Какие картины писали, как одевались, что коллекционировали об этом в парижском музее Орсе
Экспозиция «Красота, мораль и сладострастие в Англии Оскара Уайльда» посвящена английскому эстетизму — художественному течению второй половины XIX века — и охватывает не только сферу высокого искусства, но и область быта, от оформления интерьера до дизайна одежды, что объяснимо: эстетизм был образом жизни. Масштабная выставка стала возможна благодаря объединенным усилиям трех крупнейших музеев: парижского Орсе, лондонского Музея Виктории и Альберта и Музея изобразительных искусств Сан-Франциско.
Кураторы разделили пространство на множество условных зон («Япония», «Китай», «Дом эстета», «Павлинья комната» и так далее), смешав мебель и картины, фотографии и посуду, скульптуру и печатную графику так, чтобы посетитель чувствовал себя практически в гостях у эстетов. В зоне «Дом» рядом с портретами художников и их современников есть и витрина с одеждой; и украшения, дизайн которых придумывали сами художники, а затем отдавали рисунки ювелиру; и проект оформления бильярдной комнаты работы Томаса Джекилла; и образцы обоев.
Отвергая ограничения викторианской морали, эстетизм декларировал отсутствие нравоучительности. На картинах главными становились гармония цвета, чувственность, орнаментальность, а вовсе не сюжет. Вот и на полотне Фредерика Лейтона «Мать и дитя» доминируют белый цвет одежды и лилий, красный цвет губ и вишен, роскошный узор на персидском ковре и детали японской ширмы. Bocca Baciata Данте Габриэля Россетти изображает зардевшуюся от поцелуев женщину, но неясно, что больше привлекает внимание зрителя — цвет ее кожи или игра желтых цветков календулы на обоях, серьгах и ожерелье. Конечно, есть на выставке и полотна Джеймса Эббота Уистлера: в Орсе можно увидеть его «Симфонию в белом» № 1 и № 2, «Гармонию в сером и зеленом», «Аранжировку в сером и черном № 2: портрет Томаса Карлейля».
Печатное искусство также интересовало эстетов, благодаря им фотографии и иллюстрации к книгам оказались на новом витке развития. Стараниями Россетти и его круга появились первые иллюстрированные альбомы — beaux livres. Фотография, как и живопись, не стремилась передать реальность, но путем постановочных снимков восхваляла и идеализировала красоту. Так, на фотографии Джулии Маргарет Камерон «Как фризы Парфенона» запечатлены две девушки в томных позах, одетые в греческие одежды, а Дэвид Уилки Уинфилд сделал серию портретов своих знаменитых современников: художник Фредерик Лейтон выглядел на них светским львом, а архитектор Уильям Барбер представал в средневековом костюме и с цветком.
Что касается одежды, то в моде были свободные, не стесненные корсетами силуэты, многочисленные драпировки и богатые орнаменты. Вот, например, костюм с цветочным орнаментом, дополненный похожим на тюбетейку головным убором (такой же носил Оскар Уайльд), а вот несколько платьев открывшейся в 1875 году компании Liberty & Co.
Рядом — «японские» объекты: восточное искусство вошло в европейскую моду после того, как в 1854 году Япония стала открытой страной. Одним из первых коллекционеров японских эстампов, тканей и посуды был Уистлер — художник покупал их в парижском магазине La porte chinoise. На выставке есть как первые привезенные из Японии вещи, так и предметы, созданные под японским влиянием. Например, «кабинет сезонов» Эдуарда Уильяма Годвина, секретер из древесины акажу, инкрустированный индийским атласным деревом. Увлекались эстеты и китайским сине-белым фарфором. Оскар Уайльд, еще будучи студентом Оксфорда, наводнил им комнаты, жалуясь, что находиться на высоте становится все сложнее — слишком много развелось коллекционеров.
Эстетизм изменил представления современников о том, как должен выглядеть дом. Совет Уильяма Морриса «Оставляйте дома только нужное или красивое» не помешает и сегодня. Многие своими руками создавали предметы интерьера, украшали собственные и чужие дома, используя редкие породы дерева и традиционные ремесленные техники. Получались настоящие шедевры дизайна. К ним можно отнести кресло Лоуренса Альмы-Тадемы из акажу, инкрустированное кедром, эбеновым деревом и слоновой костью, буфет Эдуарда Уильяма Годвина из акажу, серебра и кожи. И «Павлинью комнату» — единственный интерьер, оформленный Уистлером, который сохранился: на выставке в Музее Орсе представлены его элементы.
До 15 января, www.musee-orsay.fr
Анна Волохова
07.10.11 1171
Выставки, ярмарки, музеи
На правах рекламы:
Похожие материалы:
Книги для коллекционеров:
Всего комментариев: 0 | |