Главная Клуб Темы Клуба
Стекло.Бутыли.Флаконы
Вершина мастрества: стаканы Вершинина
Александр Петрович ВЕРШИНИН, мастер стекольного дела, крепостной.
Крепостная семья Вершининых работала на заводе более столетия («Никольско-Бахметевский» завод 1764—1917гг; «Красный Гигант»1917—2009гг) , и представители ее были мастерами и управляющими с конца XVIII до начала XX вв. Александр Вершинин в начале XIX в. был лучшим мастером на заводе, в 1807 г. император Александр I за хорошую работу пожаловал ему золотые часы.
Тогда же друг владельца завода, Николая Алексеевича Бахметева, Ф.П. Лубяновский писал ему о Вершинине из Петербурга: "...мастер ваш человек препочтенный. Любопытство его не знает никаких границ; все рассматривает, все хочет списывать и непраздно провел время в столице".
Александр Вершинин создал предметы, которые сегодня мечтают заполучить крупнейшие музеи. Уникальные, единственные в мире стаканы, которые он делал, так и называются: "стаканы Вершинина".
Секрет в том, что у них двойные стенки, в узком пространстве между которыми располагаются целые картины, точнее, маленькие макеты пейзажей, сделанные из камешков, мха, соломы, цветных ниточек и бумаги. Много лет особое восхищение и недоумение специалистов вызывало то, как мастер сумел запаять стеклянные стенки и не сжечь, не разрушить хрупкие макеты. В то время стеклодувы работали без газовых горелок, возле раскаленных печей, где изделия нагревались и плавились целиком.
В 1795 Александр Вершинин исполнил сервиз для великого князя Александра Павловича (Александра I) и его жены; стаканы с миниатюрами (прокладки из мха, соломы, лоскутков шерсти и т.п. между двойными стеклами), изображающими помещичью усадьбу А.И. Бахметева (кон. 18 в., хранился в музее з-да "Красный гигант"), сельский пейзаж (нач. 19 в., ГИМ, музей "Кусково"), гирлянду из роз (нач. 19 в., ГРМ); сервиз из 70 кувертов для царского двора, украшенных алмазной гранью (1807, частично во дворце-музее в Павловске); бокалы, посвящященных Отечечественной войне 1812 (ГЭ), а также, вероятно, рюмки с великокняжескими гербами (ГИМ).
Александр Вершинин был несомненно талантливым и разносторонним мастером. С большой долей вероятности его руке приписывается СТАКАН синего стекла с миниатюрной росписью золотом и серебром в мягкой, живописной манере, с надписью "Вид наполдень охотника стреляющего птиц" и датой "1797", хранящийся в коллекции Алексея Викуловича Морозова.
Стакан Вершинина с видами усадьбы Бахметевых и надписью внутри: "Ра. Александръ Вершининъ, № 10, 1802 г." в 1996 году был украден из Музея хрусталя и стекла в городе Никольске. Местонахождение неизвестно. Сейчас в музейных собраниях известно восемь подобных уникальнейших стаканов, приписываемых Вершинину, сюжет декора ни на одном из них не повторяется. Ни при жизни, ни после смерти Вершинина никто не смог воссоздать подобные сосуды. Именно поэтому они очень дороги.
Сегодня никто не знает, сколько стаканов Вершинина "спрятано" в личных коллекциях. Об их существовании становится известно, когда они появляются на крупнейших мировых аукционах Сотби или Кристи. Большая удача, если стакан на аукционе покупает какой-то музей. К сожалению, нередко он переходит к владельцу, не желающему оглашать свое имя. Последняя известная нашим специалистам продажа работы Вершинина состоялась на лондонском аукционе Кристи в 2000 году. Выставленный там стакан купили за 28 тысяч фунтов стерлингов (около 45 тысяч долларов США) при первоначальной оценке в 10-15 тысяч фунтов. Кто приобрел и где сейчас хранится этот неизвестно.
При таких ценах на шедевры Вершинина можно понять, почему одна московская семья, где из поколения в поколение передается стакан, хранит это в строжайшей тайне. А ведь принадлежащий им предмет, скрытый от людских глаз, уникален - у него три слоя! Похоже, и через 200 лет после своей смерти русский мастер способен удивить нас новыми открытиями в художественном творчестве. И в особенности, когда ученым и широкой публике станет доступен его трехслойный стакан.
Источник: "Пензенская энциклопедия" / Гл. ред. К. Д. Вишневский. - Пенза: Министерство культуры Пензенской области, М.: Большая Российская энциклопедия.
В 1764 году крупный пензенский помещик Алексей Бахметев построил в принадлежавшем ему селе Никольское (ныне город Никольск) хрустальную фабрику, которая очень скоро выросла в весьма солидное производство. Построил, как выяснилось, на века. Почти 250 лет на этом предприятии замечательные мастера изготавливали из стекла и хрусталя настоящие произведения искусства. Слава о заводе гремела не только по всей России, но и за рубежом. А продукция его не уступала по качеству лучшим зарубежным образцам. Не случайно изделия лучших никольских стеклоделов сегодня желают иметь в своих экспозициях и мировые музеи, и коллекционеры. Но большинство образцов продукции завода за всю его историю собрано и хранится в Никольском музее стекла и хрусталя.
К сожалению, один из самых редких экспонатов был украден пятнадцать лет назад. Нашумевшее преступление не раскрыто до сих пор.
Виртуоз стекольных дел
Талантливейшим мастером был Александр Вершинин. Крепостной по рождению, этот уникальный человек проявил себя не только как искусный стекольных дел мастер, но и как химик, блестящий живописец и проектировщик сервизов. Он был автором сервизов, предназначавшихся для представителей царской фамилии и лично государя Александра Первого и его жены, бокалов, посвященных тематике Отечественной войны 1812 года, рюмок с великокняжескими гербами (ГИМ) и уникальных стаканов… Кстати, последние сегодня так и называют — стаканы Вершинина.
Сколько всего изготовленных великим мастером стаканов сохранилось до наших дней, точно неизвестно. Но около десятка таких артефактов сегодня «спрятано» в личных коллекциях. И всплывают они весьма редко в виде лотов на крупнейших мировых аукционах. Так, последняя известная продажа работы Вершинина состоялась на аукционе Кристи в Лондоне 11 лет назад. Тогда выставленный на нем вершининский стакан был куплен за 28 тысяч фунтов стерлингов! Да, цена впечатляет! Неудивительно, что частные владельцы не афишируют своих приобретений.
В музеях мира таких стаканов хранится предположительно 14. Из них три в фонде стекла Московского государственного исторического музея. Еще один, датированный, согласно архивным документам, 1802 годом, до августа 1996 года являлся украшением коллекции Никольского музея стекла и хрусталя, откуда при весьма странных обстоятельствах и был похищен неизвестными лицами. Кстати, авторство Вершинина достоверно доказано, только у последнего из них. Именно на этом стакане, с видами усадьбы Бахметевых, внутри имелась личная подпись мастера: «Ра. Александръ Вершининъ, № 10». Остальным авторство никольского мастера приписывают, ссылаясь на похожесть стиля и техники исполнения.
Странное ограбление
Кто мог организовать столь дерзкое ограбление, мы с вами узнаем не скоро. И узнаем ли вообще? Но обстоятельства того дела говорят о том, что похитителей интересовал только один-единственный экспонат — стакан Вершинина. Злоумышленники действовали невероятно ловко. Это отметила и прежний директор никольского музея, а на момент кражи хранитель экспозиции Валентина Голова. Дело в том, что проникнуть в здание музея через окно на втором этаже ночью и вытащить за несколько минут стакан из труднодоступного места (центральный витраж, за которым он находился, был глухим, то есть открыть его было невозможно), не разбив при этом стоящие на полу и в витражах изделия из хрупкого хрусталя, под силу разве что фокуснику. Но тогда на эти интересные обстоятельства следователи почему-то не обратили внимания. По их версии, кража была совершена «на рывок». Мол, вор проник через окно, схватил стакан и был таков.
Так чем же все-таки так интересен был этот экспонат, если для того, чтобы заполучить его, заказчик готов был пойти на преступление? И кто он такой, этот самый заказчик: фанат прекрасного мастера Вершинина или дилетант, ставший жертвой мифа о неповторимости вершининских стаканов?
Секрет изготовления
На самом деле, по словам Валентины Сергеевны Головой, техника изготовления данного стакана уникальна только для России того времени. Подобные вещи делали еще в древнем мире и в средние века. А в Италии такие двустенные стаканы и бокалы с успехом изготавливают и в наши дни. Да что там в Италии! Никольские мастера завода «Красный гигант» (позднее — название никольского Бахметевского завода) Валентин Панаев и Вячеслав Вавилкин в 90-е годы прошлого века предпринимали попытку сделать подобный стакан. И, нужно сказать, весьма успешно. Их работа также хранится в никольском музее.
Действительно, долгое время было неясно, как мастер мог запаять стеклянные стенки и при этом не разрушить расположенные внутри миниатюрные картины сельской жизни, выполненные из хрупких материалов: мха, соломы, разноцветных ниточек и даже раскрашенной акварелью бумаги. Ведь стеклоделы работают возле раскаленных печей, где изделия нагревались и плавились целиком. Рабочая температура стекла, как известно, около 900 градусов, температура горения бумаги и соломы, естественно, намного ниже.
Решить головоломку помог случай. В государственный исторический музей поступил один из подобных стаканов с небольшим дефектом — сколом по краю. Тогда-то и стало понятно, что стаканов в этом изделии два — внешний и внутренний. У первого, прямая стенка и прямой срез. А у второго, на который и наклеивались все эти миниатюрные композиции, бортик загибается. Таким образом, мастеру нужно было тончайшим образом подогнать стаканы один к другому, чтобы загнутый бортик закрыл срез прямого стакана. Когда, наконец, после многодневной кропотливой работы внешний и внутренний стаканы были совмещены, края их зашлифовывались, заполировывались и заделывались специальной мастикой. Специалисты утверждают, что процесс этот трудоемкий и под силу лишь мастеру-виртуозу, коим и являлся крепостной самородок Александр Вершинин. И это не может не восхищать.
Вместо эпилога
Итак, если похититель дилетант, заполучивший стакан только ради громкого брэнда «стакан Вершинина», то нам остается надеяться на то, что этот уникальный экспонат все еще цел. И верить в то, что рано или поздно он-таки всплывет в виде лота на отечественном либо зарубежном аукционе.
Ну а если стакан попал в руки фанатичного поклонника творчества Вершинина, то становится страшно за музейную коллекцию. Дело в том, что кроме украденного раритета в музее хранится еще один декоративно-прикладной предмет, изготовленный и подписанный лично Александром Вершининым. Очень не хочется, чтобы однажды и он стал нашей очередной невосполнимой потерей…
Марина КОЖЕВНИКОВА, г. Никольск, pravoslavie
Тайна Вершининского стакана раскрыта?
В 2013 году на IV Международном симпозиуме по художественному стеклу в Никольске, перед участниками и гостями выступил Вячеслав Ефремов, Зареченский изобретатель, со своей гипотезой о способе изготовления Вершининского стакана. На мой совершенно непрофессиональный взгляд, изложенные в гипотезе подходы показались мне вполне правдоподобными и при должном мастерстве позволили бы сделать "Вершининский стакан".
Несмотря на довольно непривычный стиль изложения для человека незнакомого с Теорией решения изобретательских задач, рекомендую прочитать статью до конца и изложить свое мнение о том, на сколько предложенная Вячеславом гипотеза кажется вам применимой в реальности. (
Историческая справка
Никольский завод Пензенской области – одно из старейших предприятий в России. Его возвели крепостные крестьяне помещика Бахметьева в 1764 году. По указу Екатерины II повелено было “делать хрустальную и стеклянную посуду самым добротным мастерам…”.
Главный мастер «Бахметевского завода», Александр Вершинин, был крепостным. Владелец фабрики Бахметьев пообещал дать ему вольную, если он изготовит такую вещицу. Однако слова не сдержал. Стеклодув так и остался крепостным, но зато его повысили до главного мастера завода. Однако сам государь-император “пожаловать соизволил мастеру Вершинину золотые часы”, “изъявив свое удовольствие, что в России отделка хрусталя доведена до такого совершенства”. Эта награда была за сработанный в 1807 году сервиз на 70 кувертов (персон) для царского стола.
Знаменитые «Вершининские стаканы» говорят о Вершинине не только как об оригинальном художнике, но и как изобретателе, чьи секреты до сих пор не разгаданы. “Вершининский стакан” – прозвано в народе главное его творение и уникальное произведение искусства начала XIX века. Так в одном из шедевров стеклодува - изобретателя между стенками стакана запечатлена усадьба Бахметьева с парком и прудом, по парку гуляют гости – кавалеры и дамы, а вдали – фигуры играющих детей. На ветках деревьев сидят птицы, а на пруду плавают гуси, утки. Напротив господского дома виднеются крестьянские избушки (см. рис. 1).
Рис. 1. Вершининский стакан: слева – лицевая сторона, справа – обратная.
В музее, у экспозиции стакана была надпись: Стакан Вершинина с видами усадьбы Бахметевых и надписью внутри: „Ра. Александръ Вершининъ, № 10, 1802 г.“. Высота – 11,8 см, диаметр – 8 см. Местонахождение неизвестно.
Много лет особое восхищение и недоумение специалистов вызывало то, как мастер сумел запаять стеклянные стенки и не сжечь, не разрушить хрупкие макеты. В то время стеклодувы работали без газовых горелок, возле раскаленных печей, где изделия нагревались и плавились целиком. Ни при жизни, ни после смерти Вершинина никто не смог воссоздать подобные сосуды. Стоимость одного стакана оценивается в 10 миллионов долларов. За счет продажи стакана можно было бы восстановить ныне «разваленный» завод.
В мире их всего оставалось 6 штук. По одному в музеях: Гусь-Хрустального завода, Никольского завода и Гранатовой палате. «Вершининские стаканы» каким-то образом попали и в США (Рис. 2).
Рис. 2. Стаканы в музеях штата Нью-Йорк: два слева – в Корнингском музее стекла, справа – в Метрополитен-музее.
Секрет в том, что у них двойные стенки, в узком пространстве между которыми располагаются маленькие макеты пейзажей, сделанные из пуха, мха, соломы, цветных ниточек и бумаги. Сверху двойные стенки стакана запаяны (именно запаяны, а не соединены механически) золотой обечайкой, как снаружи, так и изнутри.
Ефремов В.И., г. Заречный, 2012 г., trizland.ru
Источник | |
22.04.10 Просмотров: 9490 | Загрузок: 0 |
На правах рекламы:
Похожие материалы:
Всего комментариев: 0 | |