Художественную коллекцию Дэвида Боуи распродали до последнего лота
Звезда Боуи не угасает: еще при жизни музыканта в Музее Виктории и Альберта в Лондоне открылась выставка «Дэвид Боуи – это». Экспозиция переезжала с площадки на площадку по всему миру, и сейчас стало известно, что ее посетили более 1,5 млн человек, сделав ее самым популярным выставочным проектом музея. Об этом пишет Независимая Газета
Аукционный дом Sotheby's показал другую грань таланта музыканта, о которой было известно не так уж много.
«Боуи коллекционер» – так лаконично назвали аукцион, на котором продали в общей сложности 500 предметов из собрания певца. Sotheby's распределил лоты по трем аукционным сессиям. В первом разделе – искусство ХХ века и современное искусство, во втором главенствовали графические работы немецких экспрессионистов и прикладное искусство, а в третьем – старые печатные машинки, радиофонографы, диваны, стильные и яркие итальянские дизайнерские объекты.
Самой прибыльной, как и ожидалось, стала первая сессия. Однако мало кто мог предположить, что уход составит 100%. На такое успешное завершение аукциона повлияло как минимум два фактора: вещи, принадлежавшие Боуи, очень привлекательны для поклонников музыканта, среди которых много состоятельных людей, далее – провенанс. Объект искусства, ранее принадлежавший звезде уровня Боуи, при дальнейшей продаже может увеличить его стоимость, ну и нельзя не сказать о высоком качестве самой коллекции.
Картины Жан-Мишеля Баскиа сейчас очень востребованы на арт-рынке. То же самое можно сказать о полотнах Дэмиена Херста и Патрика Колфилда, скульптурах Генри Мура и Марселя Дюшама. Эти имена и вошли в лидеры продаж аукциона, в итоге принесшего устроителям 24 306 000 фунтов. Картину Баскиа «Сила воздуха» (1984) продали за 7,1 млн фунтов, дешевле ушла его же работа «Без названия» (2,4 млн фунтов).
Дэвид Боуи сам занимался живописью. По словам его друга Дэмиена Херста, «он любил и понимал искусство, напряжение и цвет в моих картинах, вот почему он пришел ко мне в студию». Совместно Боуи и Херст создали одну из картин серии «Вращения», сделанную путем выливания краски на вращающийся холст. Завораживающее полотно под названием «Прекрасная «Здравствуй, Спейсбой!» картина» 1995 года продали за 785 тыс. фунтов. Произведение из той же серии работы одного только Херста («Прекрасная, сокрушительная, резкая, страстная, взламывающая, сжимающаяся картина») ушло на 30 тыс. фунтов дешевле, за 755 тыс. фунтов.
За работу Франка Ауэрбаха «Голова Герды Боэм» развернулась настоящая битва, закончившаяся рекордной для художника продажей. При эстимейте в 300 тыс. фунтов экспрессионистический портрет достался новому владельцу за 3,8 млн фунтов. В одном из интервью Боуи говорил об этой работе, что она могла как усугубить его депрессию, так и на другой день наполнить его радостными чувствами. Необычайная экспрессия, с которой художник накладывал мазки, придают работе рельефность. Боуи утверждал, что порой он так и не может до конца понять, имеет ли он дело со скульптурой или все-таки с живописью.
Редимейд Марселя Дюшана «Спрятанный шум» 1964 года (свернутая в клубок веревка, помещенная между двумя латунными пластинами) при оценке в 180 тыс. фунтов продали за 557 тыс. фунтов.
Во второй части аукциона, принесшей аукционному дому 7 млн 213 тыс. фунтов, вновь были реализованы все лоты, а в лидеры вышли менее известные, но оттого не менее интересные художники.
Загадочный норвежский художник Одд Нердрум (эту работу Боуи приобрел в одной из берлинских галерей), ратующий за возвращение к живописи старых мастеров, стал самым дорогим во второй сессии торгов. На картине «Рассвет» четыре полуодетые мужские фигуры в черных плащах и своеобразных головных уборах застыли с открытыми ртами, обращенными к небу. Неподвижность сидящих мужчин, таинственный сюжет, темный колорит картины и сказочный пейзажный фон заставляют вглядываться в картину, которая буквально гипнотизирует зрителя. Покупатель не поскупился, при скромной оценке в 60 тыс. фунтов лот продали за 341 тыс. фунтов.
«Мужской портрет» работы Эриха Хеккеля – ксилография, напечатанная с использованием ограниченного числа цветов (черного, синего, зеленого и охры). Несмотря на отвлеченное название, эта работа – автопортрет Хеккеля, созданный в течение нескольких месяцев после окончания Первой мировой войны и ставший одним из главных образов немецкого экспрессионизма. Среди других интересных лотов стоит отметить набор шахмат, созданный Ман Реем под влиянием его друга и партнера по игре Марселя Дюшана (1945 год, уход 106 тыс. фунтов). В то время как Дюшан детально изучал игру и в итоге стал играть профессионально, Ман Рей, по его собственным словам, сосредоточился на разработке новых форм для шахматных фигур.
За третью, заключительную сессию аукциона «Боуи/коллекционер», выручили 1 млн 387 тыс. фунтов, все лоты были вновь распроданы. Дэвид Боуи был страстным собирателем произведений эксцентричного итальянского дизайнера Этторе Соттсасса и миланской дизайн-группы «Мемфис».
Дороже всего продался стильный радиофонограф RR 126 Radiophonograph (257 тыс. фунтов, оценка 800–1200 фунтов), разработанный братьями Акилле и Пьер Джакомо Кастильони в 1966 году. На втором месте жизнерадостная софа Питера Шира (77,5 тыс. фунтов). Остальные призовые места заняты не менее веселыми произведениями Этторе Соттсасса, среди них сервант «Касабланка» (69 тыс. фунтов), разделитель комнаты «Карлтон» и портативная пишущая машинка «Валентайн» (сделанная совместно с Перри Кингом, продалась за 45 тыс. фунтов, при оценке всего 300–500 фунтов).
Феноменальный успех всех трех сессий аукциона (в общем торги принесли 32,9 млн фунтов) указывает на исключительный интерес почитателей таланта Дэвида Боуи, ярко проявившегося во многих сферах, в том числе и в коллекционировании.
18.11.16 1806
Аукционы
На правах рекламы:
Похожие материалы:
Книги для коллекционеров:
Всего комментариев: 0 | |