Коллекционер открыл в Вязьме выставку к 120-летию Есенина
Достопримечательностью Вязьмы является уникальный в России музей «С.А. Есенин», созданный в собственной квартире усилиями одного увлеченного человека - Павла Никифоровича Пропалова, в прошлом фрезеровщика Вяземского машиностроительного завода.
Музей ведёт свою историю с 6 апреля 1986 года. Экспонаты, составляющие его коллекцию, собирались долго - около 50 лет. За время своего существования музей Пропалова стал культурно-просветительным центром Смоленской области. Павлу Никифоровичу Пропалову 81 год, но он всегда проводит экскурсию сам, при этом говорит посетителям музея: «Очень хочется вам понравиться». Это Павел Никифорович радеет не о репутации своего музея, - ведь ценность его коллекции давно уже подтверждена самыми высокими авторитетами в области исследования творчества Есенина.
«Музей твой чудо! По количеству подлинных экспонатов, по широте охвата разных сторон эпохи Есенина – он первый и главный в России», - записал в книге отзывов Юрий Львович Прокушев, литературовед, популяризатор наследия Сергея Есенина. Павел Никифорович, желая нам понравиться, заботится о нас, чтобы не оказались мы обделёнными, и чтобы и нам открылся волшебный мир стихов Есенина, который захватил его самого целиком и полностью более полувека назад. Именно тогда Павел Никифорович приобрёл первый двухтомник стихов Есенина, выпущенный к 60-летию со дня рождения поэта. Теперь в коллекции Пропалова хранится 28 из 30 прижизненных изданий Есенина.
Рассказ о Есенине он начинает словами: «Вы находитесь в храме пророка Сергея Александровича Есенина...». Как главную святыню этого храма Павел Никифорович почитает тоненькую невзрачную книжечку, вышедшую в феврале 1916 г. - самый первый сборник стихов Есенина «Радуница». Эту книгу держал в руках Есенин, так как она отмечена его автографом поэтессе Зое Дмитриевне Бухаровой. Только ради того, чтобы увидеть эту книгу, стоит приехать в Вязьму и посетить музей Пропалова. Павел Никифорович с грустью замечает: «Это великий раритет, это великая духовная ценность. «Радуницу» мы уже никогда не повторим. Но мы не умеем беречь такие вещи. Мы не подготовлены к восприятию таких редких вещей».
Показывая свою уникальную коллекцию посетителям, Павел Никифорович настойчиво призывает окунуться в мир, в котором поэт жил, почувствовать его. Он говорит: «Представляете, когда Россия почти вся была безграмотная, и вдруг мальчик в каком-то рязанском селе в 5 лет уже читает книги! Есенин был заядлым книгочеем».
О первом напечатанном стихотворении: «Чем интересен московский период? Прежде всего тем, что именно здесь в 1914-м году в детском журнале «Мирок» в 1-м номере за январь появляется первое стихотворение Есенина в печати. Представляете, какое это событие для человека, который что-то пишет?! Есенин уже свыше четырёх лет пишет стихи, уже полтора года живёт в Москве, а его нигде не печатают! И вдруг появляется стихотворение... Какое это было ликование!!! Именно сто лет тому назад Россия узнала, что появился новый поэт. Так что 2014-й год - юбилейный».
И, наконец, о первом сборнике стихов Есенина: «В 16-м году в феврале месяце выходит первая книга Сергея Александровича Есенина «Радуница». Представляете, какое ликование! Вышла она в очень неподходящее время - третий год войны, предреволюционное состояние, начинается разруха в промышленности и сельском хозяйстве. Тем не менее, книга была встречена очень приветливо, появились хорошие отзывы. Тираж этой книги составлял всего 930 экземпляров».
Музей существует уже более 30 лет. За это время многие представления общества по меткому выражению Пропалова «изменились на прямо противоположные». Сейчас мы прямо противоположно относимся к Богу и прямо противоположно относимся к Ленину по сравнению с тем, как это было 30 лет назад. Полюбить стихи Есенина можно, лишь поняв их. А понять их можно, только представив себе эпоху, в которую поэт жил. Леонардо да Винчи (бесспорный гений) утверждал, что «ничто нельзя ни любить, ни ненавидеть, прежде чем имеешь об этом ясного представления». Экспозиция в музее построена таким образом, чтобы можно было попробовать мысленно представить, как у простого сельского паренька возникла потребность писать стихи, что его окружало, о чём он мог думать. В 80-е годы XX века, когда главенствующей религией в стране был атеизм, Павел Никифорович настаивал на том, что стихи Есенина необходимо иллюстрировать изображением икон. Действительно, читая Есенина, мы сплошь и рядом натыкаемся на образы, заимствованные из Евангелия, из Библии и сами иконы. Поэт писал: «Гой, ты Русь, моя родная, хаты - в ризах образа» и «пахнет яблоком и мёдом по церквам твой кроткий Спас». Сам будущий поэт Есенин был обучен грамоте своим дедом по библии и другим духовным книгам. В 80-е годы Павел Никифорович не находил деятельного понимания и поддержки, хотя с ним не спорили. Теперь же, когда «на прямо противоположное» изменилось отношение общества к революции, Павел Никифорович, подводя посетителей к тематическому стенду «Ленин, Есенин, революция», поясняет: «Эта экспозиция была построена в духе того времени. Это клочок нашей истории - именно такой, какой мы тогда её представляли».
Павел Никифирович замечает, что люди сейчас очень высокой эрудиции, поэтому, возможно, он рассказывает то, что давно всем известно. Но даже образованным людям есть, что посмотреть в музее Пропалова, возбудить в себе интерес к творчеству Есенина, задаться вопросами, которые раньше в голову не приходили.
Все экспонаты в музее (за исключением фотографий) подлинные. Здесь можно увидеть медаль, отчеканенную в честь столетнего юбилея Пушкина. Она тоже говорит об эпохе Есенина. Этой медалью награждались учащиеся, окончившие средние учебные заведения в 1899 году с отличием. Здесь же находятся гоголевские жетоны, потому что в 1909 году было 100 лет Гоголю, а Есенин в это время закончил четырёхклассное земское училище в селе Константиново. Есть в музее жетон, который был отчеканен в честь первой годовщины Октября. Нумизматы утверждают, что это первое изображение Ленина на металле. Фотография Айседоры Дункан подлинная - она с автографом. В музее нет случайных вещей. Например, портрет первого космонавта Юрия Гагарина. Павел Никифорович с гордостью поясняет, что первые стихи, которые звучали в космосе - это стихи Сергея Есенина. Гагарин, давая интервью газете «Правда», которое вышло 13 апреля рассказывал: «Когда я пролетал над территорией Советского Союза, я читал стихи Сергея Есенина».
Павел Никифорович Пропалов не только коллекционер, но и подвижник, просветитель, организатор тематических выставок. Помимо есенинской тематики им собрано много материалов по краеведению, о жизни и творчестве литераторов, так или иначе связанных со Смоленщиной - Грибоедове, Булгакове, Твардовском, Исаковском, Симонове, Рыленкове. И всеми этими накопленными знаниями он готов делиться с окружающими, его коллекция общедоступна. Он верит, что бережное отношение к духовным ценностям способно сделать мир лучше. Просьба к посетителям музея лишь одна - оставить запись в книге отзывов.
Имажинисты, Айседора Дункан, Шагане Тальян, Галина Бениславская, Зинаида Райх и многие-многие другие увековечили себя лишь тем, что были знакомы с Есениным. Возможно, что через сто лет о посетителях музея Пропалова случайно станет известно лишь только потому, что они оставили свои отзывы в его журнале.
Лицом к лицу Лица не увидать.
Большое видится на расстоянье.
Нет для человека большего счастья, чем отдаться чему-либо всей душой. Музей Есенина в Вязьме существует исключительно за счёт энтузиазма Пропалова. Энтузиазм - это не что иное, как духовное опьянение. Павлу Никифоровичу поэзия Есенина приносит духовное наслаждение. А духовное наслаждение удлиняет жизнь. Только об одном Павел Никифорович сокрушается: «Все эти богатства, весь этот материал не востребованы. За прошлый год было всего лишь три экскурсии школьников. При этом в Вязьме 50 преподавателей литературы. Никто из них сюда не ходит, и, видимо, никогда не придёт. Вот что меня гнетёт. Волнует невостребованность».
Почему преподавателей литературы и школьников Вязьмы не интересует творчество русского поэта Есенина? Гениальный ответ на этот вопрос дал другой великий русский поэт - Александр Сергеевич Пушкин: «Мы ленивы и нелюбопытны». Любознательность - один из признаков энергичного ума. Она требует усилий над собой.
Ну, а для тех, кто готов бороться с леностью своих ума, души и тела, координаты музея Есенина в Вязьме: площадь Ефремова, дом 3, квартира 22. Договориться о визите можно по телефону 8 (48131) 4-11-89. Посещение и экскурсия по музею – бесплатные.
14.10.15 1082
Выставки, ярмарки, музеи
На правах рекламы:
Похожие материалы:
Книги для коллекционеров:
Всего комментариев: 0 | |