Christie’s впервые представил в Лондоне выставку 50 полотен из казахстанского узея им. Кастеева и 25 работ из частной коллекции
ыставка, проходившая в главных залах торгового дома недалеко от Пикадили, продлилась восемь дней. Открывшись 1 сентября, в мертвый сезон, она предварила собой начало осенних торгов. Но, как неоднократно уточняли ее организаторы, ни одно произведение, даже из частной коллекции, продаваться не будет. Цель выставки — познакомить европейского зрителя с казахстанским искусством. Ее название «Сокровища Казахстана» — довольно экзотично и вызывает сказочные ассоциации из детства с пещерой разбойников или островом пиратов. Его придумала сотрудница «Кристис» Эмили Джеймс. Оно показалось организаторам подходящим, поскольку шедевры казахского и русского искусства находятся в Алматы и мало кто о них знает. Парадокс и в том, что сокровищами оказались вовсе не алмазы и золото, и даже не нефть, прославившая нашу страну, а произведения изобразительного искусства, которое начало развиваться по историческим меркам в Казахстане совсем недавно, в тридцатые годы ХХ века, и не насчитывает еще и столетия. Как рассказала куратор выставки Меруерт Калиева, 80 лет назад в Казахстане не было станковой живописи. Но она стала складываться под влиянием русской, советской школы — кубизма и соцреализма. Первым начал писать картины Абилхан Кастеев, что было абсолютно новым для казахской ментальности, привыкшей выражать себя в прикладном искусстве.
Экспериментирующая «глубинка»
По словам искусствоведа Кастеевки Елизаветы Ким, с приходом советской
власти и отделением религии от государства в Казахстане начало
развиваться изобразительное искусство. Решением правительства
В поисках идентичности
Приезжие художники писали картины, осмысляя увиденную этническую
самобытность. Например, русский художник Леонтьев, живший и в Ташкенте,
Первые произведения казахстанского искусства вошли в коллекцию музея благодаря Республиканской художественной выставке 1935 года. Первая волна казахстанского искусства — художники, получившие образование в центральных вузах Союза — Канафия Тельжанов, Сабур Мамбеев, Молдахмет Кембаев. И вторая — Салихитдин Айтбаев, Иван Савельев, искавшие свой национальный стиль, отличавший их от художников других республик, — декоративность цвета, крупный модуль, характерные для казахских войлочных ковров — сырмаков и текеметов. Шестидесятники стали смелыми новаторами, определившими национальный стиль искусства Казахстана. На выставке были представлены монументальные полотна Молдахмета Кенбаева (1925—1993 гг.) «Беседа» и Канафии Тельжанова (р. 1927 г.) «На земле дедов» и «Кокпар». Кенбаев и Тельжанов, получившие образование в Москве и Ленинграде, мастерски используют приемы реализма для передачи национального духа и представляя собой переходный период перед возникновением казахского стиля 60−х. Работы из частной коллекции Нурлана Смагулова дополняют выставку шедевров из музея Кастеева. Это картины Жанатая Шарденова (1927—1992), работы современных художников Абдрашита Сыдыханова и Кенжебая Дуйсенбаева, демонстрирующие, насколько поиски национальной формы и духа актуальны и по сей день.
Организаторы выставки нашли оригинальное экспозиционное решение. Как рассказывает Меруерт, вначале думали расположить картины в хронологическом порядке, но оказалось, что такой подход не работает: «Мы решили повесить казахских художников рядом с русскими — чтобы можно было легче обнаружить параллели между ними. Редко музеи делают так — вешают вместе пейзажи или натюрморты, обычно их подразделяют на разные школы. Это не музейная выставка и у нас было больше свободы для эксперимента. В экспозиции мы объединили частную коллекцию, которая нигде больше не выставлялась, и картины из постоянной экспозиции музея Кастеева».
Продолжение сказки
Рынок казахского искусства еще не сформирован. Коллекционеры интересуются только работами уже ставшего классиком советского художника Сергея Калмыкова. Чего о современных художниках пока не скажешь. Хотя современное искусство Казахстана представлялось на Christie’s два года назад — Ералы Успанов, Сауле Сулейменова, Куаныш Базаргалиев и другие. По словам Меруерт, продали 13 работ за 512 тысяч фунтов, около миллиона долларов. Но это был благотворительный аукцион для инвалидов, а покупателями — английские бизнесмены. Как считает Елизавета Ким, если в Великобритании развито спонсирование искусства, то в Казахстане нет: «Если наш музей обращается за поддержкой к нашим бизнесменам, то это не имеет сильного воздействия. "Кристис” — другой уровень и имя. И на это пошли с большим удовольствием». Музей Кастеева бережет свои фонды, но пополнять их не так много возможностей. Как рассказал его директор Бахыт Сералиев, если раньше, в советское время, закупами занималась специальная госкомиссия и из бюджета выделялись деньги на реализацию госзаказов, то сейчас фонды музея пополняются в основном за счет подарков. В кризис деньги и вовсе не выделялись. На следующий год обещают финансирование закупов, и тогда комиссия будет смотреть выставки, посещать мастерские, работать с художниками.
Если найдутся спонсоры, то у выставки может быть продолжение —
развитие и трансформация традиций, сложившихся в советский период,
в творчестве современных художников. «Мы надеемся, что эта выставка
станет пробным камнем. Важно, что искусство Казахстана прозвучало.
Следующая выставка могла бы быть продолжением 60−х и 70−х. Современное
искусство — это представленный здесь ранними работами Абдрашит
Сыдыханов, работающий сегодня уже в ином стиле, Аскар Есдаулетов, Андрей
Нода, Алма Менлибаева, ныне покойный ученик Стерлигова, Рустам Хальфин
и другие. Все имена сразу и не вспомнишь, но можно представить срез,
который был бы интересен многим», — полагает
Вокруг искусства
Идея проведения выставки картин музея Кастеева принадлежит главе русского отдела Christie’s Алексею Тизенгаузену. Торговый дом взял на себя организацию выставки, включая перевозку, оформление и издание каталога. Это могло стать возможным благодаря спонсорской поддержке Astana Group, Oracle Capital Group и Air Astana.
Как водится, такого рода событие — это не только презентация
искусства, но еще и коммуникация, возникающая вокруг него — обсуждения,
встречи, общение, официальные и менее официальные мероприятия. Прием
в доме Christie’s был очень теплым. После
Четырехдневное пребывание в Лондоне оказалось насыщенным. В программу
входило не только посещение выставки, но и знакомство с торговыми
площадками Christie’s,
Хотелось бы, чтобы выставка картин, ставших классикой и представляющих национальное достояние, могла способствовать росту интереса к современному искусству Казахстана как на Родине, так и за рубежом, и чтобы со временем символический капитал перерос бы в финансовый, и произведения наших современников стали бы уходить с молотка как на Christie’s и Sotheby’s, так и пополнять фонды музеев и частные коллекции нашей страны.
Фотографии предоставлены Astana group,
22.09.10 3008
Аукционы
На правах рекламы:
Похожие материалы:
Книги для коллекционеров:
Всего комментариев: 0 | |