Друзья, вы можете стать героями нашего портала. Если у вас есть коллекция, расскажите нам.

Добавить статью
Главная Клуб Темы Клуба
Металлика

Копят Гобсеки и Плюшкины, а я коллекционирую


Свою коллекцию памятных медалей Сергей Филь, президент областного центра польской культуры и просвещения “Лятарник”, представлял еще два года назад. Но тогда она выглядела значительно скромнее. С той поры количество медалей увеличилось почти в два раза, и теперь коллекция насчитывает около шестисот экземпляров.


“Вы копите медали?” — как-то спросили Сергея Генриковича. “Копят Гобсеки и Плюшкины, — возразил Филь, — а я коллекционирую”.
Коллекционировать — не значит складывать предметы в мешок. Это занятие может стать не только увлекательным, но и познавательным. Нашего коллекционера, например, памятные медали стимулируют на дальнейший поиск информации.


Каждый такой кружок металла содержит свои уникальные сведения. Его предназначение — сохранить память о какой-либо личности или каком-либо событии для будущих поколений. (фото2)Памятная медаль — это слияние истории и искусства. Художественное воплощение важной (порой имеющей эпохальное значение) информации. Металл, которого коснулся художник, способен ярко и ёмко рассказать о том, что когда-то было.
— Медаль может стать отправной точкой для интересного разговора, — говорит Сергей Филь. — Каждое событие, запечатленное на куске золота, серебра, бронзы или тампака (сплава меди и олова), является частью общей истории. И мы с помощью медалей словно перелистываем ее страницы.
К слову, памятные медали бывают еще из фарфора, латуни, мельхиора и даже алюминия. Медальеры могут создавать высокохудожественные изделия из разного материала. Коллекционер Филь называет памятную медаль синтезом истории и искусства.


Истоки памятной медали следует искать в VII веке до нашей эры. Тогда на территории Греции, а чуть позже в Сиракузах и на Сицилии появились первые монеты с ликами божеств. В Китае примерно в это же время ходили монеты с изображением различных символов: мотыги, птицы, колеса. Возник некий условный язык, при помощи которого умельцы увековечивали какое-либо явление в пластической форме так, чтобы оно было узнаваемо многими. В IV веке до нашей эры стали делать монеты, приближенные по виду к медалям, на которых лики божеств сменились ликами современных правителей. Это был шаг вперед. Спустя значительное время, в VII веке уже нашей эры, на металлических кругляшах появились лики Иисуса Христа и Богородицы. Эволюция памятной медали продолжалась до Средних веков. После чего она, “перерезав пуповину”, связывающую ее с монетой, стала самостоятельным направлением в искусстве.


В России интерес к медальерному искусству возник во времена Петра I. В Кунсткамере были выставлены коллекции медалей немецких и датских мастеров. Для развития дела русский царь приглашал медальеров из Германии и Франции.


Один из самых старинных и ценных экспонатов в коллекции Сергея Филя — медаль художника Тимофея Иванова, отчеканенная в 1766 году с целью увековечить учреждение Екатериной II царской карусели при дворе. Памятные медали XVIII — XIX веков в настоящее время стоят больших денег. Еще бы, ведь тираж их, как правило, составлял всего 100-200 экземпляров. Сколько воды утекло с тех пор? И что осталось от этих тиражей?


Когда Сергей Генрикович восемь лет назад приобретал первые экземпляры, они еще были ему по карману. Так у него появилась медаль с изображением Александра I работы медальера Ивана Шилова 1810 года. Даже в музее Монетного двора нет такого экспоната! И медаль 1883 года, посвященная коронации Александра III, которую выполнил Авенир Зельман, работавший под псевдонимом Грилихис-отец. Его сын, Авраам, тоже был известным мастером. Оба этих медальера считались самыми искусными исполнителями российского императорского герба. Еще один весьма ценный экспонат коллекции — это медаль с изображением генерала Эммануэля, героя Отечественной войны 1812 года, который был известен и тем, что первым покорил Эверест. Изготовление медали заказали родственники героя в 1875 году. Всего было выпущено сто экземпляров.


Один из самых талантливых российских художников-медальеров Павел Брусницын работал над медалью, посвященной Александру II, будучи почти слепым. Долгое время оставалось неизвестным, закончил ли он свою работу. Пока редкое изделие не попало в руки к Филю. Он стал обладателем последнего, 1866 года, произведения мастера.


За два последних года коллекционеру удалось приобрести две интересные медали, которым он уделяет особое внимание. На одной изображен храм Христа Спасителя (1884 г.), на другой зафиксировано строительство Исаакиевского собора (1858 г.).


Есть у Сергея Филя памятные медали и советского периода преимущественно с изображением писателей, художников, композиторов. Отдельные части коллекции составляют медали, имеющие отношение к Тюменской области и истории польского государства (например, медали, увековечившие изображения первого польского князя Мешко, представителя династии Пястов, и короля Владислава II Ягелло, при котором в 1410 году состоялась знаменитая Грюнвальдская битва).


— Мое увлечение началось с бронзовой медали Александра III, которую давали “За трудолюбие и искусство”, — сообщил Сергей Генрикович. — Аппетит приходит во время еды. Начинаешь коллекционировать — и... пошло-поехало. Но человек ограничен финансовыми возможностями. И я часто прохожу мимо...



Источник | | Автор: Ирина ТАРАБАЕВА
| Категория: Металлика
21.10.08 Просмотров: 5071 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0


На правах рекламы:



Похожие материалы:




Всего комментариев: 0
avatar