Друзья, вы можете стать героями нашего портала. Если у вас есть коллекция, расскажите нам.


ЦВЗ «Манеж» на целый месяц стал средоточием духовного и материального наследия семьи Рерихов.



Кто по каким-либо причинам в вопросах «рерихианства» не компетентен – добро пожаловать. Экспозиция на двух этажах в подробностях поведает о славной династии. Учителя, ученики, коллеги и сподвижники присутствуют не только на портретах и фотографиях. В витринах и на стенах рядом с работами Николая Константиновича Рериха теснятся акварели, графика, картины маслом разношерстных художников (зачастую посредственных), что несколько сбивает зрителя с толку. Неспециалист путается, не отличая Рериха от подражателя и одного Рериха от другого.

Это грандиозная выставка: задействованы 70 музеев из России и других стран, научных учреждений и частных коллекционеров. Представлены архивные материалы, предметы декоративно-прикладного искусства и полное собрание картин самого знаменитого из Рерихов; и, конечно, подробный рассказ о жизни его вдохновительницы (и покровительницы) Елены Ивановны.

Чтобы перечислить все, что есть на выставке, не хватит газетной полосы, а то и нескольких. «Рериховский век» в «Манеже» заставляет задуматься не столько о героях выставки, сколько о без конца обсуждаемой музейщиками проблеме «подачи материала» (искусствоведы и критики говорят «репрезентации»). Вопрос особенно сложный, когда речь идет о мемориальных или научно-просветительских экспозициях, а в данном случае имеют место и дань памяти, и попытка систематизировать труды жизни. Выставка, которая требует такого количества сопроводительных текстов, быстро утомляет. Уже при входе посетителей встречают несколько стендов размерами от пола до потолка с перечислением музеев-участников и тематических разделов (начиная Санкт-Петербургом в жизни Рериха и заканчивая институтом гималайских исследований «Урусвати»). Каждый раздел имеет подраздел, каждая тема – подтему и прочие подразделения, которые сопровождены такими же разъяснительными стендами от пола до потолка. На них научно и сухо объяснено, почему тот или иной этап жизни Рериха – существенный вклад в историю культуры и искусства.

Этот неподъемный кураторский труд вызывает искреннее уважение, но взаимное ли это уважение? Кажется, сами кураторы мало заботились о том, чтобы заинтересовать зрителя-собеседника (тем более того, кто помоложе), вызвать отклик в его душе и желание продолжить знакомство. Здесь в любом уголке видно, какие усилия приложили знатоки рериховского наследия, как нелегко далось подведение итогов века Рерихов. Но, как нередко бывает, отсутствие отбора, стремление показать как можно больше и подробнее, запутывает зрителя и обескураживает его.

Например, раздел (или подраздел) «Рерих и театр»: перечислены все постановки, где он значился автором декораций и костюмов, но самих эскизов мало и костюмов нет. Обидно, что на этой выставке Николай Рерих не раскрыт как театральный художник. Его чувство пространства, декоративная «красивость», этнический колорит и восточная нега его живописи, любовь к русскому фольклору соответствуют прежде всего праздничной, карнавальной стихии зрелищного искусства, которой так не хватает в «Манеже».

На выставке много эскизов внутреннего убранства храмов и церквей России и Америки. За стеклом, как подлинная реликвия, – реконструкция Пермского иконостаса. Николай Константинович Рерих – художник, поднявшийся с театральных подмостков под купола православных храмов, а потом еще выше – к горным вершинам. Гималаи, Фуджи, Тибет, Эверест... Рисовал не просто пейзажи – величие, обнаруживал не цветовые оттенки, но внутренний свет. Пожалуй, только среди его живописи, удивительных горных пиков осознаешь масштаб этой личности.

Одиноко стоит подсвеченный пластиковый макет – копия Йеллингского камня (послужившего прототипом краеугольного камня мироздания на полотне «Сокровище ангелов»). Камень был воздвигнут датским королем Харольдом Синезубым в Х веке. Вокруг копии на корточках сидят зрители, пытаясь на табличке, прикрепленной почти на полу, прочитать, что эта громадина значит. Можно присесть, читать, узнавать факты биографии семьи Рерихов, но суть явления то ли затерялась между стендами с подробными выводами, то ли навсегда осталась среди гималайских вершин.
Полина ВИНОГРАДОВА, spbvedomosti.ru
Оцените материал: 0.0/0

    19.04.10 1139 antikvarius 
тибет, Рерих, наследие, коллекционер, живопись, выставка
Выставки, ярмарки, музеи


На правах рекламы:



Похожие материалы:



Книги для коллекционеров:


Всего комментариев: 0
avatar