Куклы, которые своими руками делает коренная новокузнечанка Марина Бычкова, покупают за три тысячи долларов. Это как минимум.
Ей всего 29 лет, но ее имя известно всему миру. Десятки выставок, интервью в мировой прессе.
Мы связались с Мариной Бычковой, которая вот уже пятнадцать лет живет в канадском Ванкувере. Она обрадовалась тому, что ее помнят и знают в городе, который она считает своим. Вот что она сказала в одном из интервью: "Мы проживали в городе Новокузнецке. Город довольно большой и знаменит своими шахтами и металлургическими заводами. Так сложились обстоятельства, что мы уехали в Канаду в 1997 году и поселились в Ванкувере, который стал для меня второй родиной. Как бы там ни было, но я люблю Россию, мой Новокузнецк, и я горжусь, что я русская. Скажу больше, по старинным преданиям нашего семейства, наш род Бычковых происходит от младшей ветви Великого князя Владимира Мономаха и, если это правда, тогда выходит, что я принцесса. Как вам такое? Вот и мне не верится...”
Скажу по поводу последнего: а почему бы и не поверить - ведь это такая же чудесная сказка, как кукольный мир, который выстраивает сама Марина.
В какой-то степени Сергей Петров прав: отсвет славы Марины Бычковой падает и на Новокузнецк, где она родилась, и греет наши сердца. Мы договорились с Мариной об интервью (она сказала, что с удовольствием ответит на вопросы нашей газеты).
Пока же публикуем материал, собранный по крупицам из различных журналов, газет, Сети. Предварив его вот такой справкой.
Марина Бычкова родилась в Новокузнецке 16 марта 1982 года. С 1997 года, как уже сказано, живет в Ванкувере, где закончила среднюю школу и институт художественного дизайна имени Эмили Карр (Emily Carr Institute of Art and Design). Она основатель мирового бренда фарфоровых (а с 2010 года) и пластмассовых кукол под названием The Enchanted Doll (чарующие куклы, очарование).
В интервью ванкуверской русскоязычной газете "Ванкувер Экспресс” на вопрос, когда она начала делать куклы, Марина Бычкова ответила: "Мне кажется, что я делала их всю жизнь. Я даже не помню, когда сделала первую. Наверное, в детском садике. Я хотела, помню, сделать куклу из картона, так, чтобы у нее двигались руки. Я прикрутила огромные болты, но кукла при этом все время падала. С тех пор я увлечена "кукольной” идеей”.
При этом, по ее воспоминаниям, она никогда не мечтала, скажем, о вожделенном пупсе, которого можно было бы купать, обихаживать, разыгрывая, как полагают психологи, роль будущей матери. Среди ее кукол, к слову, нет кукол-детей. Ее уникальные подвижные шарнирные фарфоровые куклы вообще не покупают детям - их, если так выразиться, физиологичность смущает даже взрослых коллекционеров. А некоторые авторские концепции совсем не совмещаются с детскими играми.
Однако Марина все же считает, что логичнее создавать подвижные куклы, которые как бы реализуют "генетически” заложенную в них возможность игры. Этакое противоречие, о котором хочется спросить Марину в интервью: куклы, в которых заложена "страсть” к игре, но в которые никогда не играют.
Итак, она мастерила кукол из картона, рисовала их на бумаге и была потрясена до глубины души, когда она увидела Барби: она казалась самой прекрасной из кукол, которые она видела.
Когда ей было 14 лет, Марина с родителями и двумя младшими сестрами иммигрировала в Канаду, где лет через пять, в 2002 году, вернулась к куклам. Сначала она делала полимерные куклы в нарядах, густо расшитых бисером.
Необходимо сказать, что Марина Бычкова попала в среду для кукольного творчества куда более благоприятную, нежели в России, где материалы для профессиональных кукольников отсутствовали в принципе, где и сегодня, несмотря на возрастающий интерес, мастера-кукольники не особенно в чести. А там - клубы коллекционеров, выставки, специализированная литература, курсы, мастер-классы... Это подтолкнуло было задремавшее в ней дарование, которое она непрерывно совершенствует: "В колледже (Emily Carr Institute of Art and Design. - В.Н.) учат понятиям концепции. Так называемой "conceptual arts”. Мне пришлось самой нарабатывать навыки, штудируя учебники или посещая частные студии”. Получив художественное образование, Марина закончила курсы ювелирного мастерства, и теперь все украшения, которые носят куклы Марины Бычковой, создаются художницей по собственному дизайну из золота и серебра высшей пробы. Причем Марина старается хотя бы раз в год посещать занятия, совершенствуя свою ювелирную технику.
"Мне необходимо постоянно расширять горизонты. Я верю, что секрет успеха - поиск вдохновения и новых знаний вне непосредственной сферы деятельности. Причина того, что в мире столько скучных и одинаковых работ, кроется именно в том, что их создатели равняются на чужих кукол: следовательно, одна и та же кукла перерождается в разных руках снова, и снова, и снова,” - вот формула творчества от Марины Бычковой, которую следовало бы внимательно перечесть всем, кто сегодня вступает на путь постижения искусства.
Несмотря на мировой успех, к себе Марина относится очень требовательно, и довольно решительно ответила одному из интервьюеров: "Ну насчет мастера вы, кажется, хватили через край. Я пока только подмастерье, и ничего особенного для себя не раскрыла, работаю, работаю. Как все люди...”
К слову, вот те, кого она называет своими кумирами: "Первый кумир - мой папа. Он не делает кукол, но помогает, где делом, где советом. А кукольник... есть такой художник Джордж Стюард, он живет в Америке и делает исторические фигуры. Его куклы размером чуть больше моих. Джордж делает из искусственной глины потрясающие красивые точные копии каких-нибудь исторических фигур. Мое отличие в том, что я добавляю сказочность в свои персонажи...”
Так-то оно, конечно, так, но куклы Марины Бычковой, бывает, вызывают ожесточенные споры. Мы уже говорили, что их не покупают детям. И дело даже не в их анатомической достоверности. А в тех концепциях, которые иногда вдохновляют художницу. Часть зрителей и коллекционеров была шокирована, к примеру, "Некрофилией” ("Спящая Красавица, которая слишком долго ждала своего принца, и на ее прекрасном теле проступили следы тления”), "Невестой Франкенштейна” с грубыми хирургическими швами, "Государственным имуществом”, где на животе беременной куклы вытатуированы трубы и барометры. К слову, последняя открывает коллекцию "Святая троица традиционной женственности”, посвященную, точнее протестующую против порабощения женщины социумом.
"Поверьте мне, я не стараюсь передавать печаль и горе. Просто не всегда хочется ходить с дежурной улыбкой на лице, как стараются навязать мне производители всегда улыбающихся кукол. Разве наш мир - это мир одних улыбок? Разве в нашей жизни нет грусти от несбывшихся надежд? Я стараюсь быть реалисткой...”
Так что в кукле Марина Бычкова видит совсем не то, что видят многие: некое идеальное (кукольное) существо, живущее в выдуманном же мире. Хотя, справедливости ради, большинство кукол, которые она делает, - это нежные девушки с оленьими глазами, задумчивые юноши, живущие как раз в сказке.
Они существуют обычно в одном экземпляре, иногда Марина делает тиражи до 50 кукол на весь мир. Стоимость их велика, конечно: "Базовая цена 3 тысячи долларов, а дальше все зависит от размеров и украшений”. Которые, как уже сказано, она разрабатывает сама. Стоят эти особо нарядные куклы многие десятки тысяч долларов. И это нормальная цена для работы художника с мировым именем. Заказы на ее куклы расписаны на пару лет вперед.
У нее целые стопки альбомов и блокнотов, куда она заносит свои идеи, где рисует эскизы. Эскизов, конечно, куда больше, чем произведенных кукол, но гораздо меньше, чем идей. На основании эскиза она делает мастер-модель тела и головы куклы, стараясь добиться желаемых пропорций и анатомической верности, настроить шарниры. На этой основе уже создается вторая форма, которую хватит на отливку 30-40 кукол. Отдельного внимания, по мнению специалистов, заслуживают шарнирные соединения частей ее фарфоровых кукол, которые она разработала сама путем проб и ошибок. Длякрепления шарниров Марина использует миниатюрные стальные пружины, причем каждый шарнир имеет изолированное крепление со своей собственной силой напряжения пружинки.
Каждую куклу Марина расписывает специальными китайскими красками, которые обжигаются после нанесения каждого слоя росписи, - очень сложная и кропотливая работа. Пишут, что даже "татуированные куклы” Марины - действительно татуированные, а не расписанные под тату. Оно выполняется иглой, после чего обжигается.
Искусствоведы находят, что свой стиль росписи Марина Бычкова наследовала от Васнецова или Врубеля. Наверное, подобное сходство можно отыскать. Однако совершенно ясно, что она идет своей дорогой, как и полагается всякому большому художнику.
Большинство кукол Марины Бычковой - обладатели роскошной шевелюры из мохера и шелка. "У мохера более тонкая структура, чем у человеческого волоса. С ним можно делать любую прическу, он нежен и долговечен. Но шелк еще более нежен и долговечен, чем мохер. Следуя принципу "все только лучшее”, я не жалею денег и покупаю шелк, как и все другие материалы, только самого высокого качества”.
И, разумеется, финальная часть работы - одежда и украшения, которые Марина создает тоже собственноручно.
"Мне понравилась фраза из Интернета о моих куклах: "Это люди, притворившиеся куклами”. А еще мне приятно, что их называют живыми. Я вкладываю в куклу все свое умение и никогда не гоню халтуру. Мой принцип - делать, так делать! Я не работаю под заказ, а создаю свои куклы такими, какими я их вижу. Я могу внести какие-то изменения по желанию покупателя, но это мелкие детали, которые касаются в основном украшений. Конечно, поступают заказы на изготовление спецкукол, но я ценю свободу творчества и не берусь за их выполнение. Поймите, это не моя сказка. Я вполне счастлива и не одинокая художница-затворница, сошедшая с ума от тоски и печали. Всмотритесь внимательно в мои образы, и вы увидите счастье на их лицах. Может, тоска и одиночество вам только кажутся или, может, это ваши фантазии, идущие из детства, в котором у вас не было таких кукол... Куклы для меня - это мечты, которые сбылись...”
Источник 28.11.11 3988
Новости искусства
На правах рекламы:
Похожие материалы:
Книги для коллекционеров:
Всего комментариев: 0 | |