Главная Клуб Темы Клуба
Фото. Открытки
Почтовая открытка. - К вопросу о коллекционной ценности.
Однако тревога за отечественную открытку – хранительницу памяти и вместе с тем современницу исторических событий, многое заметившую и запечатлевшую, не проходит. В конце 80-х годов минувшего века дебатировалась интересная идея переиздания хотя бы избранных старых открыток. То есть создания «изобразительной летописи России». Поддержавший идею академик Д.Лихачев заявлял: «Надо подготовить и издать полное собрание старых открыток. Ведь они постепенно уходят. Полное собрание старых открыток поможет не только специалистам, оно поможет каждому из нас…»
Французский выпуск – шарж на царя, символизирующий дружбу с Францией.
Думаете, последовал общественно-государственный резонанс? Увы, все промолчали, разговор продолжения не получил. Так что давайте пока вспомним, что у нас в активе.
Россия впервые повернулась лицом к открытке после 1874 г. – после подписания Всеобщей почтовой конвенции. Издание первых открыток осуществлялось на правах государственной монополии, пока ее не отменили и не разрешили печатать их помимо почтового ведомства частным предпринимателям. Предприимчивые издатели (А.Фельтен в Петербурге и др.) не заставили себя долго ждать, и впервые иллюстрированные открытки появились в 1895 году. Именно они, видовые открытки, столь ценимые нынешними собирателями, донесли до нас облик русских городов ушедшей эпохи: соборы и памятники, роскошные особняки и нищие рабочие окраины, мощенные булыжником улицы, южные курорты и дымящиеся трубы уральских заводов, вывески, витрины, экипажи, конки…
Довольно скоро вошло в обиход такое понятие, как «русская зарубежная открытка». Ее корни интернациональны. Ярко проявилась на этом поприще довольно известная шведская фирма «Гранберг» (Стокгольм). Долгое время, вплоть до 1917 г., она издавала солидным тиражом виды многих городов России исключительно для русского рынка. Частично это делалось по специальным заказам русских издателей, а частично на свой рынок. Но наибольшую международную известность получили открытки издательства русского предпринимателя Ильи Лапина в Париже. Он, несомненно, войдет в историю как великий энтузиаст открыточного бизнеса. Лапин сумел выпустить – трудно представить! – несколько тысяч нумерованных открыток высокого качества.
Открытки Лапина в большом количестве отправлялись в Россию. Однако из-за Первой мировой войны последняя тысяча номеров уже не экспортировалась. Естественно, эти открытки стали наиболее редкими, и об этом знают опытные организаторы зарубежных аукционов.
Зарубежье насыщалось русскими открытками двояким путем. Параллельно шел процесс массового проникновения за пределы России своей «родной» открытки. Заметим, кстати, что наличие на ранних выпусках двуязычной надписи (по-русски и по-французски) не свидетельствует об их иностранном происхождении. Таково было правило после вступления страны во Всемирный почтовый союз. Так вот о «процессе проникновения». Анализируя корни такого феномена, как русская зарубежная открытка («иностранка»), нельзя не вспомнить о том, что во время Гражданской войны в России покинули Родину 2 млн. человек. Причем значительный процент составляла интеллигенция, и коллекционирование для многих было не пустым звуком.
Самым, пожалуй, информированным источником данных о зарождении самостоятельной русской зарубежной открытки является Роман Полчанинов, представляющий первую волну русской эмиграции, живущий ныне в США. В книге «Записки коллекционера» он сообщает: «Я собираю только русские зарубежные открытки по издательствам и номерам, то есть в хронологическом порядке. Для меня интересна история каждого русского издательства. Их история – часть истории российского зарубежья – культурной, социальной, политической». Р.Полчанинов вспоминает, что в 20-е годы прошлого века в Берлине активно действовало эмигрантское издательство Ольги Дьяковой. А целый ряд развернувших свою деятельность новых издателей вдохновился тогда, в частности, репродуцированием картин В.Васнецова (кстати, до 1917 г. в России только «Богатыри» переиздавались 35 раз!). В Чехословакии эмигранты выпустили «Крещение Руси», в Италии – «Баян».
Находили ли эти выпуски дорогу на историческую родину, остается вопросом. Известно, однако, что многие русские многокрасочные открытки доставлялись в Россию – кроме изданий Лапина и «Гранберга» – напрямую из полиграфических предприятий Берлина, Лейпцига и Мюнхена. Именно на германском рынке воцарился открыточный культ. У него глубокие корни: еще в 1901 г. немцы выпустили открытку с нотами и текстом «Марша коллекционеров открыток» (впоследствии за нее хорошо платили на аукционных торгах).
В последнее время русская открытка-иностранка все чаще попадает на наш рынок. Есть основание утверждать, что в ценовом отношении привлекательность русской открытки на Западе, в частности в Германии, невелика вследствие конкуренции местного материала. Отсюда некоторая ее «доступность», что как магнитом притягивает российских дилеров. Они стали завсегдатаями тамошних аукционов, тем более что теперь ввозу антикварных открыток способствует недавняя отмена НДС на «перебазирование» в Россию культурных ценностей.
Вот и получается: став вроде бы иностранкой или эмигранткой, русская открытка превратилась в «культурную ценность». Но задумаемся на минуту… Не оттого ли складывается ценность коллекционной открытки, что – как порождение бума – пришлось ей туда-сюда пересекать границы, пройти через множество рук, чтобы после долгих странствий успокоиться в уютном альбоме?.. Хотя бы временно.
Евгений Сашенков, Независимая газета
«Россика» – распространенная тема в оформлении почтовых отправлений
Французская открытка-карикатура на Николая II.
Эти заметки, думается, следует рассматривать как заявку на тему, которую практически обошла стороной наша филокартическая литература. Да и как иначе, если многие десятилетия она «обслуживала» совсем иной культ…
В последнее десятилетие XIX столетия образовался целый пласт зарубежной открыточной «россики». Его формирование проходило под знаком общей политизации и нараставших антагонистических противоречий между ведущими державами Европы. Расширялась прикладная функция издававшихся открыток, стали появляться почтовые карточки с актуальными карикатурами на царствующих особ. Заметное место заняли выпуски французских фирм. Появление дружеских шаржей на открытках, посвященных Николаю II, пришлось на период оживления дружественного русско-французского союза.
Какой же была тематика ранней «россики»? Самое видное место заняла «царская ниша». Открытки выпускали как многоцветные, так и черно-белые. Преобладали последние, печатавшиеся преимущественно по фотографиям 1900–1901 гг. И на документальных, и на рисованных портретах-карикатурах фигурировал Николай II как символ российского самодержавия. Повышенную коллекционную ценность представляли сюжеты на карточках-полуфабрикатах. Такая типографская «заготовка» с однотонным черно-белым рисунком поступала к художнику на цветную роспись от руки. Большей частью такая открытка приобретала окончательный вид при наличии специальной надпечатки по-французски: «Тираж – 50 (40) штук. Экземпляр №…» Нумерация вносилась от руки. Стоимость таких выпусков колебалась от 80 долл. и более. Определились следующие тематические группы: открытки разрисованные (разные сюжеты); открытки на тему русско-французской дружбы; русско-японская война; Первая мировая война (включая открытки германских издателей). Вот на этих четырех группах и замыкалась тематика открыток-карикатур.
Стимулом для расширения «царской ниши» стал визит императора во Францию в 1902 г. Тогда французские издатели сполна отдали должное главе монархии. Причем портретные серии потеснили популярные документальные открытки со сценами совместных маневров.
Примерно к тому времени появился крен в сторону царствующего дома. На многих французских открытках запечатлены как семейные портреты, так и отдельные лица – императрица Александра Федоровна, наследник-цесаревич Алексей Николаевич. Все они, как правило, выполнены по фотографиям.
Следует отметить и интересную открытку германского происхождения. Она была отпечатана местным издательством в Дармштадте с традиционным «Привет из Дармштадта!». Выпуск был приурочен к визиту в этот город в октябре 1897 г. императорской четы из Петербурга. Судя по почтовому штемпелю с места отправки, открытка использована по прямому назначению уже с начала октября.
Но началась Первая мировая война. «Открыточная» Россия сразу преобразилась, пошла интенсивная реклама персон антигерманского альянса. Для типографий союзников излюбленным сюжетом стала вся четверка, как нынче говорят, VIP-персон: Николай II, Георг V, Пуанкаре и бельгийский король Альберт.
Патриотически настроенные издатели продолжали выпускать открытки во славу особ дома Романовых, причем многих вдохновило отмечавшееся в 1913 г. 300-летие. Популярностью пользовались Петр I, Екатерина Великая, Павел I. Целую серию открыток составила галерея российских полководцев. Среди них – главнокомандующий Русской армией великий князь Николай Николаевич, великий князь Константин. Но основным сюжетом на многие годы оставался русский монарх. Соответственно и цены на открытки были «на уровне», а зигзаги европейской политики по меньшей мере дважды за первые десятилетия века «работали» на авторитет царя. Надо заметить, цены колебались незначительно – в зависимости от качества открыток – и приобретались как сувениры, а лишь потом разыскивались коллекционерами.
И вот открытка с портретом Николая II, побывавшая в почтовом обращении на французской территории, оценивается нынче в Москве в 3150 руб. Здесь просматривается тенденция отдавать преимущество «живому материалу», то есть побывавшему в почтовом мешке… Тем более с датой, зафиксированной почтовым штемпелем: 23 октября 1916 г. Ранние открытки с царским портретом, если сравнивать с другими периодами, сдавались на почту в Париже и других городах 18–25 сентября 1901 г. На московском открыточном рынке они оцениваются в среднем в 2500 руб., хотя экземпляр, выполненный многоцветной печатью (с почтовым прохождением), оценивается и в 3150 руб.
Пользовался спросом как за рубежом, так и у нас портрет императора, перенесенный на открытку по известной картине маслом, написанной Серовым. Если исходить их факта, что печаталась открытка разными типографиями, используя и черно-белую, и цветную печать, то тиражи могли быть немалые. Просмотрев выпуски парижской и других типографий, убеждаешься: градация цен – 2520 руб., 3150 руб., 5250 руб. – вполне оправданна. Кстати, попавшие в почтовый оборот такие же открытки российского издания, использованные в переписке Франция–Россия, встречались реже. (цены 2005г.)
Выпуски с изображением Николая II в кругу семьи можно было встретить среди открыток с европейским почтовым происхождением. Преимущественно это корреспонденция бельгийского и голландского происхождения. Меньше издавались в тот период русские сюжеты на открытках германских фирм. Хотя уже в первые недели с открытием военных действий появились открытки с карикатурами. Одним из пионеров подобных выпусков следует считать мюнхенского издателя Оттмара Циера. На одной из его открыток изображены «в соответственном» оформлении, в виде трилистника, Николай II, Пуанкаре и Георг V.
…Бурная история «царской ниши», внесшей оживление в русские мотивы на зарубежных выпусках, оказалась недолговечной. Но открыточная «россика» выдержала испытание временем.
За нашими открытками надо ехать во Францию и в Германию
Французская открытка 1893 года, выпущенная по поводу прибытия российской эскадры в Тулон.
Прочитал недавно в одном журнале установочную статью под названием «В Париж за открытками». Полезная публикация. Автор рекомендует отечественным филокартистам отправляться на поиски русских открыток предпочтительно в парижские стационарные магазины типа «Санкт-Петербург», что на улице Друо, а также на регулярно проходящие ярмарки для коллекционеров.
Перспективы, видимо, заманчивые: русские старые открытки можно встретить у продавцов антикварных рынков, хотя здесь специально отведенных для филокартистов рядов нет, их приходится искать по всему рынку. Самые крупные из них в Париже проходят в районе Сент-Оуэн, что у метро Порт Клинанкур, а также на окраинах. Работают они только по выходным, как и ярмарки.
Кстати, и в Берлине так называемые блошиные рынки открыты по субботам и воскресеньям, и один из крупнейших располагается на улице 17 июля. Правда, здесь найти русские открытки – дело везения. Но зато… Германия славится не этим. В то время как автор парижской зарисовки ни словом не обмолвился об аукционах, наш человек в Германии в поисках «русского материала», в частности открыток, ориентируется именно на аукционы.
В Кельне Международный аукционный дом «Эберхард Михаэлис» с открыточным направлением. В сводках он встречается пореже, но в солидности не уступает другим. На торгах юбилейного 25-го аукциона несколько лет назад был представлен отборный материал. Здесь были открытки по мотивам работ Василия Кандинского. Кроме того, отметим открытки времен Первой мировой войны русского происхождения. Все пять экземпляров – антикайзеровские карикатуры. Более двух десятков насчитывали опять же наши открытки периода Второй мировой войны: это пропагандистские антигитлеровские выпуски с карикатурами, один из них с автографом Бориса Ефимова.
Отметим, что в глазах охотников за русскими открытками на германских аукционах ценностью являются иллюстрированные издания рубежа XIX–XX вв. Видимо, можно говорить о моде на рисованные открытки России 1898–1906 гг. в стиле модерн. Случаются массовые вбросы, как на 257-м аукционе филателистической фирмы «Шванке унд зон» в Гамбурге. Тогда ушел с молотка лот из 310 открыток России и Балтии выпуска 1900 г. и позднее.
Вообще в Германии два главных открыточных центра: Гамбург и Мюнхен. Специализирующаяся на открытках гамбургская фирма «Мартин Бернгард» на 78-м аукционе дорого продала полный комплект из 12 открыток с эскизами костюмов Бакста на балетные мотивы «Русский балет». Они объединены в оригинальный конверт с подписью Бакста. Высоко оценена литографская открытка с афишей выставки «Русский балет» (Германия, 1913 г.). На том же аукционе приобретались наши открытки 1898–1912 гг. с изображениями шарманщика, граммофона, первого студенческого симфонического оркестра. В районе Гамбурга, в Нордерштедте, проходят с интервалом в 5 месяцев торги открыточной фирмы «Хельмут Лабан». На ее аукционах рекордных продаж достигали в последнее время русские портретные открытки на модную монархическую тему (династия Романовых и т.д.).
В Мюнхене один из крупнейших аукционных домов – «Франц Майкснер» проводит торги каждые 3–4 месяца. На 71-м аукционе русские открытки с видами Москвы, Одессы, Кронштадта и с «русскими типами» предлагались по 6–7 евро. Для сравнения отметим, что иная стартовая котировка отличала русский материал на аукционах фирмы «Хартмут Райт» в Ланггенсе. Обилием лотов отличился под занавес 2004 г. ее 44-й аукцион, в первую очередь с русскими видовыми открытками 1899 г. серии «Gruss aus…» («Привет из…»), в том числе пара приветов из Одессы. Стартовые цены – до 12 евро.
Наконец, заслуживают упоминания «кочующие» по европейским аукционам подборки лотов с востребуемой геральдической символикой. Это выпуски двух серий: нумизматической (монеты) и филателистической (почтовые марки). В каждом случае непременный элемент – герб или флаг как символы государства.
Родина таких открыток в основном Германия, печатавшая их на высшем полиграфическом уровне, часто с использованием рельефной печати. Нашим коллекционерам знакома крупнейшая серия открыток с рекламой марок, насчитывающая 100 номеров. Издатель – известная фирма «Оттомар Циер» (Ottomar Zieher) из Мюнхена. Порядковый номер открытки с русской тематикой – 27. На лицевой стороне почтовой карточки – марки одиннадцатого и двенадцатого выпусков России 1889 и 1892 гг.
Наиболее часто встречается подобная «русская» геральдическая открытка на аукционах таких крупных фирм, как «Франц Майкснер» (Мюнхен), «Мартин Бернгард» (Гамбург) и др. Естественно, стартовые цены ставит каждая фирма по-своему. Например, на одном из недавних торгов аукционного дома «Мартин Бернгард» экземпляры как нумизматической, так и филателистической серии стартовали с оценкой до 15 евро. У Майкснера последняя оценивалась на старте в среднем по 7 евро за экземпляр, всего на торгах было представлено лишь 12 единиц с рекламой марок. Нумизматическая же тематика на геральдических открытках неизменно выставляется на торги с более высокой котировкой. Так, альбом, включавший 36 открыток с монетами (включая российские), выполненных рельефной печатью, предлагавшийся на торгах аукционного дома «Юрген Гётц» в Оберкирхе, ушел более чем за 400 евро!
Особенность этих торгов в том, что выставлялись только тематические подборки и целые коллекции вроде упомянутого альбома. Россию представляли три коллекции – по 580, 450 и 345 открыток. Вкрапления русского материала были и в тематических подборках. Например, один крупный лот из 840 открыток «Международные выставки и ярмарки» включал открытку с видом павильона России на Всемирной выставке
Евгений Дайгородов, Независимая газета
Источник | |
22.02.09 Просмотров: 9528 | Загрузок: 0 |
На правах рекламы:
Похожие материалы:
Всего комментариев: 0 | |