Друзья, вы можете стать героями нашего портала. Если у вас есть коллекция, расскажите нам.
Вход   Регистрация  

Главная Клуб Темы Клуба
О людях

Творцы невидимого фронта.


Эти уникальные вещи вызывают интерес у людей абсолютно разных взглядов и возрастов. Среди самых знаменитых микроминиатюр — то есть произведений искусства, которые можно разглядеть только под микроскопом,— поэма Пушкина, написанная на срезе рисового зернышка, шахматы из золота и слоновой кости на маковом семечке, караван верблюдов в игольном ушке.

Андрей Рыкованов: нестандартная форма гораздо сильнее привлекает


— Какие инструменты нужны, чтобы написать поэму на рисовом зернышке? 

— Возможно, вы удивитесь, но я использую самые простые подручные средства. Микроминиатюры я делаю под самым обыкновенным отечественным микроскопом. Колонковая кисточка, которая заканчивается одним-единственным тончайшим волоском, делается вручную. Резцы для работы я тоже делаю сам. Материалы, на которые непосредственно наносится живопись или гравировка, меня привлекают природные, натуральные. Это могут быть зернышки риса, маковое семечко, жемчуг или мамонтовый бивень. Готовая микроминиатюра выглядит как стеклянный куб с увеличительной линзой, сквозь которую видно само произведение. Кстати, насчет инструментов у меня есть интересная история. Один мой коллега-микроминиатюрист сотрудничал одно время с известным хирургом-офтальмологом. Микрохирург предоставил ему возможность ознакомиться с технологиями изготовления инструментов для операций, и тот, в свою очередь, потом помогал создавать эти инструменты. Так вот, для операций использовалось самое обыкновенное лезвие "Ленинград". Оно разрезалось, окончательно обтачивалось и крепилось в специальный держатель. Из одного лезвия могло получиться до 20 крошечных ножичков. Такими микроскальпелями делались операции на хрусталике глаза вплоть до недавнего времени, когда стал применяться лазер. В принципе технологии изготовления микроминиатюры можно найти и в часовом, и в ювелирном деле. 

 Отрывок стихотворения А. Пушкина "Талисман" на срезе рисового зернышка, мастер А. Рыкованов

— А правда, что мастер во время работы ждет промежутка между ударами сердца, потому что любое движение может погубить произведение? 

— Когда мастер работает, он может находиться в неподвижном состоянии несколько часов. Со временем вырабатывается полнейшая концентрация, движения становятся выверенными, доводятся до автоматизма. Ощущение собственного пульса во время работы иногда мешает, а иногда помогает. Мне, например, очень тяжело находиться в театре на спектакле. Я буду вертеться просто потому, что в состоянии полного покоя я как раз привык работать, а не отдыхать. Мне уже непонятно, как можно просто сидеть и ничего не делать. Так что это можно отнести к издержкам профессии. 

"Романовы. Венценосная семья" — портреты на срезе маковых семян, закрепленных на монете, мастер А. Рыкованов

— Чем привлекла вас микроминиатюра? 

— Я увлекался этим с детства. Мои микрошпаргалки в школе тоже можно считать успехом для микроминиатюриста. А если серьезно, то профессионально я занялся микроминиатюрой уже в 24 года. До этого был строителем-каменщиком. Художественного образования у меня нет, микроминиатюра была просто увлечением. И вот однажды, в 1990 году, в мой родной город Омск привезли выставку микроминиатюр. Помню, меня тогда потрясла сама идея: вот так, через микроскопическое произведение, донести до людей искусство гравировки, искусство живописи, поэзию. Именно поэзию, стихи Пушкина я выбрал доминирующей темой в своем творчестве. Его стихотворение "Два чувства дивно близки нам", где идет речь о "любви к родному пепелищу", определяет мое мировоззрение и мое творчество. Я провожу очень много выставок в школах, и дети, которые не интересовались поэзией в целом, начинают видеть эту красоту и читать эти гениальные стихи. Парадокс микроминиатюры в том, что она, представляя собой крошечное творение, которое люди рассматривают под микроскопом, обращает внимание на вещи, которые в обычной жизни мы просто не замечаем. Нестандартная форма гораздо сильнее привлекает к себе внимание. А цель своей работы я вижу в том, чтобы сохранить и донести до людей культурно-историческое наследие через искусство микроминиатюры. 

 Икона "Вседержитель" и молитва на срезе макового семечка, мастер А. Рыкованов

— Какая работа оказалась для вас самой любимой или самой сложной? 

— Самой сложной работы я назвать не могу, каждое произведение требует от тебя колоссального напряжения. А самой любимой для меня является моя первая работа: стихотворение Пушкина "Талисман" на срезе рисового зернышка. Я сделал несколько копий этого произведения в преддверии 200-летнего юбилея поэта. Именно эта работа была преподнесена в июне 1992 года Международным Пушкинским фондом вице-президенту США Элу Гору по случаю Дня независимости Америки. Теперь этот дар хранится в музее Белого дома в Вашингтоне. Еще одна копия "Талисмана", что для меня особенно важно, хранится в квартире-музее Пушкина в Санкт-Петербурге. 

— Микроминиатюры пользуются спросом у коллекционеров? 

— Очень часто ко мне обращаются не коллекционеры, а люди, которым нужно найти какой-то нестандартный, запоминающийся подарок. Ведь это уникальная работа, ее можно необыкновенно и очень красиво оформить. Моя работа "Династия Романовых" была преподнесена в дар мэром города Омска мэру Москвы Юрию Лужкову на 850-летие города. Или, например, во время второй предвыборной кампании Ельцина ко мне обратились люди с просьбой нарисовать будущего тогда еще президента на маковом семечке. Когда эту работу подарили супруге Ельцина, она была в восторге. Другую уникальную микроминиатюру я подарил уже сам Владимирскому музею. Когда отмечался юбилей города Владимира, президент Путин побывал во Владимирском Кремле и оставил пожелания музею со своим автографом. В тот момент у меня проходила во Владимире персональная выставка, и я решил сделать музею необычный подарок: скопировал автограф и пожелания музею от Путина на зернышке риса. Эту работу я и подарил музею. Теперь я являюсь автором самого маленького в мире автографа Путина. 

— Сколько может стоить выполненная на заказ микроминиатюра? 

— Все зависит от конкретного заказчика, от произведения, которое он хотел бы видеть. Каждая микроминиатюра уникальна, ее цена зависит не от уровня технической сложности работы или затраченных на нее средств, а именно от ее художественной ценности. Например, при выезде на выставку за границу ориентировочная страховая стоимость таких работ определяется в €1,5-50 тыс. Но пока не существует определенной цены микроминиатюр. Стоимость зависит только от индивидуальной договоренности. 

В свое время я разработал интересную технологию создания миниатюрных книжек. Идея пришла ко мне, когда я в школах выставки проводил. Ради этого даже пришлось пройти специальные полиграфические курсы, научиться делать книжный переплет. Выглядит это так: четыре книжки, в каждой из которых написано стихотворение Пушкина, заключены в шкатулку в виде книжной полки размером со спичечный коробок. На каждом торце шкатулки выполнены виды Лицейского садика в Царском Селе. И самое главное: все стихотворения читаемы без дополнительного увеличения. Так вот, эта шкатулка стоит 100 рублей. Ее изготавливают люди, не имеющие постоянной работы, пенсионеры, инвалиды. Я рассказываю им технологию и снабжаю необходимыми материалами, а они занимаются уникальным делом и таким образом зарабатывают. Эти книжки-сувениры нравятся всем, и многие могут позволить себе купить такую уникальную вещицу. 

— Сейчас вы над чем трудитесь? 

— В данный момент я работаю над серией, которую начинает произведение "Романовы. Венценосная семья". Оно выполнено в технике микроживописи на срезе маковых семян, закрепленных на монете, и включает в себя 17 портретов династии. Эту работу я сделал в 1993 году к 370-летнему юбилею дома Романовых, и она является единственной полной галереей портретов династии в мире. Таких произведений у меня три: одно стало подарком, второе находится в музее во Франции и третье — в моей частной коллекции. Далее серия включает в себя всех глав государства российского, заканчивая действующим президентом Путиным. Это портреты, некоторые из которых выполнены в виде карикатур. 

Но самым важным проектом сейчас для меня является создание в нашей стране музея микроминиатюры. Ведь существует Музей микроминиатюр-зернышек в Токио, где более 5 тыс. экспонатов, рисунки, микрогравюры. Письмена на рисовых зернышках — это древнейшее искусство. Во Франции, в Монтелимаре, где, кстати, проходила моя первая зарубежная персональная выставка, есть единственный в своем роде музей "бесконечно малого". Так что идея такого музея у меня возникла очень давно, еще в поездках. В Европе уже давно проходят передвижные выставки, мастер-классы, на которых люди могут посмотреть, как художник работает. Спросить что-то, работу в руках подержать. И я в первую очередь стараюсь внедрить именно этот вид выставки, где каждый может взять микроминиатюру, посмотреть, понажимать на какие-то микрокнопочки. Это ведь гораздо интересней, чем стандартные экспозиции за стеклом. Сейчас, например, я работаю в Царском Селе, прямо напротив памятника Пушкину. У меня там оборудовано рабочее место: сижу, рисую под микроскопом. Мимо ежедневно проходят тысячи людей, которые приезжают со всего света посмотреть Янтарную комнату, познакомиться с историей нашего государства, полюбоваться Царским Селом. Часто подходят, интересуются моей работой. А однажды я даже провел показ на борту самолета. Летел на очередную выставку, и все мои работы были со мной в салоне, пассажиры были в восторге! Мне нравится такой нетрадиционный способ экспонирования — такая выставка запомнится надолго и взрослому, и ребенку. 

Владимир Анискин: сложность трехмерных произведений только подстегивает
 Мастер-микроминиатюрист кандидат физико-математических наук Владимир Анискин на работе занимается микродатчиками, а дома микроминиатюрой

— Микроминиатюра для вас хобби или работа? 

— Нет, для меня это просто увлечение. Я работаю в Институте теоретической и прикладной механики Сибирского отделения Академии наук, являюсь кандидатом физико-математических наук, занимаюсь аэродинамическими исследованиями. Сейчас моя научная деятельность ориентирована на разработку микродатчиков для разных областей науки. 

— Откуда такое необычное увлечение? 

— Я долгое время занимался в судомодельной лаборатории, даже стал кандидатом в мастера по судомодельному спорту. Мне всегда нравилось создавать что-то своими руками. Так вот, когда я учился на последнем курсе университета, решил заняться ювелирным делом. Начал в библиотеках искать литературу по пайке и художественной обработке металла. И мне в руки попалась неприметная такая книжка "Тайны невидимых шедевров". Это был сборник рассказов про мастеров-микроминиатюристов Советского Союза. Там был один потрясающий комментарий: на вопрос, как просверлить волос, микроминиатюрист ответил, что сделать это очень просто. Самое главное — чтобы ось сверла совпала с осью волоса. Представляете? Я выписал себе на отдельный лист все, что касалось технологий изготовления микроминиатюр. Желание попробовать было огромным, но ни микроскопа, ни даже малейшего представления о том, как это делается, у меня в тот момент не было. Я понятия не имел, какие бывают микроскопы, чем они различаются. Думал, чем большее количество раз он увеличивает, тем легче будет работать. Узнав о моем поиске, друзья подарили мне маленький одноглазый микроскоп. И вот под ним я начал первую работу — решил сделать надпись на рисовом зернышке. Поскольку микроскоп был одноглазый, он изображение переворачивал вверх ногами. И мне пришлось научиться писать справа налево, да еще вверх тормашками. И вот первое свое зернышко, поздравление с Новым годом, я написал в канун 1999 года и подарил маме. Эта работа была для меня прорывом, а сам подарок произвел фурор! Уже через полгода я достал хороший бинокулярный микроскоп и начал делать уже более сложные вещи. Только новый микроскоп изображение уже не переворачивал, и мне пришлось переучиваться писать на рисовом зерне обыкновенными буквами. 

Верблюды в игольном ушке, мастер В. Анискин

— Вы делаете работы на заказ? 

— Да, я даже одно время пытался заработать этим. Правда, не могу сказать, что мне хорошо это удавалось. Так сложилось, что создание микроминиатюры у меня получается гораздо лучше, чем организация своего дела. Как правило, мне заказывают поздравительную надпись на срезе рисового зернышка. Все это красиво оформляется в виде маленькой стеклянной трубочки, размером сантиметров пять, с маленькой ручкой и увеличительным стеклышком. Вот такой подарок помещается в коробочку из-под ювелирных изделий. 

Композиция "Буратино", мастер В. Анискин

— Сколько стоит такая работа? 

— Возможны четыре варианта: первый — надпись или рисунок на рисовом зернышке, оформленные в виде стеклянного колпачка с увеличительным стеклом и кнопочкой для подсветки. Такая работа будет стоить порядка 3 тыс. рублей. Следующий вариант — тоже рисовое зернышко, но вместо увеличительного стекла будет настоящий маленький микроскоп. В такой работе можно гораздо больше сделать, и видно это все будет прекрасно. Такая вещь стоит от 10 тыс. рублей. Могу сделать копию любого своего произведения на заказ. Мои работы однажды оценивались для выставки, их стоимость варьировалась от €2 тыс. до €20 тыс. Ну и бывают не очень удобные заказчики, которые совершенно не представляют, какое произведение они хотели бы видеть. С таким заказчиком приходится повозиться, и стоимость работы оговаривается отдельно. 

Шахматный столик, мастер В. Анискин

— Ваши работы можно увидеть на выставках? 

— Да, в самых разных городах России. Сначала я сам искал выходы на музеи, а сейчас музеи меня находят и приглашают. Выставки уже расписаны на полгода вперед. Всего у меня было десять персональных выставок, за границей я свои работы еще не представлял. Сейчас, например, мои работы находятся в городе Ейске, в Краснодарском крае. Эта выставка только сейчас стала самоокупаемой. Дело в том, что каждая работа для выставки оформляется определенным образом, причем вручную. Для каждой работы нужен маленький микроскоп для просмотра, который нужно купить и переделать. В итоге оформление одной работы стоит порядка 1,5-2 тыс. рублей, а работ у меня 25. Так что затраты немалые. 

Композиция "Гена и Чебурашка", мастер В. Анискин

— Какие идеи удалось воплотить в микроминиатюре и какие вы только планируете? 

— Самые сложные для меня произведения — герои мультфильмов "Крокодил Гена и Чебурашка" и "Буратино". Это трехмерные крошечные объекты, невероятно сложные работы. Трудность в том, что это не плоский объект, который можно закрепить и, например, рисовать на нем. Такую работу нужно обрабатывать с разных сторон. Дело даже не в сложности технологий, а в том, что мне удалось передать эмоции героев мультфильмов, выражение их лиц. Это очень непросто, очень ценится среди художников и считается высоким уровнем работы. Есть у меня работа с названием "Караван уставших верблюдов, уныло бредущий в пустыне на фоне заходящего солнца": восемь верблюдов внутри просверленного конского волоса. Я просверлил этот волос вдоль, отполировал его внутри и снаружи. Получилась прозрачная "трубочка", в которую я поместил верблюдов так, чтобы все они были в одной плоскости. Сделать технически сложную вещь для мастера важно. Но создать произведение, представляющее художественную ценность в какой-то степени, гораздо важнее для меня. Еще когда я читал книгу про микроминиатюристов, незабываемое впечатление на меня произвела работа "Роза в волосе" Николая Сядристого. Повторить ее у меня пока не получилось, но отступать я не собираюсь. 

Подкованная блоха, мастер В. Анискин

— А блоху подковать не пытались? 


— Подковал. Правда, блоха была не механическая, как у Лескова, а настоящая, но уже неживая. Подковки сделал из платины, гвоздики — из стали. Вообще-то в ближайшее время хочу продолжить серию с героями мультфильмов и сделать еще пять-шесть работ. Мне очень нравится эта тема, сложность трехмерных произведений только подстегивает интерес к работе.

Журнал «Деньги» 


| Автор: Мария Глушенкова Источник
| Категория: О людях
29.12.08 Просмотров: 3393 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0


Похожие материалы:



Книги для коллекционеров:




Всего комментариев: 0
avatar