Друзья, вы можете стать героями нашего портала. Если у вас есть коллекция, расскажите нам.

Добавить статью
Главная Клуб Темы Клуба
Стекло.Бутыли.Флаконы

История с коллекцией Президента Америки или Самые дорогие вина мира – подделки?


Коллекционерам винных раритетов в последнее время недостаточно владеть тремя главными составляющими их уважаемого увлечения: деньгами, связями и любовью к вину. Для того, чтобы купить выдающееся вино на аукционе, им приходится нанимать детективов. Порой вокруг таких покупок развивается настоящий триллер.

Один из самых громких скандалов последних лет - шокирующие результаты анализов вин из так называемой коллекции Томаса Джефферсона. До сих пор идет спор по поводу того, являются ли эти вина, датированные якобы XVIII веком, подделкой.

История с коллекцией Президента Америки.
Чтобы разобраться в ситуации, введем читателя в курс этого «темного» дела. История началась в 1985 году, когда немецкий коллекционер вин Арди Роденшток объявил, что нашел настоящий клад. Роденшток давно охотился за раритетами, и вот совершенно случайно его познакомили с одним парижским стариком. Ремонтируя подвал в своем доме, он нашел в стене тайник с несколькими десятками старинных бутылок, на которых, кроме указания названия вина и года урожая, стояли еще инициалы Th. J. Все вина были датированы XVIII веком. Инициалы расшифровали как Thomas Jefferson (Томас Джефферсон). Роденшток решил, что коллекция принадлежала третьему Президенту США. Без инициалов это были бы просто старые вина. С инициалами - настоящая реликвия.

 Томас Джефферсон, 3-й Президент США, автор Декларации независимости, архитектор, ученый, просветитель. В конце XVIII века был послом США при дворе Людовика XVI в Париже. Любил вино и разбирался в нем, скупал лучшие вина в Бордо: для себя и для 1-го Президента США Джорджа Вашингтона.

Роденшток выкупил бутылки у первоначального владельца и начал их перепродавать - что-то из рук в руки, что-то через аукционы. Бутылка Lafite 1787 года была продана на аукционе Christie's за рекордную сумму - 105 000 фунтов стерлингов!

Сомнения в подлинности бутылок из коллекции Джефферсона появились, когда четыре из них - Lafite 1784г. и 1787г. и Branne Mouton 1784г. и 1787г. - были проданы американскому миллиардеру Уильяму Коху за полмиллиона долларов. Пару лет назад Кох подверг вина анализу, результаты которого шокировали не только его самого, но и всю мировую общественность, интересующуюся раритетными винами. В исследованиях принимал участие Дэвид Молино-Берри - глава винного отделения лондонского аукциона Sothebie's, который вынужден не только консультировать своих клиентов на предмет того, как отличить оригинал от подделки, но и периодически «чистить» их личные погреба от сомнительных приобретений из «надежных» источников.

С сомнений в подлинности этих четырех бутылок, принадлежащих Уильяму Коху, и начался скандал.

Кох обвиняет.
Уильям Кох возбудил в нью-йоркском суде дело против немецкого коллекционера и продавца раритетов Арди Роденштока. Его консультанты убеждены, что подделки, которые они нашли в погребах своего заказчика, появились именно от этого человека. К делу подключилось ФБР. 

Уильям (или Билл) Кох, американский миллиардер, глава компании Oxbow Group, спортсмен, мореплаватель, коллекционер предметов искусства, оружия, яхт, женщин и раритетных вин. По версии журнала Forbes, занимает 605 место в рейтинге самых богатых людей мира в 2008г.

Разборки между Кохом и Роденштоком бросают тень на рынок элитного алкоголя. За профессионализм и честность Роденштока в свое время ручался Майкл Бродбент, член совета директоров Christie's и автор лучших справочников, посвященных винным коллекциям. Потенциальные покупатели вин уже засомневались в добросовестности экспертов. На состоявшемся в декабре 2006 года аукционе в нью-йоркском «Рокфеллер Плаза», бутылка Petrus 1934 года, которую продавал Арди Роденшток, не нашла покупателя. 

Роденшток защищается.
Арди Роденшток, настоящее имя Мейнгард Гёрке, в прошлом - продюсер нескольких немецких поп-исполнителей. Прославился как коллекционер и знаток вин после «обнаружения» коллекции Джефферсона. Известен также тем, что якобы спас тайные винные погреба Николая II в Петербурге. На вопрос, какое из вин ему бы хотелось попробовать больше всего на свете, цитирует Новый Завет: «Святой Иоанн, повествуя о свадьбе в Кане Галилейской, куда были приглашены Иисус, матерь его Мария и ученики, рассказывает, что когда вино на пире закончилось, Иисус, по просьбе Марии, превратил воду в шести каменных кувшинах в вино. Вот это вино от Иисуса Христа я бы с удовольствием попробовал!».

Роденшток отрицает обвинения Коха и называет все это кукольным театром: «Лично у меня Кох не купил ни одной бутылки. Он еще должен доказать, что его четыре бутылки - именно из той парижской коллекции. Да и за последние 20 лет с бутылками могло произойти все что угодно! Вот один лишь пример: на аукционе в Интернете недавно были анонимно проданы три бутылки «1787 Lafite Th.J». Откуда они взялись? О них мне ничего не известно! 

Спрос рождает предложение.
Согласно сообщениям авторитетного американского издания Wine Spectator, в 2006 году в мире было продано рекордное количество старых вин - с молотка ушли раритетные вина стоимостью около 182 млн евро; 5% этих вин оказались подделкой.

За сорок лет цены на раритетные вина повысились в десятки раз, как и на рынке антиквариата. Если в 1970 году Chateau Latour выдающихся урожаев 1964г. и 1966г. стоило 6 долларов за бутылку, то в 2005 году за en primeur Latour просили уже 400 долларов за бутылку.

Все больше людей вкладывают деньги в вино. Особенно много покупателей появилось в России и азиатских странах - они готовы заплатить практически любую цену, которую называет продавец. Большие форматы - магнумы и двойные магнумы - достигают на аукционах заоблачных цен: от 35 до 50 тысяч долларов за лот. Спрос на старые вина растет постоянно, а вот предложение по понятным причинам ограничено.

Как выявить подделку.
Сегодня, в эпоху развитых технологий, подделка вин стала очень простым делом. Чтобы подделать Ренуара, требуется, по крайней мере, талант художника. Чтобы подделать вино, нужно всего лишь найти подходящую бутылку, правильную этикетку и похожую капсулу. Этикетку «нарисовать» на компьютере проще простого. Старые бутылки - и обычные, и магнумы - можно без труда отыскать у старьевщиков в том же Бордо. 

Винным экспертам постоянно приходится «чистить» подвалы коллекционеров после сомнительных покупок на аукционах. Некоторые подделки специалисту видны невооруженным глазом, другие сделаны весьма искусно, и чтобы выявить их, приходится проводить очень кропотливую работу. Для этого нужно проследить весь путь бутылки: от производителя до полки в погребе заказчика. Например, консультант Коха Дэвид Молино-Бэрри тесно «общался» с шато, выяснял, какие этикетки и капсулы были в ходу в годы, указанные на бутылке, были ли вина заново закупорены. 

В случае с винами из коллекции Джефферсона выводы о фальсификации были сделаны на основании исследования гравировки на бутылках. В конечном итоге именно они стали главным доказательством того, что бутылки поддельные: по словам Дэвида Молино-Бэрри, в XVIII веке невозможно было сделать столь четкий рисунок, для этого потребовались бы инструменты типа электрической бормашины стоматолога, которой в то время просто не существовало! 

Роденшток настаивает, что он тоже заказывал анализ гравировок (этикеток и капсул в те времена на бутылках еще не было). Эксперты подтвердили, что бутылки были оформлены в конце XVIII столетия. Также был проведен химический анализ содержимого - в Высшей технической школе в Цюрихе и, параллельно, в Оксфордском университете. Результаты якобы подтвердились.

Химический анализ.
Принцип химического анализа вина основан на исторических фактах. Начиная с 1945 года, когда на Японию была сброшена атомная бомба, в вине можно обнаружить небольшие следы радиоактивных элементов. Чтобы забрать вино на исследование, пробку протыкают тончайшей иглой. Если в вине не обнаруживают следов радиоактивности, значит, оно было налито в бутылку до последних дней Второй мировой войны. Потом делается молекулярный анализ - на основании знаний периода полураспада радиоактивных элементов можно вычислить возраст вина с точностью до десяти лет. Процедура очень кропотливая и дорогостоящая - не менее 5000 долларов за бутылку. Ее заказывают в исключительных случаях, когда заказчики готовы платить астрономические суммы. Так поступил Уильям Кох, чтобы разоблачить «жулика» Роденштока. 

Однако многие коллекционеры не хотят знать, что владеют подделкой. Им приятнее верить в красивую сказку. Кроме того, людям стыдно признаваться, что они дали себя обмануть. 

Попробовать на вкус.
Манипуляции с более молодыми винами выявить сложнее - этикетки, капсулы и стекло Chateau Lafleur 1982 года выглядят по сей день как новенькие. А если какой-нибудь «делец» возьмет, к примеру, недорогой «Петрюс» 1984 года и подменит на нем этикетку на Великий 1982-ой год - этот криминальный акт выявится лишь после того, как счастливый обладатель бутылки решит попробовать вино. Настоящую уверенность в подлинности вина можно получить только в одном случае - когда вы откроете бутылку и попробуете вино на вкус. 

Может возникнуть и другая проблема - отсутствие опыта. Не все знают, каков на вкус Mouton-Rothschild 1945 года. Если подделка сделана с умом, и в бутылку налито красное вино с соответствующими ароматами, то понадобится большое знание вопроса, чтобы вывести «умельцев» на чистую воду. 

Быть начеку.

Тому, кто серьезно разбирается в вопросе, выявить подделку по силам. Например, если перед вами Chateau Pétrus 20-х годов прошлого века в магнуме или в другом большом формате, то это точно фальшивка. Потому что «Петрюс» не разливался в те годы в бутылки такой емкости. Или Domaine de la Romanée-Conti Richebourg урожая 1947 года - точно фальсификация. В том году в этом хозяйстве засадили новые лозы, поэтому вино не производили вообще. 

Вопрос: Какой из двух магнумов - подделка? 
Ответ: Левый. 
Вопрос: Но как узнали? 
Ответ: - - -

По мнению знатоков, раритет вроде «Петрюса» 1947 года или «Мутона» 1945 года в магнуме подделывать глупо и практически невозможно: старое стекло отличается от нового, оригинальную капсулу не воспроизвести. Невозможно «состарить» пробку, ведь она со временем меняет свою пористую структуру. Кроме того, за десятилетия между пробкой и капсулой образуется налет, его-то фальсификаторам взять точно неоткуда. А уж об этикетке и говорить нечего - старая она или просто состаренная, знатоку отличить не сложно. 

Родословная вина.
На 100% покупатель может обезопасить себя только тогда, когда сумеет проследить весь путь бутылки - со дня ее наполнения до собственного погреба. Но это сделать очень сложно, ведь многие винтажные вина поменяли нескольких владельцев: коллекционеров, продавцов, аукционные дома. Да и сами аукционные дома не очень-то охотно разглашают источники, которые поставляют им вина.

История с винами из коллекции Джефферсона оказала влияние на рынок. Нью-йоркский аукционный дом Zachy's отныне стал требовать документ, в котором должны быть указаны владельцы вина хотя бы за последние 15 лет. 

Производители тоже не сидят без дела. Например, Chateau Margaux маркирует свои бутылки номерами с помощью лазера. Некоторые делают этикетки с водяными знаками. Самое время принимать меры, чтобы цепочка от продавца к покупателю фиксировалась документально, иначе в будущем проблема фальсификации будет расти. 

В борьбе за покупателя.
Единственная бутылка вина может быть продана на аукционе за несколько десятков тысяч долларов. Неудивительно, что подделка вин превратилась в доходный бизнес. Никто не может сказать, сколько фальсификатов хранится в подвалах именитых коллекционеров. Но, несомненно, их число непрерывно растет. Серьезные аукционные дома и торговые организации стараются обезопасить своих клиентов. Например, лондонский торговый дом Antique Wine Company прилагает все усилия, чтобы защитить покупателей. Пару лет назад здесь была выставлена на продажу дорогущая коллекция Château Lafite Rothschild, состоящая из 48 бутылок. Некоторые вина были старше 200 лет! Предполагаемая сумма продажи колебалась между двумя и тремя миллионами долларов. Чтобы убедиться, что вино, датированное 1787 годом, не оказалось разлито в 1987 году, торговый дом за свой счет инициировал сложнейшее молекулярное исследование. Так серьезные торговые организации борются за доверие своих клиентов.

«Двойники» Старого и Нового света.
Раньше на слуху были вина лишь 50-60 производителей, которые постоянно подделывали - учший винтаж топовых производителей из Бордо и Бургундии, иногда Sassicaia. В последнее время все чаще и чаще многие частные и профессиональные дегустации вин заканчиваются довольно плачевно: вина не соответствуют ожиданиям дегустаторов. Объяснение сему факту простое - представленные образцы оказываются фальшивыми. Фальсификации выявляются на разных уровнях: как на стадии производства, так и перепродажи. Например, итальянская финансовая полиция арестовала в прошлом году 11 человек - членов банды и по совместительству представителей одной очень уважаемой фирмы. За два года они продали в разные европейские страны около 900 тысяч бутылок вина с фальшивыми этикетками, на которых значились вина категорий DOC и DOCG. Вместо кьянти и амароне в бутылках было дешевое столовое вино.

Сегодня большие деньги платятся за вина Калифорнии и Австралии, поэтому стоит ждать скорого появления их «двойников». Уже в ходу подделки под Penfolds' Grange. На очереди фейки культовых вин Калифорнии - Screaming Eagle и Grace Family, это всего лишь вопрос времени. У фальсификаторов огромное поле деятельности.

drinktime.ru


Источник | | Автор: Ольга Лепеха
| Категория: Стекло.Бутыли.Флаконы
20.12.08 Просмотров: 5944 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/1


На правах рекламы:



Похожие материалы:




Всего комментариев: 0
avatar