Главная Клуб Темы Клуба
Ювелирные
С чего начиналась история украшений?
И все-таки мужчинам, а не женщинам принадлежит пальма первенства в искусстве украшательства. Украшения помогали отличить вождя от воина, царя от охотника.
Кольцо появилось в древнем Египте во времена правления фараонов. Подчеркнуть статус тех, кто имел власть, было их предназначением. Фараоны украшали руки кольцами и перстнями. Древние греки, представители знати, носили кольца. Кольцо было знаком высокого сословного положения. Со временем интерес к украшательству возрастал, кольца превратились в светские украшения.
Августейшие особы выдавали особые разрешения на ношение колец. В древнем Риме император Август разрешил носить кольца медикам, а Септимий Север в 197 году нашей эры позволил это сделать воинам. Кольца-печатки имели прикладное значение – их использовали для клеймения вещей. Лучники их носили, чтобы поберечься от тетивы, бойцы – для крепкого и надежного удара.
При вступлении в брак молодоженам позволяли скрепить сговор металлическим кольцом. Именно этот факт становился для юриста решающим. Свадебное торжество было вторичным. Его придумали с целью оповещения о факте вступления в брак. Древние евреи вручали невестам кольцо как символ того, что будут заботиться об их финансовом благополучии.
Древние египтяне не ограничивались кольцами. Каждое утро египтянина начиналось приблизительно так. После утреннего туалета мужчина в набедренной повязке, если собирался выйти из дома, надевал на запястья браслеты, на палец – кольцо, на шею – нагрудное ожерелье. Респектабельность его виду придавала подвеска из яшмы или сердолика на длинном шнурке. В таком наряде египтянин вел деловые переговоры, заходил в учреждения.
Серьги состоятельные люди надевали на оба уха. Одно проколотое ухо европейца указывало на низкое социальное происхождение. Во времена древнего Рима одну серьгу носили рабы, в Древней Греции – наложники, в средневековой Европе – пираты, цыгане, мошенники. На Востоке раджи и шахи использовали серьги как аксессуар к одежде.
Запорожские казаки тоже использовали серьги как атрибут украшения. В левом ухе серьгу носил единственный сын матери-одиночки, в правом – единственный сын у родителей. У продолжателя рода в каждом ухе было по серьге. Такая традиция запорожских казаков оберегала их от смертельной опасности.
В древней Руси было принято, что перед тем, как ребенок родится, на совете решали – какую драгоценность ему носить. После рождения надевали бисерное ожерелье или нитку с бусами. До определенного возраста детей одевали одинаково, при переходе от детского к подростковому возрасту девочкам прокалывали уши и дарили бусы. Мальчикам прокалывали левое ухо (якобы помогало от грыжи), и тем самым обозначали мужской пол ребенка.
Настоящий переворот в истории украшений сыграла Золотая Пектораль. Шедевр эллино-скифского искусства (IV столетие до нашей эры), найденный в кургане «Толстая могила» на Днепропетровщине, является не только ювелирным украшением, но и предметом истории, артефактом, рассказывающим о жизни наших славянских предков.
Ярусы пекторали демонстрируют глубокий философский смысл, воплощенный в золоте. Нагрудное украшение из чистого золота весит более килограмма. Не совсем понятно, какую роль играла пектораль. Археологи считают ее нагрудным украшением воина, многие ученые – своеобразным календарем, астрономическим справочником. Такую точку зрения археологов и ученых подтверждает трехъярусное строение пекторали – представления скифов о строении мира. Нижний круг символизировал животный мир, дикие звери сражались с грифонами. Второй круг представлял царство пернатых. Прекрасные цветы и птицы, символ древа жизни. Верхний, основной ярус знакомит нас с жизнью кочевников-скифов. Кочевники шьют одежду, доят овцу, окружают себя домашними животными. Так наши потомки представляли себе загробную жизнь.
На протяжении какого-то времени ювелирные украшения имели прикладное значение. Со временем на сцену вышли знаменитые модники, любители покрасоваться на публике.
Кто они?
Оказывается, большим пристрастием к ювелирным украшениям отличались не только дамы. Мужчины – страстные почитатели ювелирных украшений – тоже вошли в историю, отметая всевозможные представления о правилах приличия.
Желание покрасоваться на публике, демонстрируя драгоценные безделицы, приписывали многим знаменитостям. Среди них – Калигула, испытывавший прямо-таки болезненную страсть к украшательству. Ему удавалось надевать на себя по нескольку килограммов драгоценностей. Драгоценными камнями были украшены даже сандалии императора.
Подобными пристрастиями прославился король Польши Август II Сильный. Все носимые им аксессуары были украшены золотом, алмазами, драгоценными камнями. Ножны, эполеты, шпаги – все было щедро инкрустировано, а за знаменитый зеленый бриллиант «Дрезденский» заплачено 4 тонны золота. Над неповторимым дизайном украшений трудился придворный ювелир начала XVIII века, Иоганн Динглингер.
Большим любителем запонок, да и ювелирных украшений вообще, был последний представитель династии Романовых – Николай II. Николай вел тщательный учет всем своим драгоценностям.
Кстати, настоящий бум популярности мужских украшений пережила Европа в 18 веке. Мужчин охватила настоящая ювелирная лихорадка. Кружевные жабо, сияющие пряжки, перстни, эфесы шпаг, кинжалов – всеми этими атрибутами украшали себя настоящие мужчины-модники. Позвякивающие золотые брелоки привлекали внимание к неотразимому внешнему виду кавалера. Подтверждением этому факту, вероятно, послужила известная история «о подвесках» Александра Дюма. Только в начале ХIХ века ювелирные страсти поутихли. В моду вошли сдержанность и хороший вкус. Модники стали носить не более одного-двух украшений, зато стильных и по-настоящему дорогих.
Известное стихотворение Александра Пушкина «Храни меня, мой талисман» повествует о его любимом перстне-печатке. Достаточно крупное кольцо с сердоликом, украшенное восточной вязью на древнееврейском языке «Симха, сын почтенного рабби Иосифа, да будет благословенна его память», досталось в дар от Елизаветы Воронцовой перед ссылкой в Михайловское в 1824 году. В светских салонах России в это время увлекались талисманами. Привлекательнейшая из женщин перед отъездом влюбленного в нее поэта в ссылку подарила ему перстень с сердоликом. Копия перстня осталась у нее.
На Руси к сердолику было особое отношение. Сердолик называли сардом, почитали за богатые цветовые оттенки. Говорили, что лучший камень тот, который бывает «черно-красен, а при проходящем сквозь него свете – светел и огнен, как гранат». Сердолик считался любовным талисманом. Чтобы сделать цвет камня таинственным, загадочным, восточные ювелиры прокаливали камень в печи, где он впитывал энергетику огня, или выкладывали под жаркое солнце.
В 1825 году Пушкин написал строки:
«Храни меня, мой талисман,
Храни меня во дни гоненья,
Во дни раскаянья, волненья:
Ты в день печали был мне дан.
Пускай же в век сердечных ран
Не растравит воспоминанье.
Прощай, надежда; спи желанье;
Храни меня, мой талисман».
Александр Сергеевич приписывал перстню удивительные свойства. Письма запечатывались сургучом с отпечатком камня. Уверенность в том, что перстень хранит его, не покидала поэта до конца дней. Он никогда не снимал его с руки. Сердоликовый перстень на руке Пушкина запечатлен на известном портрете Тропинина. Во время роковой дуэли перстень находился при нем. Перед смертью перстень с сердоликом был подарен Василию Жуковскому. Затем сын Жуковского передал его Ивану Тургеневу, а тот, в свою очередь, завещал Льву Толстому. Но по иронии судьбы кольцо ему так и не досталось.
Полина Виардо отправила кольцо в качестве экспоната в Александровский лицей, в музей Пушкина. В 1917 году кольцо было украдено вместе с другими экспонатами. Было, правда, и еще одно кольцо. Но это уже совсем другая история…
Источник | |
14.01.09 Просмотров: 6122 | Загрузок: 0 |
На правах рекламы:
Похожие материалы:
Всего комментариев: 0 | |