У этой коллекции есть своя грустная и очень трогательная предыстория. Мама Нины Георгиевны - Алевтина Петровна - ребенок военного времени. Когда началась Великая Отечественная, ей было семь. Семья жила в Саратове. В 1942 году дедушку Петра Васильевича, майора медицинской службы, призвали на фронт. Бабушка Анна Федоровна тоже была врачом - офтальмологом. Во время войны она буквально жила в госпитале, выхаживая солдат. Маленькая Аля оставалась дома под присмотром домработницы Насти, которая, кстати, до этого вела хозяйство в семье Василия Сталина. И вот представьте, папа на фронте, мама в госпитале, домработница хлопочет по хозяйству - ей совсем не до ребенка. У девочки даже игрушек не было - в военное суровое время лишь бы выжить. Как-то кошка поймала грызуна и принесла его Алевтине. Девочка замотала мертвого мышонка в лоскутки и стала с ним играть. Три дня она его наряжала, баюкала, укладывала спать.
«Когда моя прабабушка Евдокия Митрофановна и бабушка вернулись домой и увидели эту картину, чуть не расплакались, - рассказывает Нина. - Женщины решили сделать девочке куклу. В то время с одеждой и тканями была большая проблема, поэтому куклу пришлось мастерить из ветоши и лоскутков. С этой рукодельной куклой мама играла несколько лет».
В 1947 году Петр Васильевич вернулся с войны, семья начала налаживать мирную жизнь, и у Али появилось много разных кукол. Несмотря на то что дочь уже выросла из детского возраста, родители ее баловали.
«Дарить мне кукол маме доставляло большую радость, - вспоминает Нина. - На мой день рождения вязала и шила наряды для миниатюрных барышень. Делала это по вечерам, пока я спала, так что утром меня ждал сюрприз. Мама была исключительной рукодельницей и этим мастерством делилась со мной. Старший брат поддерживал увлечение: делал игрушечную мебель, шкафы, кроватки, тумбочки».
К своим куклам девочка относилась бережно - не разрисовывала, не ломала. Нина хорошо помнит свою первую куклу, купленную в Москве, когда они всей семьей пришли в «Детский мир».
«В магазине папа сказал: выбирай любую! - вспоминает Нина. - Мне понравилась небольшая аккуратненькая куколка, но почему-то я показала на самую большую, ее мне и купили. Возвращались домой самолетом, и кукла, которая была почти моего роста, сидела в отдельном кресле».
Когда семья переехала в Самару, любимым местом маленькой Нины стал магазин игрушек, который располагался на первом этаже «Шанхая», что на улице Молодогвардейской. Куклы из ГДР тогда стоили примерно пять с половиной рублей. К слову, зарплата молодого специалиста в 70-80-х была 65-130 рублей.
Нина Георгиевна сожалеет, что из большой кукольной семьи ее детства сохранилась лишь одна, купленная в 1974 году. Поэтому коллекцию пришлось создавать заново. Сегодня ей позавидует любой музей.
Раритетных кукол Нина покупает на интернет-аукционах и форумах. Многих приходится восстанавливать - выводить следы авторучек, отмывать. Тут есть свои секреты. Например, чтобы деформировавшаяся резина приняла первоначальный вид, ее нужно подержать несколько минут в горячей воде. А распутать колтун из синтетических волос можно, промыв головку кондиционером для белья. Одежда - отдельная история. Несмотря на то что некоторые игрушки до сих пор сохранили свои «родные» одежки, у каждой - свой гардероб, сшитый и связанный заботливыми руками Нины. Туфельки и носочки изготавливаются на заказ, так что все барышни - модницы.
Есть у Нины и куклы советского производства, и современные коллекционные, сделанные мастерами в единственном экземпляре. Но большинство, конечно, «немки» - с бархатистой, чуть смуглой «кожей», яркими синими или зелеными глазами в обрамлении пушистых ресниц. Почти у всех длинные распущенные волосы - именно такие больше всего нравятся коллекционеру. Нина говорит, что за ними нужно постоянно приглядывать и проверять, в сохранности ли ножки-ручки. К сожалению, немецкая резина имеет свойство темнеть, и если вовремя не обнаружить порчу, можно потерять всю вещь целиком.
«Каждая кукла хранит воспоминания о детстве, о моих родителях, - говорит Нина Георгиевна. - От них идет какое-то особенное тепло. Очень нравится шить им одежду, это отвлекает от рутины. Моя мечта - сделать большие красивые стеллажи, которые бы вместили все мое кукольное семейство».
Дарья ДОЛИНИНА