Главная Клуб Архивы личных и семейных документов
Роды и родословные
Династии мастеров: Лансере
У каждой эпохи, во все времена, были свои герои, выдающиеся люди, которые прославляли ее. Они отображали свою эпоху в своих произведениях – художники в живописи, скульпторы в скульптуре, архитекторы в архитектуре. И тем самым они прославляли свое время и свое имя в веках.
По их произведениям, по их работам определялась эпоха, на их примерах делались учебники, изучалась история страны, мировая культура, это такие имена как Доминико Трезини, Франческо Бартоломео Растрелли, Федот Иванович Шубин, Василий Петрович Стасов, Иван Петрович Мартос.
Наравне с ними, в их время, работали, ваяли, писали и другие скульпторы, художники, архитекторы, чьи имена незаслуженно забыты в наше время. Хотя их работы не уступают по художественной ценности тем известным и поныне художникам и т.д., а некоторые даже и превосходят. Об одном из таких незаслуженно забытых ваятелей, Евгении Александровиче Лансере, и хотелось бы рассказать.
Евгений Александрович Лансере все свое творчество посвятил скульптуре малых форм, жанровой скульптуре. Небольшие скульптурные композиции привлекают внимание разнообразием тем, острой наблюдательностью в изображении, интересными бытовыми деталями. Темы художник находил в своих многочисленных путешествиях. Он изъездил всю Россию, побывал на Украине, в Башкирии, в Киргизии, совершил путешествие по Ближнему Востоку. Результатом поездок являлись его работы, вдохновленные новыми впечатлениями. Лансере влекут мир кочевых народов, их обычаи и нравы. С большой точностью воссоздаются народные костюмы, снаряжение всадников, их оружие, предметы быта.
Каждая скульптурная композиция Е.А. Лансере – это небольшой рассказ, насыщенный подробностями. И для каждого скульптурного образа художник находит выразительную форму. Главное место в творчестве Е.А. Лансере занимала жанровая скульптура. Художника интересует обыденная жизнь человека, его каждодневный труд.
Почти все работы Е.А. Лансере отлиты в бронзе. Бронза хорошо поддается окончательной обработке, и это качество металла отлично отвечало ювелирной тонкости, необыкновенной тщательности в проработке деталей. Многочисленные отливки скульптур были широко распространены в России и за ее пределами, что способствовало большой популярности творчества Е.А. Лансере. Из его более чем 400 произведений часть работ утеряна, развезена по разным странам, вывезена за границу после революции и гражданской войны, а также похищена. На данный момент произведения Е.А. Лансере хранятся во многих частных и государственных коллекциях мира, в том числе в Тамбовской картинной галерее и Моршанском историко-художественном музее.
Евгений Александрович Лансере родился в городе Моршанске, который является промышленным и культурным городом Тамбовской области. Моршанцы по праву гордятся своим краеведческим музеем. История создания Моршанского краеведческого музея неотделима от имени замечательного краеведа П.П. Иванова, собравшего еще в дореволюционное время исключительно богатые коллекции по истории, природе, экономике и культуре города и уезда.
Дед Евгения Александровича, офицер французской армии Наполеона, после ранения при Бородино, остался жить в России. Имя он взял русское – Павел. Вскоре он женился на прибалтийской немке из дворянской семьи баронессе Ольге Карловне фон Таубе. Начинал Павел Лансере службу русскому императору в Черниговской губернии. Здесь у него родился сын Людвиг, который в 14 лет был зачислен воспитанником Корпуса инженеров путей сообщения. Через три года он был произведен в портупей-прапорщики. Еще через год он был произведен в прапорщики. 2 мая 1834 года Людвиг Лансере командируется к работам по реке Цне (река в городе Моршанске) в ведение полковника Гравве. Вскоре Людвиг Лансере знакомится с Элеонорой Антоновной Яхимовской, в последствии будущей женой, и 12 августа 1848 года у них родился мальчик, будущий скульптор, которого нарекли Евгением, при крещении дали католическое имя Евгений-Болеслав-Вольдемар.
В 1861 году отец Евгения — инженер путей сообщения, привез сына в Петербург и посетил художника Ивана Константиновича Айвазовского и скульптора Петра Карловича Клодта. Оба признанных мастера нашли талант мальчика выдающимся. По их совету Евгению дают не специальное, а обычное образование. Лансере поступает в Петербурге во 2-ю классическую гимназию, а затем - в Петербургский университет, на юридический факультет, который и оканчивает в 1869 году. Будучи студентом, он успешно занимается скульптурой, часто посещает мастерские скульпторов, особенно анималиста Либериха, которого считает своим учителем. Лансере участвует в ежегодных выставках Академии художеств и в 1866 году получает звание классного художника II степени, в 1869 - классного художника I степени. В 1876 году Евгений Александрович получает звание почетного вольного общника.
На выставке своих работ Евгений Лансере знакомится с Екатериной Бенуа, в последствии ставшей его женой. С первых дней замужества Екатерина Бенуа старалась помогать мужу, она была хорошей ученицей, она сообщала ему новости и обсуждала деловые вопросы. Лансере достиг высокого мастерства в скульптуре малых форм, для которой характерны этнографическая достоверность, жизненность и поэтичность образов, а также выразительная проработка деталей.
Кони - главная тема творчества Евгения Александровича Лансере (так как с детства наблюдал за ними). Красота, грация этих благородных животных, с детских лет пленявшие воображение Евгения Лансере, стали постоянным источником вдохновения и поиска художника. Реалистичные, точные, экспрессивные композиции мастера получили высокое признание современников и в России, и за рубежом. Работы скульптора, большинство из которых невелики по размерам, создавались по преимуществу в расчете на интерьер жилых и парадных помещений.
Лансере в искусстве - реалист. Он не фантазирует, а изображает то, что видит. Лансере много работал по частным заказам, и все они, исполнялись, как правило, в одном экземпляре, из бронзы (рабочим материалом был воск). Но затем право на литье скульптур Лансере покупают фабриканты - Шопен, Сазиков, Грачев - и начинают тиражировать его работы. Этим объясняется широкая распространенность сегодня скульптур Е.А. Лансере — музеи и частные коллекции многих странах мира. Наследие Лансере не исчерпывается одной лишь мелкой пластикой; так, центральную площадь г. Ментона украшают две большие скульптуры, подаренные Франции императором Александром III.
Евгений Александрович очень много работал, по несколько часов без перерыва и это сказалось на его здоровье, он заболел, болезнь прогрессировала, и тогда Лансере покупает дом в Нескучном, недалеко от Харькова. Для содержания семьи и дома требовались деньги, поэтому работа не прекращалась, и лишь только кашель вынуждал его оставить работу на время. Теплый климат удлинил жизнь Лансере, но туберкулез не отступал и в 1886 году, 24 марта, Евгений Александрович Лансере умер. Панихида прошла 26 марта в 12 часов дня в соборе Николы Морского.
За свою недолгую жизнь Лансере создал около четырехсот произведений. В последнем десятилетии своего творчества Евгений Александрович исполнил несколько скульптурных портретов: бюст художника А.Н.Бенуа в детстве и бронзовый бюст бабушки скульптора О.К.Лансере. Для обеих работ характерно очень внимательное отношение скульптора к передаче индивидуальных черт лица портретируемого. С большой теплотой воссоздан образ О.К.Лансере: скромно одетая пожилая женщина с умным, внимательным лицом. Эти бюсты не велики по размерам.
15 февраля 1886 года, незадолго до смерти Лансере, в Петербурге, в помещении Общества поощрения художеств, открылась его персональная выставка, на которой было представлено около 60 работ. На этой выставке, как и на предыдущих, в которых участвовал Лансере, перед современниками предстало самобытное дарование мастера, внесшего значимый вклад в развитие русской скульптуры своего времени.
Интересны его родственные связи.
Его женой была Екатерина Николаевна Бенуа (1850 - 1933) которая помогала ему по работе, она дочь архитектора Николая Леонтьевича Бенуа (1813 - 1898) и сестра известных художников и историков искусства Альберта, Леонтия и Александра. Все дети Е.А.Лансере прекрасно рисовали, а трое стали знаменитыми: Евгений Евгеньевич Лансере (1875 - 1946) и Зинаида Евгеньевна Серебрякова (1884 - 1967)- художниками, а Николай Евгеньевич Лансере (1879- 1942) - архитектором.
Евгений Лансере ваял коней и пил кумыс
Есть на Волге живописный городок Рыбинск, упоминаемый в летописях с одиннадцатого века. Он прославился как один из крупнейших речных портов центра России. В народе его окрестили бурлацкой столицей. Столетиями город служил перевалочной базой при транспортировке зерна, рыбы и других грузов. Сегодня там производят авиационные моторы, строят суда, обрабатывают дерево, выпускают известные на всю страну спички... |
|
Как и в любом городе с многовековой историей есть в Рыбинске свой историко-художественный музей. Там я и обнаружила экспонат, заставивший меня буквально атаковать местных гидов вопросами о его авторе. «Евгений Лансере. «Киргизы с лошадьми», бронзовая скульптурная композиция, отлита в 1880 году на бронзолитейной фабрике Шопена»,— так подписан местный ма-ленький шедевр. Красота и естественность, наверное, любого настоящего произведения искусства трудно поддаются описанию. Как говорится, это надо видеть. Киргизы будто живые, а миниатюрных лошадок и вовсе хочется за гриву потрепать. Такое ощущение, что бронзовый наездник вот-вот вскочит на своего коня и понесется вдаль, куда глаза глядят. Арабские скакуны, киргизские косяки, горячие кавказские и башкирские кони, удалые русские тройки... Говорят, по статуэткам Лансере можно изучать породы лошадей. | |
Кто же он, этот страстный знаток конских фигур, первоклассный мастер, талантливейший скульптур с красивой французской фамилией? Родился Евгений Лансере в середине девятнадцатого века в городе Моршанске Тамбовской области. Французской фамилией наградил его дед. Будучи офицером армии Наполеона он получил тяжелое ране¬ние в сражении под Смоленском. Оглядевшись и подлечившись, он на-столько влюбился в русскую землю, что решил не возвращаться на родину. Тогда он даже и представить не мог, что оставит в наследство русской культуре целую династию художников. Скульптор Евгений Лансере, мастер так называемых малых форм, и положил начало этой династии. Его дядя, барон Ворнезиус, держал лошадей. Детство Лансере провел в его поместье. Там и появилась страсть к лошадям, которую маленький художник выражал при помощи пластилина и воска. В одиннадцать лет он создал первую восковую тройку лошадей и подарил ее наследнику престола, будущему императору Александру III. Отец довольнотаки скоро обратил внимание на способности сына и не заставил себя ждать: когда Жене было тринадцать, показал его лепку Айвазовскому и Клодту, конные композиции которого украшают Аничков мост в Питере. Профессионалы высоко оценили работы Евгения, но обучать его в Академии художеств не порекомендовали: академическое образование могло нивелировать самобытность таланта. Возможно, благодаря их совету Лансере впоследствии стал непревзойденным мастером своего дела. Самоучка в искусстве, в жизни он был юристом с университетским дипломом и вообще высокообразованным человеком. Несмотря на возможность карьерного роста по профессиональной стезе, Лансере никогда не изменял своей страсти. Лошади были источником вдохновения до конца жизни. И лекарством. Дело в том, что у него рано открылся туберкулез, и лошадиный кумыс буквально продлевал ему жизнь. | |
Евгений Лансере умер в 38 лет, но еще при жизни получил широкое признание в общественной и творческой среде. Академия художеств удостоила его звания классного художника первой степени и почетного вольного общника. Его работы выставлялись в Вене, Лондоне, Филадельфии, Париже. Известные бронзолитейные фирмы Морана, Шопена, Овчинникова считали за честь с ним работать. Как правило, Лансере лепил композиции из воска, а затем на заводах с оригинала отливалось до десяти статуэток в бронзе или серебре. | |
Случались и частные заказы. Так, путешествуя по Ближнему Востоку, он сделал конную скульптуру из золота и серебра для некоего арабского шейха. Сохранилась ли эта работа, неизвестно. Лансере вообще много путешествовал. Кавказ, Крым, Киргизская степь, Башкирия, Алжир... Там он не только занимался творчеством, но и лечился. Более того, владельцы бронзолитейных фирм, зная о недуге скульптора, нередко субсидировали эти поездки. Сколько всего произведений создал Лансере, сосчитать трудно. Его потомки считают, что примерно около четырехсот. Поклонник творчества русского скульптора англичанин Джеффри Садбэрри каталогизировал и точно описал более трехсот работ. В России произведения Лансере хранятся в моршанском краеведческом музее, Третьяковке, Русском музее, в Художественном музее Севастополя, в рыбинском музее-заповеднике, в частных коллекциях. Справедливости ради заметим, что не только лошадей оставил нам в наследство художник. Он брал те¬мы из прошлого России, из войны с Турцией, из охоты и даже изображал спортивные состязания. | |
Жизнь, казалось, только начиналась, когда конец ее был так близок. Чувствовал это и сам Лансере, но не сдавался. Боролся со смертью до последнего дня, до последнего часа. Один из современников писал: «У него, еще совсем молодого человека, на носу очки, да и весь он, исхудалый и согбенный, с совершенно прозрачными пальцами, казался глубоким стариком. Работал он часами без перерыва, не выпуская из рук очередную фигурку лошади или человека. Изредка его кашель приобретал раздирающий характер, и тогда Женя прерывал работу и прогуливался несколько минут по комнате, борясь изо всех сил с новыми приступами. И не странно ли, что тот же человек даже на своем последнем году жизни чувствовал себя днями настолько хорошо, что ходил купаться в студеной речке, протекавшей неподалеку от их имения, и мог совершать далекие объезды верхом своих поместий. Приказав подвести к крыльцу свою любимую кобылу Кабарду, он по-прежнему ловко вскакивал на нее и выезжал за ворота с видом лихого черкеса». Умер Лансере в своем имении «Нескучное» близ Харькова. Оставил большое потомство - шестерых детей. Они унаследовали художественные гены не только отца. Их мать, дочь архитектора Николая Бенуа и внучка зодчего Альберта Кавоса, Екатерина Бенуа также была художницей. | |
Трое из детей Лансере-Бенуа пошли по стопам родителей и впоследствии даже затмили их известность. Дочь Зинаида, по мужу Серебрякова, прославилась как мастер-колорист. Сын Николай стал архитектором, историком искусства. Сын Евгений, как называют его Лансере Второй, стал академиком живописи, был одним из основателей художественного объединения «Мир искусства», занимался графи¬кой и монументальной росписью. Некоторые росписи после его смерти завершил сын — третий Евгений Лансере. Сейчас семейную традицию продолжает четвертый Евгений Лансере. Он скульптор, как и основатель этой художественной династии. Так их в семье и называют - Лансере Первый, Второй, Третий и Четвертый. Интересно, наградит ли нас эта выдающаяся династия Пятым Лансере?
Анна Зенина, lanceray.name журнал "Русский сувенир" |
Говорят, что история - это «воскрешение памяти». Памяти о событиях и людях, их вершивших. Но история всегда будет оставаться субъективной без подтверждения документальными и вещественными источниками. Реставрация памятников культуры и искусства помогает ученым восстановить недостающие звенья в цепочке человеческой памяти. - Упала Эйфелева башня?- Нет! Разбита бронза Лансере! Именно с этих слов начался мой телефонный разговор с убитой горем приятельницей, только что вернувшейся из Парижа, где она приобрела в антикварном салоне бронзовую кабинетную скульптуру Е.А. Лансере - знаменитого русского скульптора XIX века. Распечатав доставленную транспортной фирмой посылку, новая владелица едва не лишилась чувств: конная скульптура развалилась на части. В тот же день мы с ней встретились в художественной мастерской моего однокурсника по институту - Евгением Евгеньевичем Лансере - правнуком знаменитого скульптора, прекрасным художником, скульптором и вообще умельцем на все руки. Художественные династии, как и в других видах искусства, - уже давно привычное явление. Знаменитыми представителями этой замечательной семьи были: Зинаида Серебрякова – русская художница, умершая в эмиграции работы которой в последние годы чрезвычайно популярны на мировых антикварных аукционах, ее брат, известный художник, академик - дедушка моего приятеля. Альберт Кавос - строитель Большого театра и семейство Бенуа также связаны с ними семейными узами. Когда Евгений осмотрел изувеченную работу своего прадеда, он лукаво улыбнулся и сказал, что реставрировать скульптуру будет «дедовским способом», чтобы не повредить старинную патину бронзы, и в заплаканных глазах хозяйки скульптуры загорелся огонек надежды. Через неделю он пригласил нас в мастерскую, где нашему изумлению не было предела. Конная скульптура предстала пред нами в абсолютно восстановленном виде, следов повреждений, а тем более реставрации не было и в помине. Еще неделю назад не верилось, что сорванная с подставки, с искореженными ногами и отбитым хвостом лошадь и поврежденный всадник могут снова стать прекрасным произведением искусства конца XIX века. |
|
Достав семейную реликвию - альбом ручной работы с фотографиями и подписями, составленными самим скульптором, Евгений подробно рассказал нам о работе своего знаменитого прадеда на фабрике Ф.Шопена и подарил счастливой хозяйке скульптуры ксерокопию фотографии с авторским названием композиции и точной датой создания. Многие работы в альбоме сфотографированы еще «на станке» в глине, до снятия с них формы и отливки в бронзе. |
|
Е.А.Лансере «Бегство», бронза, литье ф-ки Ф.Шопена, 1870 годы |
Еще неделю назад не верилось, что сорванная с подставки, с искореженными ногами и отбитым хвостом лошадь и поврежденный всадник могут снова стать прекрасным произведением искусства конца XIX века. Несколько ранее Евгений прекрасно восстановил поврежденные настольные лампы в стиле ар-нуво по моделям Тиффани. Луис Комфорт Тиффани - знаменитый американский дизайнер конца XIX века - производил на своей фирме лампы из свинцового цветного стекла, бронзы с использованием мозаики. Эти лампы имели огромный успех. Еще при жизни дизайнера у него появились подражатели в Америке и Европе. Евгений сумел восстановить утраты цветных стекол и повреждения металлических деталей. По отливке бронзы и качеству отделки он определил, что лампы изготовлены во второй половине XX века, но отличаются хорошим качеством -не в пример современным тайваньским компиляциям. |
Конечно, качеством и ценой они уступают оригиналам Тиффани, который умер в начале XX века, и стоимость его ламп на мировых аукционах исчисляется сотнями тысяч долларов. Хорошо быть добрым знакомым такого прекрасного художника и мастера, как Евгений Лансере, и напрямую обратиться к нему в самых сложных ситуациях, а как быть тем остальным многочисленным покупателям и собирателям антиквариата и произведений искусства? Ведь даже работы недавнего прошлого порой требуют реставрации!
|
Источник | |
|
28.12.11 Просмотров: 25040 | Загрузок: 0 |
На правах рекламы:
Похожие материалы:
Всего комментариев: 0 | |