История Великой Отечественной войны — в моделях техники одесского коллекционера Михаила Жижневского
| |
|
Изучать историю можно по-разному: читать книги, посещать музеи, общаться с очевидцами тех или иных событий. Одесский коллекционер Михаил Жижневский знает если не всё, то очень многое об истории авиации, о самолётах. Его квартира представляет собой своеобразный музей моделей авиатехники разных времён и стран. Особое место занимают модели самолётов, участвовавших в Великой Отечественной войне.
Самолёты Михаил любит с детства. Лётчиком стать ему когда-то не позволило здоровье, тогда он устроился на работу в Одесский аэропорт, где работает и по сей день.
Увлечение коллекционированием моделей боевой техники началось у Михаила более 30-ти лет назад, с интереса его сына, который тот проявил к моделированию. Как-то отец с сыном гуляли, и мальчик, увидев на витрине магазина собранную модель самолёта, сказал, что хочет такую же. Тогда Михаил приобрёл свою первую модель, правда, для сына. Но собирали, естественно, вместе. Собрав несколько самолётиков, Михаил понял, что это, во-первых, очень интересно и познавательно, а во-вторых, хорошее времяпрепровождение для ребёнка.
М. Жижневский: когда собрали первую модель, её нужно было покрасить. А как красить? Надо знать, кто и когда на таком самолёте летал. Я начал интересоваться, вычитывать характеристики.
Сборка моделей, по его словам, очень хорошо успокаивает нервы. Особенно, когда собираешь что-то сложное.
М. Жижневский: хочется же всё сделать качественно. У моделей раскраска разная, где-то специально имитированы следы попадания вражеских снарядов и другие боевые повреждения.
В коллекции Михаила собраны более 600 моделей. Среди них более 400 моделей самолётов и вертолётов, и более 200 моделей различной артиллерийской техники и кораблей. Коллекция охватывает период от первого перелёта через Ла-Манш (1909 год) по сегодняшний день.
Если финансировать любимое занятие «своими кровными», то, по словам коллекционера, не хватит никаких денег. Поэтому часто обменивается с другими коллекционерами. Раньше приходилось покупать всё импортное, так как не было отечественных производителей моделей. Когда Михаил только начинал заниматься сборкой и коллекционированием, одна модель в среднем обходилась ему около 20 гривен. Теперь платит в среднем по 200 гривен за модель.
Более 200 моделей самолётов — периода Великой Отечественной войны. В начале, по словам Михаила, воевали, в основном, на бипланах (четырёхкрылый самолёт наподобие «Кукурузника»). А уже в ходе войны многие самолёты собирали «из чего попало».
М. Жижневский: хвост от одного самолёта, полкрыла — от другого, двигатель — от третьего, «лишь бы летало».
И у Красной Армии, и у немцев, по словам Михаила, были специальные моторизированные части, которые воевали на трофейной технике. Особенной популярностью пользовался у фашистов советский танк «Т-34». Захватили, перекрасили, нанесли свою символику — и в бой, против таких же танков, только по-другому покрашенных. Этот танк, говорит, получился у СССР настолько удачным, что в некоторых странах Африки он используется и сегодня.
Коллекция Михаила
пользуется большой популярностью у интересующихся. Он является членом
Одесского общества коллекционеров, о котором не раз снимали сюжеты и
украинское, и российское телевидение. Неоднократно Михаил организовывал
выставки на Школьном аэродроме, в аэропорту, в Доме офицеров.
Рассказывает: ходят по выставке посетители-ветераны войны. Увидели
«родной» самолёт, и начинают показывать, как на нём летали. Одному крыло
сломали, другому – шасси.
М. Жижневский: ну
что я ему скажу: «дед, не трожь самолёты»? Нет, конечно. Потом они
извинялись. Но если слёзы от воспоминаний у него на глазах, то не надо
никаких извинений, и так приятно, Бог с ним, с этим самолётиком, потом
подклею.
| | |
| | |
|
| | |
| | |
|
| | |
| | |
|
| | |
| | |
|
| | |
| | |
|
| | |
| | |
|
| | |
| | |
|
| | |
| | |
|
| | |
| | |
|
| | |
| |
Иван Бездомный, Ревизор
11.06.11 2395
Коллекционеры и коллекции
На правах рекламы:
Похожие материалы:
Книги для коллекционеров:
Всего комментариев: 0 | |