Мастерица Анжелика Артеменко создает уникальные иконы из полудрагоценных камней, бисера и золота
Художница из Ясиноватой Донецкой области Анжелика Артеменко создает настоящее чудо прикладного искусства. Неслучайно имя девушки означает «ангельская», ведь мастерица из бисера и полудрагоценных камней создает уникальные икНа одну икону у Анжелики Артеменко уходит 40 тысяч бисеринок и три месяца работы.
Как призналась «Сегодня» художница, к идее создания ликов святых она пришла совершенно случайно. «Началось все с того, что я работала в швейном ателье: расписывала и вышивала бисером и полудрагоценными камнями на готовых платьях, то есть занималась отделкой одежды, — вспоминает Анжелика. — Однажды на работе у нас не было заказов на отделку, и наша начальница предложила попробовать создать икону из бисера и камней. Она подсмотрела эту идею в каком-то российском монастыре. Вместе с девочками мы сделали две иконы. А потом мне захотелось от начала и до конца сделать всю работу уже самой».
Новое занятие настолько увлекло художницу, что она решила бросить работу и полностью посвятить себя необычному искусству. Анжелика признается, что рисковала остаться без средств к существованию, но помог случай. «Когда у меня уже было шесть работ, я отнесла их на выставку. Прямо на выставке у меня купили одну икону, а потом пошли заказы, и я стала работать», — рассказала мастерица.
Как называется ее техника, мастерица затрудняется сказать, но уверяет, что строго соблюдает все каноны иконотворчества, а благословение на работу получала в Свято-Успенской Святогорской лавре. «Образ на ткани я создаю акриловыми красками, — поясняет Артеменко. — Из прикладных материалов я использую бисер, он, кстати, бывает разный: круглый, стеклярус, крученный и рубка. Камни Сваровски — это обязательно в каждой работе, и, конечно, натуральные камни: лазурит, жемчуг, сердолик и другие полудрагоценные камни, а еще я использую золотой шнур и канитель».
На одну работу у Анжелики Артеменко уходит примерно полкилограмма бисера — это более 40 тысяч бисеринок. Натуральные камни тоже немало весят, вот и выходит, что одна икона художницы может весить до 2 кг. На создание одной работы в среднем уходит три месяца!
«Легче всего делать средние и большие работы, потому что в маленькую нужно вместить все складки одежды, передать игру света и тени, а на маленькой иконе это сложно отобразить. Хотя бывает и такое, что когда не знаю, как технически обыграть тот или иной момент, решение может прийти прямо во сне — буквально вижу, как правильно сделать задуманное», — отмечает художница.
Работает девушка по восемь часов в день. При таком режиме мастерица очень устает, ведь работа кропотливая и требует усидчивости, но, по словам Анжелики, когда влюблен в свое дело, усталости практически не чувствуешь. «Это можно сравнить с рождением и воспитанием ребенка, — восхищенно делится девушка. — Ты отдаешь этому делу частичку себя, поэтому свою работу я очень люблю».
Заказывают необычные иконы в основном частные коллекционеры из России и Украины. Художница жалуется, что хотелось бы больше работ делать для храмов, но не всегда это получается. «У меня заказывали работы в монастыре, но большинство храмов отказывают мне, они работают со своими мастерами и не хотят ничего менять», — добавила Артеменко.
Кстати, в будущем художница мечтает организовать выставку собственных работ, чтобы любой желающий мог прикоснуться к ее творчеству.
ЦЕРКОВЬ: ГЛАВНОЕ — БЛАГОСЛОВЕНИЕ
Пресс-секретарь Донецкой епархии УПЦ МП протоиерей Георгий Гуляев считает, что самое главное условие для иконописца — получить благословение у церкви. И тогда не важно, из чего будет создан образ святого.
«У церкви есть опыт, когда икона создается из разных материалов, — рассказал «Сегодня» Гуляев. — Это может быть краска, мозаика, вышивка или инкрустация по дереву драгоценными и полудрагоценными камнями. В любом случае важное условие — это когда люди берут благословение. Священник видит икону либо вначале работы, либо в конце дает ей оценку — это просто картина религиозного содержания или же икона. Разница состоит в том, можно ли перед ней молиться человеку либо нельзя? Обычная картина религиозного содержания просто информирует и в чем-то радует глаз, а вот икона должна помогать верующему молиться, собирать ум, сосредотачиваться и обращаться к Господу», — объяснил протоиерей.
ОТ МАКРАМЕ ДО ВИБРОИКОН
В мире существуют десятки необычных техник иконописи. Среди нетрадиционных можно выделить макраме-коллаж. Этот способ освоил и запатентовал народный артист Украины Владимир Денщиков. В исполнении Денщикова образы святых прописываются красками, а одежды и оклады икон выполняются художником из льняной нити толщиной 0,5—2 мм. Каждая икона насчитывает около двух миллионов узелков, завязанных вручную без применения вязальных спиц или крючков. В таких иконах нет золота и драгоценных камней, но, несмотря на это, выглядят они необычайно богато.
Еще одна новаторская техника иконописи — «кузнецовское письмо». Ее изобретателем стал российский иконописец Юрий Кузнецов. В основе написания образов лежит метод французского «пуантализма», когда краски не смешиваются в палитре, а наносятся кисточкой отдельными точками, складываясь в единую композицию. При использовании этой техники создается впечатление, что икона вибрирует на поверхности холста. Кроме самого Кузнецова, никто не способен написать православную икону в такой технике.
23.04.13 3810
Новости искусства
На правах рекламы:
Похожие материалы:
Книги для коллекционеров:
Всего комментариев: 0 | |