Тициановская "Венера с зеркалом", которая долгие годы была гордостью Эрмитажа, - сегодня главная жемчужина выставки "Тициан, Тинторетто, Веронезе... соперничество в Венеции", открывшейся в Лувре.
В 1931 году "Венера с зеркалом" вместе с двадцатью другими шедеврами Эрмитажа была продана советскими властями американскому министру финансов Эндрю Меллону. Бывший банкир заплатил за сокровища 6 654 053 доллара. Сегодня картина находится в Национальной галерее Вашингтона. "Меллон снял сливки с коллекции Эрмитажа, которой не было равных", - признают впоследствии наши эксперты...
Впервые "Венера с зеркалом" приехала в Париж. В экспозиции - 86 картин из разных музеев мира. Из Эрмитажа доставили полотно Веронезе "Оплакивание Христа". Выставка, на афише которой воспроизведена бывшая наша "Венера", - главное событие французского арт-сезона.
Действительно, едва ли в истории мировой живописи можно найти аналог живописной дуэли, которую три титана Возрождения вели во второй половине ХVI столетия. Каждый из мастеров считал делом чести превзойти соперника. Художники пускались во все тяжкие, чтобы получить заказ, заручиться поддержкой европейских монархов, понтификов и дожей. Согласно преданию, сам император Карл V поднял кисть, которую уронил - преднамеренно или случайно - Тициан, работая над его портретом.
Тем не менее знаменитый и преуспевающий граф Палатинский Тициан интриговал против "плебея" Тинторетто. В борьбе со своим строптивым подмастерьем, которого, приревновав, он прогнал из своей мастерской, граф использовал и Веронезе, и своего друга главного архитектора Венеции Якопо Сансовино. Последний, по просьбе Тициана, лишил Тинторетто выгодного заказа по оформлению интерьеров венецианской Библиотеки Марчиано. Как бы в отместку - уже после кончины своего главного конкурента - Тинторетто, которого называли "самой отчаянной головой среди живописцев", нарисовал женскую головку прямо на картине Тициана.
Когда же Веронезе закончил "Тайную вечерю", то его по чьему-то навету вызвали "на ковер" инквизиторы. Они обвинили художника в "осквернении" образа Иисуса Христа, изображенного среди шутов и пьяниц. Подобное обвинение грозило костром. Но находчивый и бесстрашный Веронезе сумел себя защитить: "Мы, художники, пользуемся теми же вольностями, что поэты и сумасшедшие".
Соперничество великих мэтров продолжается на протяжении пяти веков. Его отражение - нынешняя экспозиция в Лувре. Художники изображали одних и тех же королей, дожей, адмиралов, патрициев и патрицианок. Многие их полотна посвящены одним библейским сюжетам - жизни и смерти Иисуса Христа, Сусанне и старцам, святому Иерониму. Три гения одновременно писали "богоугодные" картины и воспевали прекрасную плоть.
В наиболее эффектной форме тройственный поединок, пожалуй, проявился в изображении обнаженной женской натуры. Экспозицию открывают и закрывают две тициановские "Данаи" - из неаполитанского Музея Каподимонте и из мадридского Прадо (очень жаль, что не привезли еще одну "Данаю" - из Эрмитажа). Несколько столетий назад, рассматривая одну из них, папский нунций заметил, что "такая" введет в искушение любого монаха.
"Въезжая в этот город, - восхищался анонимный путешественник той эпохи, - вдыхаешь воздух сладострастия, опасный для нравов. Все здесь - празднество, удовольствия и легкомысленные развлечения". Именно в Венеции Тициан, Тинторетто и Веронезе написали, быть может, самые эротичные картины в истории искусства. Некоторые из полотен предназначались исключительно для дворцовых альковов, а не для любопытствующей публики. Несмотря на конкуренцию, художников объединяло восхищение женским телом, из которого они извлекали потрясающие живописные эффекты. Они изображали Венер, похожих на куртизанок, а дам полусвета - прекрасными, как богини.
Апофеоз выставки - ее последний, седьмой раздел - называется "Вожделенная женщина". Помимо "Данай" Тинторетто и Тициана здесь их же полотна на сюжет "Тарквиний и Лукреция". И, конечно, "Аллегория любви" эпикурейца Веронезе из лондонской Национальной галереи. С ней по чувственности может соперничать разве что тициановская "Венера с зеркалом". С этой картиной - торжеством Эроса - Тициан не расставался до конца жизни. К сожалению, с ней пришлось расстаться Эрмитажу.
ИзвестияНаукаЮрий Коваленко, Париж
29.09.09 1816
Антикварные новости
На правах рекламы:
Похожие материалы:
Книги для коллекционеров:
Всего комментариев: 0 | |