Друзья, вы можете стать героями нашего портала. Если у вас есть коллекция, расскажите нам.

Добавить статью
Главная Клуб Темы Клуба
Следы давних времен

Каменные бабы ждут новоселья


Об уникальной коллекции беседовали с заведующей отделом археологии Днепропетровского исторического музея Ларисой ЧУРИЛОВОЙ.

— Лариса Николаевна, благодаря кому Днепропетровский исторический музей располагает самой крупной в Украине коллекцией каменной пластики?

— На территории Приднепровья находились кочевья многих степных племен, в том числе крупных половецких орд. Основная часть нашей коллекции состоит из пластики, изготовленной тюрками-монголоидами. Хотя если внимательно присмотреться к изваяниям, то можно увидеть и лица с европеоидными чертами. Ведь в кочевые орды входили остатки разных племен, живших на этой территории или пришедших с кипчаками. Что касается музейной коллекции, то формироваться она начала еще в середине XIX века благодаря екатеринославскому губернатору Андрею Фабру. Он был большим любителем старины и коллекционером, приобретал египетские и греческие древности. Понимая, что массовая распашка степи ведет к гибели каменных изваяний, губернатор призвал дворянство собирать их и свозить из своих имений в Екатеринослав. 13 скульптур тогда были отправлены в Одесский исторический музей, где они находятся и ныне. Однако самый большой вклад в формирование коллекции внес первый директор нашего музея, академик Дмитрий Яворницкий. Судя по сохранившимся фотографиям, каменные бабы стояли у него даже в кабинете. Д. Яворницкий не только собирал эти скульптуры, но и написал о них прекрасную статью, которая была опубликована в 1891 году в «Историческом вестнике». Она до сих пор не потеряла научного значения. Пополнение коллекции нашего музея продолжается и сегодня: каменные изваяния находят в земле возле курганов, а иногда и в селах, где их обнаруживают в самых неожиданных местах — в фундаментах домов или на огородах. Они лежат там многие годы, но сейчас за ними охотятся черные археологи. Поэтому скульптуры следует активней собирать в музеи. Правда, хранить их нужно в нормальных условиях: в городе, под открытым небом, они начинают разрушаться гораздо быстрей, чем в степи. Виной тому — состояние окружающей среды: кислотные осадки, которые разъедают фигуры из песчаника и даже из гранита. Поэтому встал вопрос о срочном строительстве лапидариума — специального павильона для каменной пластики.

— Что представляет собой коллекция Днепропетровского исторического музея?

— Всего в ней насчитывается 67 изваяний разных эпох. Самые ранние принадлежат эпохе неолита и бронзы — III–II тысячелетие до н. э. Среди них памятник мирового уровня — Керносовский идол, который относят к культуре протоарийцев (предков индоевропейских народов). Есть несколько скифских стел, сарматское и предположительно печенежское изваяния. Имеется также готская стела III–IV века н. э. Как известно, германцы тоже жили в Поднепровье. Но больше всего половецких фигур — круглых скульптур высокого художественного уровня. Одним словом, в коллекции представлена практически вся этническая история нашего края с тех времен, когда в степи стали устанавливать каменные изваяния.

— С какой целью древние народы делали эти скульптуры?

— Причиной тому был культ предков. Само название «баба» или «бабай» на тюркских языках означает «предок», «старик». Но это не надмогильные памятники — они носили жизнеутверждающий характер. Изваяния должны были приносить удачу, благосостояние, плодородие. Стояли они в святилищах среди родовых могил, а эти могилы располагались на курганах. Перед изваяниями были каменные алтари, где приносились жертвы. Кочевники верили в бессмертие души, и в основе их погребального культа лежала идея реинкарнации — новых рождений. Поэтому каменные статуи были вместилищем душ предков. После рождения нового члена рода душа переселялась в младенца, а каменное изваяние разбивали и часто погребали как человека. Иначе говоря, каменные бабы — это хранилища душ. Вся каменная пластика на этом построена. Причем иногда могил могло и не быть, а статуи стоят — это прямое подтверждение того, что речь идет о почитаемых местах. Часто изваяния устанавливали на перекрестках дорог. В Азии, откуда пришли кочевники, такие изваяния ставили на горных перевалах, где рядом росли священные деревья, на которые повязывали ленточки. По обрядам, сохранившимся в Западной Сибири и на Алтае, мы можем реконструировать суть ритуала, его смысл. Ибо там родина кипчаков — половцев, которые сначала жили на Алтае, в ІХ веке переселились на Иртыш и Обь, а уже в ХІ веке, переправившись через Волгу, пришли в наши места. Прямыми потомками половцев являются киргизы и казахи, но половецкая кровь есть и в украинцах, в частности, в украинских казаках, среди которых было много людей с тюркскими фамилиями. Когда в ХІІІ веке пришли монголо-татары, они вырубили только половецкую аристократию. При этом часть половцев ушла в Венгрию и на Кавказ, а остальные ассимилировались либо с татарами, либо со славянами. Хотя эта постепенная ассимиляция среди княжеских родов и знати началась еще во времена Киевской Руси.

— Мы должны гордиться, что каменные бабы — часть украинского культурного наследия...

— Обратите внимание, что среди украинских казаков были характерники, вроде Ивана Сирко, про которых рассказывали, что они знали заговоры, могли превращаться в волка, их не брали сабля или пуля. Это явные отголоски шаманизма — ведь институт шаманов был не только у северных народов. Шаманами были и половецкие ханы, например, знаменитый хан Боняк. Шаманизм — это определенная стадия развития языческих культов. Язычество приняло просвещенные формы в Древней Греции и Риме, а у азиатских кочевников оно существовало в более примитивных формах. Формирование казачества у славян началось с контактов со степными тюрками, а закончилось в ХVII веке. Великая степь, породившая казачество как явление, простирается от Дуная до Амура, и по этому степному евразийскому коридору тысячелетиями перемещались народы. Первые курганы и каменные изваяния создали протоарийские племена, которые продвигались в Азию. Затем часть индоевропейских племен — киммерийцы, скифы, сарматы вернулись в Европу. Тюркские племена пришли с Алтая в наши западные степи гораздо поздней, в конце первого тысячелетия нашей эры, они и оставили больше всего каменных изваяний. Эта скульптура постепенно эволюционировала, становясь все более совершенной. Например, самый древний — протоарийский Керносовский идол, которого в 1973 году случайно нашли школьники, представляет собой каменную стелу, на которой выцарапаны контуры. Скифская пластика — это уже рельефы, а половцы изготавливали великолепную круглую скульптуру. Существует мнение, что на ее формирование повлияла греческая скульптура Крыма. Еще в ХІ веке половецкие изваяния были довольно примитивными, но в ХІІ уже происходит настоящий расцвет. Работали над этими фигурами специальные мастера. Сейчас уже найдены карьеры, где вырубались каменные плиты. Следует отметить, что каменных баб на левом берегу Днепра больше, чем на правом. Объясняется это, возможно, тем, что на правом берегу в основном гранит, а не песчаник, его трудней обрабатывать. После прихода татар, которые довольно быстро приняли ислам, степная скульптура постепенно умирает. Думаю, что каменные казацкие кресты на перекрестках украинских дорог — это «потомки» каменных баб.

— Существует ли интерес к музейной коллекции со стороны посетителей и исследователей?

— Безусловно. Нетрудно заметить, что возле нашего музея, где стоят каменные бабы, всегда есть люди. Эти скульптуры манят к себе, у них какая-то космическая энергетика. Даже само изваяние на кургане символизировало связь земли с небом, а небо у кочевников считалось священным. Немалый интерес вызывают и памятники индоевропейской культуры. Керносовского идола, например, наш музей возил на выставку в Италию, и дважды — в Германию. Немцы, по понятным причинам, интересуются также готской скульптурой. Однако для исследователей и туристов, посещающих нашу страну, всегда интересна наша экзотика — половецкие изваяния, которые мы должны сохранять и популяризировать за пределами Украины. 

Валентина БЕКЕТОВА, заместитель директора Днепропетровского исторического музея:

— К сожалению, каменные бабы нуждаются в срочной защите, хотя часть фигур всегда стояла возле нашего здания под открытым небом. Несмотря на то, что в ходе реконструкции в середине 70-х годов было решено установить их на специальной площадке, со временем мы стали замечать, что скульптуры начали быстро разрушаться, покрываться лишайником и мхом. Специалисты пришли к выводу, что во всем виноваты кислотные выбросы металлургических заводов и тепловой электростанции, которая находится на другом берегу Днепра. Уже в 80-х годах встал вопрос о реставрации каменных баб. К нам регулярно приезжали специалисты из Москвы. Под их руководством древние скульптуры чистили, обрабатывали химическими растворами и ставили под навес. Сегодня наиболее ценные изваяния мы храним в здании музея. 

Однако разместить там всю коллекцию невозможно. Поэтому встал вопрос о строительстве отдельного помещения — лапидариума, где каменную пластику можно не только сохранить, но и нормально представить в экспозиции. Причем не только каменных баб, но и два десятка казацких каменных крестов, которые по всему краю собирал академик Д. Яворницкий. Сейчас они лежат в запасниках. В нашем музее есть также греческие и египетские скульптуры, которые могут органично вписаться в общую экспозицию, показывающую развитие каменной пластики. 

Однако благие намерения — это одно, а их реализация — совсем другое. От разговоров к делу помог перейти Президент В. Ющенко, посетивший наш музей в 2005 году. После этого областной совет выделил деньги на разработку проекта. Был проведен конкурс, в котором приняли участие около двадцати творческих коллективов. Победил ООО «Мастер-проект», предложивший, на наш взгляд, очень удачное решение. Каменные скульптуры должны размещаться в хронологическом порядке на нескольких уровнях в стеклянном павильоне. 

Таким образом сохраняется ощущение того, что они стоят под открытым небом, на степных курганах. Ничего подобного в Украине пока не существует. Сам лапидариум должны возвести в сквере за главным корпусом исторического музея. Но, как оказалось, у городских архитекторов, разрабатывавших план реконструкции сквера на Октябрьской площади, свое видение. Им не нравится месторасположение лапидариума, хотя, как можно догадываться, есть и другие причины. Процесс согласований все еще длится, несмотря на то, что столичными инстанциями проект был одобрен без особых проблем. На само строительство потребуется также немало средств — 7–11 млн. грн. Остается надеяться, что до проведения Евро-2012, когда в Днепропетровск приедут десятки тысяч туристов, лапидариум все же будет построен.

27 ноября 2008

 



Источник | | Автор: Днепропетровский исторический музей
| Категория: Следы давних времен
02.12.08 Просмотров: 4560 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0


На правах рекламы:



Похожие материалы:




Всего комментариев: 0
avatar