Главная Клуб Темы Клуба
Часы, канделябры
Пьер Жаке-Дроз - пионер часового искусства, прародитель первого "компьютера" - автомотона
История Жаке Дроз
Пьер Жаке Дроз родился в 1721 году на небольшой ферме Сюр-ле-Пон, расположенной в окрестностях Ла Шо-де-Фона. Представители старших поколений семьи – Брант-ди-Гриерен, Сандос, Робер, – привили ему интерес к часовому делу и высокоточной механике, который постепенно перерос в страстное увлечение.
С 1738 по 1747 годы Пьер Жаке Дроз плотно занимается часовой механикой. В частности, он изготовил целый ряд напольных часов с высокосложными механизмами, которые превосходили по своим характеристикам все существовавшие аналоги. Умелые руки, тщательность, упорство, практичное применение принципов часовой механики... Постепенно Пьер Жаке Дро стал встраивать в свои часовые механизмы автоматические модули и модули воспроизведения музыки. Уникальные механизмы быстро привлекли внимание обеспеченных и взыскательных клиентов.
Преуспев на профессиональном поприще, в 1750 году Пьер женился на Марианне Сандос. Однако в 1755 году, вскоре после рождения двух первых детей – дочери Жюли в 1751 году и Анри-Луи в 1752 году, – его супруга и дочь умирают. Он не стал создавать другую семью и полностью сосредоточился на своей работе часовщика. Именно тогда произошла встреча, которая изменила жизнь Пьера Жаке Дро и принесла ему мировую известность. Он познакомился с Милордом Марешалем, губернатором княжества Невшатель, который посоветовал ему показать его механические шедевры за границей и, в частности, в Испании, где Милорд мог помочь ему устроить встречу с королем. Заручившись его поддержкой, Пьер Жаке Дро вместе с тестем и молодым работником Жаком Жеврилем изготовили специальную кибитку, в которой помещалось шесть маятниковых часов, и в 1758 году отправились в Испанию. Путешествие из Швейцарии в Испанию заняло 49 дней. В Мадриде их принял у себя видный испанский вельможа Хасинто Ховерт. Спустя несколько месяцев Пьеру Жаке Дро было дозволено показать свои творения королю Испании Фердинанду VI. Эта презентация стала настоящим триумфом мастера – монарх и придворные были поражены часами, которые отбивали время автоматически, без какого-либо вмешательства извне. Несколько дней спустя мастер получил 2000 золотых пистолей: все привезенные им часы были приобретены разом для королевских дворцов Мадрида и Виллависиоза...
Автоматоны
Это была внушительная сумма, благодаря которой Пьер Жаке Дроз по возвращении в Ла Шо-де-Фон в 1759 году смог полностью посвятить себя изготовлению карманных и настольных часов, а также созданию знаменитых автоматонов. В работе ему помогали сын Анри-Луи и Жан-Фредерик Лешо – соседский сын, которого он взял к себе после смерти его матери и к которому Пьер Жаке Дро относился как к приемному сыну. Так было положено начало тесному и плодотворному сотрудничеству. Начиная с 1773 года семейное предприятие Жаке Дро и Лешо выпускает все более и более совершенные автоматоны. Высшая степень мастерства была достигнута с изготовлением трех кукол-автоматонов: Писаря, Рисовальщика и Музыкантши. Их презентация состоялась в Ла Шо-де-Фоне в 1774 году.
Три настоящих шедевра, которые привлекли всех ценителей изящной механики, утвердили реноме Пьера Жаке Дро и стали гарантом процветания его предприятия. Столь оглушительный успех окончательно убедил Жаке Дро в необходимости представить свои шедевры всему миру.
Из Ла Шо-де- Фона автоматоны отправились в Женеву, затем, в 1775 году, в Париж, где они были продемонстрированы Людовику XVI и Марии-Антуанетте.
После этого человекоподобные куклы побывали во всех главных королевских дворах Европы, в том числе в Лондоне, Голландии, Фландрии (в 1780-1781 году) и на севере Франции.
В 1782 и 1783 году они вновь выставлялись в Париже, а в 1784 году – в Лионе. Также автоматоны были представлены при российском дворе в Казани, в Мадриде и т.д.
Музыкант — это девушка, играющая на органе и состоящая из 2500 деталей. Музыка не поддельная, она не записана и не проигрывается музыкальной шкатулкой: кукла в самом деле касается пальцами клавиш инструмента, изготовленного по специальному заказу и состоящего из 24 труб. Кукла даже «дышит» (можно увидеть, как двигается грудь) и совершает некоторые движения, как настоящий музыкант, а глаза её следят за тем, куда двигаются пальцы. Девушка может проигрывать пять мелодий, которые были написаны сыном Пьера Жаке-Дроз — Анри-Луи Жаке-Дроз.
Художник — это автоматон, созданный в 1773 году и состоящий из 2000 деталей. Он может рисовать три картинки: портрет Людовика XV и его собаку с надписью «Mon toutou» (с фр. — мой пёсик), королевскую чету Марию Антуанетту и Людовика XVI, а также сцену с Купидоном, управляющим колесницей, запряжённой бабочками.
Механизм состоит из системы кулачков, которые управляют движением руки в двух измерениях, а также отвечают за подъем карандаша. Помимо этого автоматон ёрзает на стуле и периодически сдувает пыль с карандаша.
Каллиграф — это самый сложный автоматон, завершённый в 1772 году и состоящий из 6000 деталей. Используя механизм, схожий с рисующим мальчиком, он может писать текст, состоящий из 40 букв. Текст закодирован на колесе и буквы выбираются последовательно друг за другом. Мальчик использует гусиное перо, которое он периодически макает в чернильницу, при этом встряхивает перо, чтобы предотвратить кляксы. Глаза атоматона двигаются вслед за текстом, и голова поворачивается к чернильнице, когда он макает в неё перо.
Сегодня в компании Montres Jaquet Droz можно заказать автоматон-каллиграф, ростом до 80 см. Производство игрушки потребует чуть менее года, в зависимости от того, какое лицо, туловище и платье, а также какие грим, причёску и позу пожелает увидеть клиент.
Коллекцию автомотонов можно посмотреть на официальном сайте «Jaquet Droz».
Лондон и Китай
В 1774 году Пьер Жаке Дро открывает вторую мануфактуру в Лондоне, который на тот момент являлся европейским центром коммерции и промышленности. Он доверяет ее руководство своему сыну Анри-Луи, однако, из-за большого количества поездок, тот вскоре вынужден передать управление мануфактурой в Лондоне Жану-Фредерику Лешо. Его основной сферой деятельности стало тесное сотрудничество с компанией Джеймса Кокса, которая, благодаря своим представителям в Кантоне, открыла Jaquet Droz доступ на дальневосточный рынок и в течение долгих лет обеспечивала ее присутствие в Китае, Индии и Японии. В XVIII веке продукция Пьера Жаке Дро пользовалась огромной популярностью в Пекине. Сановники императорского двора и даже сам император были страстными коллекционерами шедевров великого часовщика.
Император Цяньлун из династии Цин проявлял особый интерес к изготовленным в Европе механическим часам и автоматонам. Он лично открыл национальное бюро, сотни служащих которого занимались импортом и распространением европейских часов и автоматонов. Именно в этот период одно из крупнейших коммерческих предприятий James Cox London совместно с династией Цин поставило из Лондона в Запретный город многочисленные шедевры, созданные на Мануфактуре Jaquet Droz. Jaquet Droz стала первой часовой маркой, чья продукция импортировалась в Запретный город. В настоящее время многочисленные автоматоны и карманные часы бережно хранятся в музее императорского дворца.
Пьер Жаке Дро получает заказы со всего мира. Для их выполнения он прибегает к помощи лучших часовщиков региона Невшатель. Начиная с 1783 года руководство лондонским филиалом, расположенным в знаменитом Бартлет-Билдинг, переходит к Анри Майарде, новому партнеру Жаке Дро. Отец и сын Жаке Дро осуществляют глобальное руководство всеми участниками производственного процесса (часовщиками, граверами, ювелирами, эмальерами, художниками и музыкантами) и определяют коммерческую и административную стратегию компании.
Развитие компании Jaquet Droz в XVIII веке
На протяжении десяти лет компания неуклонно расширяет свою деятельность в Женеве. Производимые ею настольные и наручные часы, автоматоны и механические певчие птицы пользуются спросом во всем мире и особенно в Китае. Однако суровый климат Ла Шо-де-Фона и лондонские туманы серьезно подорвали здоровье Анри-Луи. В 1784 году Анри-Луи принимает решение обосноваться в Женеве, литературная и творческая жизнь которой его особенно привлекала. Вскоре к нему присоединяется Жан-Фредерик Лешо, и они открывают первую часовую мануфактуру в городе, опередив в этом на год компанию Vacheron Constantin. С самого момента основания на мануфактуре было запущено производство часов со сложными функциями. Талант, а также интерес, с которым Анри-Луи Жаке Дро и Жан-Фредерик Лешо принимают участие в жизни женевского общества, не остаются незамеченными. Представители Женевы награждают их титулом почетных граждан и привлекают к работе в своих учреждениях. Так, Жаке Дро был принят во вновь созданную Академию искусств, где он активно участвовал в развитии преподавания технических наук. Он также способствовал созданию в городе учебной фабрики по производству механизмов часовых репетиров и запустил целый ряд проектов, направленных на развитие часовых технологий и поддержку профессий, связанных с часовым делом. Пьер Жаке Дро обосновался в доме часовщика Денталя на перекрестке улиц Молар и Дю Рон. Там же размещались мастерские и личная квартира его сына.
Апогей Jaquet Droz
Таким образом, к 1784 году Пьер и Анри-Луи Жаке Дро располагают уже тремя производственными центрами, приносящими стабильный доход: в Ла Шо-де-Фоне, Лондоне и Женеве (где изготавливали часовые изделия малого размера). С момента обустройства в Женеве компания Jaquet Droz & Leschot специализируется на производстве и экспорте часов высшего класса, оснащенных автоматическими модулями, устройствами воспроизведения музыки и другими сложными функциями, а также на изготовлении механических певчих птиц. Их продажа обеспечивается представителями компании во Франции и, в гораздо большей мере, в Лондоне и Кантоне.
В 1788 году Дом Jaquet Droz достиг апогея своего развития. Однако финансовое благополучие Жаке Дро и Лешо продолжалось недолго. В 1790 году вексели основного партнера в Китае вернулись неоплаченными, а банкротство главного клиента в Лондоне стало настоящей катастрофой для семейного предприятия. Жаке Дро и Лешо были вынуждены закрыть филиал, возглавляемый Анри Майарде.
Эти печальные события серьезно омрачили последние годы жизни Пьера Жаке Дро. Он переезжает из Женевы в Бьен, где и находит покой в 1790 году. Его старший сын скончался на следующий год в Неаполе, куда он поехал отдыхать со своей супругой. Ему было всего 39 лет.
В силу катастрофической ситуации в экономике, порожденной французской революцией 1789 года и последовавшими за ней событиями, семейное предприятие, во главе которого остался только Жан-Фредерик Лешо, испытывает серьезные финансовые затруднения. В женевских мастерских он продолжает изготовление часов, музыкальных табакерок и певчих птиц высокой ценовой категории. Отныне, наученный горьким опытом, Жан-Фредерик предупреждает своих клиентов, что он предпочитает получать оплату наличными и больше не работает на экспорт в отдаленные страны.
Наполеоновские войны, в результате которых Франция оказалась в оппозиции ко всей Европе, привели к окончанию процветания благородных семей и богатой буржуазии. Наконец, континентальная блокада, введенная Наполеоном в 1806 году, практически обрушила рынок изделий роскоши, так как крайне затруднила коммерческий обмен с Англией. Так закончился период процветания Дома Jaquet Droz & Leschot.
Непрерывная передача знаний
После того как в 2000 году марка Jaquet Droz была выкуплена Swatch Group, она вернулась в родной Ла Шо-де-Фон, где летом 2010 года открыла свою новую Мануфактуру Высокого часового искусства. Введение в работу нового производственного центра площадью 2500 м² обозначило начало новой эры Jaquet Droz. Высокая концентрация часовых технологий и традиционных часовых профессий позволяет удовлетворять высокий спрос на продукцию Jaquet Droz.
Создав в 1785 году концепцию Grande Seconde, Жаке Дро предложил новый способ осознания пространства. Секундная стрелка как нельзя лучше отображает ход Времени, определенный многочисленными столетиями. Благодаря циферблату Grande Seconde, дизайн которого вдохновлен цифрой восемь, предельная точность перестала быть привилегией ученых, торговцев, священников и королей. Вот уже почти два века после своего создания философские ценности, эстетические принципы и научная притязательность этой иконы часового искусства остаются неизменными, доказывая вневременной характер дизайна Жаке Дро. С момента своего появления на свет эта модель не прекращает преображаться в новых версиях: Grande Seconde Enamel, Grande Seconde SW (спортивные часы), Grande Seconde Quantième, Grande Seconde Minute Repeater, Grande Seconde Circled и т.д.
Она демонстрирует поразительный уровень мастерства специалистов по созданию циферблатов и бесконечные возможности персонализации часов.
Источник | |
|
12.01.13 Просмотров: 8234 | Загрузок: 0 |
На правах рекламы:
Похожие материалы:
Всего комментариев: 0 | |