроме того, работы Гау способны вызывать у
нас, зрителей ХХI века, самые разные культурные ассоциации. Стены и
обстановка Музея Пушкина этому способствуют. Выставка работает до середины марта. |
Александр Маркин, mp.stroi.ru |
12.01.11 1839
Выставки, ярмарки, музеи
На правах рекламы:
Похожие материалы:
Книги для коллекционеров:
Всего комментариев: 0 | |