Главная Клуб Темы Клуба
О людях
Вспоминая коллекционеров прошлого
Есть имена коллекционеров, которые всегда на слуху, – Павел Третьяков, Сергей Щукин, Алексей Бахрушин, Иван Морозов. Но и кроме них в старой России профессиональных и увлеченных собирателей было немало, хотя их вспоминают намного реже. Вместе с тем эти любители искусства и истории внесли неоценимый вклад в теорию и практику коллекционирования в России. В начале нового года хотелось бы вспомнить имена тех, кто отметил бы в 2009-м свой юбилей.
Главные из искусств
Начнем, впрочем, с имени более чем известного. 280 лет назад родилась российская императрица Екатерина Великая, которая помимо прочих достижений в государственном управлении оказала огромное влияние на развитие интереса к собирательству в России. В 1764 году она приобрела у прусского купца Иоганна Гоцковского коллекцию западноевропейской живописи, насчитывающую 225 полотен, положив тем самым начало Эрмитажу. Далее собрание императорского музея стремительно росло – Екатерина покупала произведения целыми коллекциями, включавшими живопись, графику, скульптуру, предметы декоративно-прикладного искусства. Кроме того, императрица была неравнодушна к геммам – в ее собрании их насчитывалось более 10 тыс. Придворные вельможи начали также собирать произведения искусства, сначала подражая моде, а после все более увлекаясь.
Со времен просвещенной императрицы популярно страстное собирательство живописи и графики. В этом году сразу три юбилея могла бы отметить знаменитая московская семья Боткиных, у которых, по словам коллекционера Павла Бурышкина, собирательство было в крови. Братья Боткины – Михаил (190 лет со дня рождения) и Дмитрий (180 лет со дня рождения) – оба были страстными коллекционерами. Дмитрий Боткин с молодости увлекался западноевропейской живописью, покупал полотна мастеров, творивших в 1820–1870-е годы: Добиньи, Коро, Курбе, Руссо. Со временем к ним присоединились работы русских живописцев – Перова, Крамского, Верещагина, Поленова, а также обширная коллекция акварелей и рисунков. Во второй половине XIX века галерея Боткина в усадьбе на Покровке насчитывала около трехсот полотен, была одной из главных достопримечательностей Москвы и даже отмечалась в городских путеводителях. Впрочем, его увлечение многие считали чудачеством, ведь современную живопись тогда почти никто не собирал. После 1917 года часть коллекции Боткина попала в нынешний ГМИИ имени Пушкина, другая была вывезена наследниками в Париж и бесследно растаяла.
Михаил Боткин сам был художником, окончил Академию художеств, но стал знаменит как общественный деятель и собиратель. Его коллекция была более разнообразна, включала редкие образцы античной и ренессансной пластики, которые он привозил из Италии, русские иконы. Особая гордость коллекции – отдельное собрание рисунков и этюдов Александра Иванова (94 единицы хранения), который прожил в особняке Боткина последний год своей жизни. После национализации эти рисунки попали в Русский музей, а предметы декоративно-прикладного искусства и скульптура – в Эрмитаж.
Возможно, именно братья привили своему племяннику Сергею Боткину (150 лет со дня рождения) любовь к графике и рисунку, коллекционирование которых стало делом всей его жизни. Другим примером для подражания стал для него Павел Третьяков, зятем которого Боткин стал, женившись на его дочери Александре. Коллекция Боткина последовательно раскрывала эволюцию русского графического искусства второй половины XVIII – начала XX века, в ней насчитывалось около 1800 листов, каждый был подробно описан и хранился в специальной папке. После революции коллекция перешла в собрание Русского музея.
Другой коллекционер графики – художник Степан Яремич (140 лет со дня рождения) – ради своего увлечения отказался от собственного творчества, от возможности иметь семью и от других жизненных благ. Поговаривали, что он питался одной картошкой и овсяной кашей, но не упускал возможности приобрести ценные вещи для своей коллекции. В отличие от Боткина Яремич собирал графику старых мастеров, и его коллекция была впечатляющей – более 4,3 тыс. рисунков, которые он приобретал во Франции в лавках антикваров и на многочисленных аукционах. К 1913 году у петербургского коллекционера сформировался уже целый музей – особенно полно были представлены итальянские мастера, французская школа, очень представительно выглядела нидерландская часть коллекции. Пробел составляли только немецкие мастера – Яремичу не удалось приобрести ни Дюрера, ни Гольбейна. Позже вся его коллекция оказалась в Эрмитаже.
Еще более обширную коллекцию графики собрал библиограф Павел Дашков (160 лет со дня рождения), правда, она не была столь узко специализированной и включала акварели, рисунки, гравюры, литографии разного времени и разных стран. Дашков скрупулезно записывал все сведения, связанные с приобретением листов, в том числе и расходы – так, на покупку почти 15 тыс. листов он потратил около 22 тыс. рублей. Всего же его графическая коллекция насчитывала около 40 тыс. листов, которые позже разошлись по разным собраниям – были переданы в Русский музей, Исторический музей, Пушкинский дом.
Если судьба этих собраний вполне удачна – они почти целиком попали в общедоступные музеи, то другие не менее значительные коллекции история не пощадила. Собрание Петра Вейнера (130 лет со дня рождения) включало произведения русских и западноевропейских мастеров. В нее входило, например, около 200 рисунков и чертежей Кваренги. Вейнер до революции был активным участником художественной жизни Москвы и после 1917 года решил не покидать страну. Но в 1925 он был выслан в Сибирь, а через несколько лет расстрелян. Большая часть собрания бесследно исчезла и только немногие сохранившиеся картины находятся теперь в Эрмитаже, Русском музее и ГМИИ.
Печально сложилась судьба и коллекции Ивана Щукина (140 лет со дня рождения), одного из знаменитых братьев-коллекционеров. Свою коллекцию западноевропейской живописи он собирал в Париже, где жил с 1893 года, – в нее входили полотна импрессионистов, старых мастеров, испанской и английской художественных школ. В связи с финансовыми трудностями Щукину пришлось выставить эти сокровища на аукцион. Особенно тяжело было расставаться с полотнами Эль Греко, которого Щукин особенно ценил. Когда эти работы были выставлены на торги, эксперты объявили их поддельными. Щукин, не выдержав напряжения, принял яд. На самом деле произведения были подлинными, они, как и остальные вещи некогда цельного собрания, рассеялись по разным частным и государственным собраниям.
Не только живопись
Бесследно пропала и мемориальная коллекция Александра I, собранная Алексеем Аракчеевым (240 лет со дня рождения), государственным и военным деятелем. Собрание в имении Грузино включало, например, мундир императора, его фуражку и другие личные вещи, бюсты и портреты монарха. Аракчеев сохранил в неприкосновенности комнаты, в которых Александр I часто останавливался в Грузино. В 1941 усадьба была разрушена, а вещи пропали.
Увлечение историей – вообще одно из характерных направлений собирательства в старой России наряду с живописью и графикой. Другой пример этому – собрание помещика Ивана Колодеева (150 лет со дня рождения). Ему принадлежала обширная местность у реки Березина, известной как место переправы армии Наполеона. Колодеев заинтересовался историей переправы и в итоге так погрузился в изучение войны 1812 года, что не только стал известным специалистом по этому периоду истории, но и собрал обширнейшую коллекцию графики, в том числе портретов участников войны (одних только портретов Кутузова было 52), карт, книг, архивных материалов. Сейчас коллекция разделена между Историческим музеем и Исторической библиотекой.
Уникальный частный музей под названием «Старый домик» открыл в 1913 году в Петербурге артист Юрий Озаровский (140 лет со дня рождения). Его принцип собирательства был прост – покупать все типичное для интересующего его времени первой половины XVIII века, создавая таким образом цельный ансамбль, где все предметы находились бы в диалоге. Такой подход требовал особенно острого глаза, которым Озаровский как раз обладал. Он регулярно посещал Александровский рынок и лавочки антикваров в Петербурге в поисках интересных вещей, предметов мебели, декоративно-прикладного искусства, гравюр, путешествовал по старым русским городам. В пяти комнатах специально купленного дома в Соляном переулке разместилась экспозиция, посвященная быту допетровского, петровского и елизаветинского времени. В 1935 году коллекция была передана в Русский музей, а дом снесен.
Этнограф Василий Дашков (190 лет со дня рождения) создал редкую по качеству коллекцию предметов домашней утвари, народного костюма, украшений, орудий труда, которые он привозил из своих экспедиций по северным губерниям империи. В 1867 году его собрание, включавшее около 450 костюмов, 1200 предметов быта и около двух тысяч рисунков и фотографий стало основой этнографического отдела Румянцевского музея, более известного под именем Дашковского этнографического музея и располагавшегося в доме Пашкова. Сейчас собрание принадлежит Российскому этнографическому музею в Петербурге.
Две главные темы коллекционирования на протяжении жизни волновали Александра Черткова (220 лет со дня рождения) – монеты и книги. С середины 1820-х годов он увлекся нумизматикой, причем остановил свой выбор на древнерусских монетах, которые тогда у коллекционеров не вызывали интереса из-за плохой чеканки и неудовлетворительной сохранности. Чертков издал каталог своей коллекции (около 600 единиц), который положил начало исследованию русских монет. Еще более знаменит Чертков книжным собранием, также посвященным России. На его основе сын Черткова открыл первую в России бесплатную частную библиотеку, увеличив собрание в два раза: в 1873 году оно насчитывало 17 тыс. томов, а также включало старопечатные книги, рукописи, карты, графику. В XX веке коллекция была разделена между Историческим музеем и Исторической библиотекой.
В то время как одни увлекались русской культурой, других манила экзотика Востока. Ученый-востоковед Захар Леонтьевский (210 лет со дня рождения) десять лет прожил в Китае, а по возвращении в 1830 году открыл в Петербурге первый частный Музей китайской культуры и быта. Коллекция составляла более 150 экспонатов: изображения жанровых сцен, обычаев, флоры и фауны страны, предметы быта и декоративно-прикладного искусства, костюмы, книги и манускрипты, нумизматика. Еще при жизни ученого графика и книги из его собрания были переданы в Публичную библиотеку, предметы быта – в Этнографический музей, монеты – в Эрмитаж.
Появилась в Петербурге и коллекция невиданного тайского искусства – ее сформировал дипломат Георгий Плансон (150 лет со дня рождения), много лет работавший в Сиаме (нынешнем Таиланде). Сейчас привезенная им тайская скульптура хранится в Эрмитаже, остальные предметы – в Этнографическом музее в Петербурге.
Наконец, следует упомянуть, что знаменитые коллекционеры проживали не только в Москве и Петербурге, были собрания, сформированные далеко от культурной жизни двух столиц. Купец Владимир Сукачев (160 лет со дня рождения) родился и жил в Иркутске, много сделав для развития родного города. Но самым ценным подарком сибирской столице была картинная галерея, включавшая работы всех ведущих русских художников – Брюллова, Маковского, Верещагина, Боголюбова. Особенно гордился Сукачев этюдом Репина «Нищая», который он приобрел в мастерской художника. В 1930-е картинная галерея была преобразована в Иркутский художественный музей.
Источник | |
18.02.09 Просмотров: 3588 | Загрузок: 0 |
На правах рекламы:
Похожие материалы:
Всего комментариев: 0 | |