Монеты Византии 843-1204 гг Образ Христа.
Золотые номиналы (AN)
Христос на солиде Михаила III
Лицевая сторона первых постиконоборческих солидов отдана изображению Христа, скопированному с монет Юстиниана II 685-695 гг. Несколько иная трактовка волос Спасителя объясняется ошибкой копировщика, спутавшего с ними рисунок паллия, но последующие монеты Михаила исправляют эту неточность. Более существенна разность легенд: IHS ХRS REX REGNANTIUM ("Иисус Христос Царь Царствующих") на солидах Юстиниана, IHSUS XPISTOS на солидах Михаила, выявляющая разницу в субординации образов Спасителя и василевса. Зато общей и трудно объяснимой деталью остаётся отсутствие нимба у Христа на монетах обоих царей. В этой иконографии образ Спасителя более не встретится на монетах, зато станет постоянным на императорских свинцовых печатях-моливдовулах вплоть до XI в. Константинополь. 842-867 гг.
Христос на солиде Василия I
Едва придя к верховной власти, Василий с такими словами обратился к Богу: "Христос-царь, Твоим судом получил я царство, Тебе и вручаю его и себя" (Продолжатель Феофана). Золотой чекан Македонянина отмечен первым в истории византийской нумизматики изображением тронного Христа, воспроизводившим мозаику одной из дворцовых зал - Хрисотриклиния. Чуть видоизмененная латинская легенда была взята с монет Юстиниана II: IHS ХRS REX REGNANTIUM ("Иисус Христос Царь Царствующих"), для себя же император предпочел грекоязычный эпитет, подчеркивавший святость сана: "в Боге". На оборотной стороне монеты Василий показан стоящим в полный рост, облаченным в дивитисий и лор, с акакией и державой в руках.
Константинополь. 867-886 гг.
Христос на солиде Василия I Македонянина
Золотой чекан Македонянина отмечен первым в истории византийской нумизматики изображением тронного Христа, воспроизводившим мозаику одной из дворцовых зал - Хрисотриклиния. Чуть видоизмененная круговая легенда была взята с монет Юстиниана II: IHS ХRS REX REGNANTIUM ("Иисус Христос Царь Царствующих").
Константинополь. 867-886 гг.
Христос на солиде Льва VI и Константина VII
Лицевая сторона монеты несет изображение Христа на троне с лировидной спинкой. Эта деталь важна как своеобразный индикатор иконографического типа Спасителя на монетах 867-945 гг. Однако стилистика его иная по сравнению с образом, бывшим на солидах Василия I: фигура трактована пластично и объемно, пропорции заметно облагородились, изменилось положение руки и ряд деталей. Подобное изображение Христа вновь появится на византийских солидах после 921 г. Константинополь. 908-912 гг.
Христос на солиде Александра
Восседающий на троне Христос Царь Царствующих (IHS ХRS REX REGNANTIUM) изображен на лицевой стороне монеты. Его иконография в деталях отлична от бывшего на монетах Василия Македонянина и Льва VI, что ставит вопрос о прототипах этих образов и, в частности, о реальности изображенных на монетах Македонской династии тронов как предметов дворцового обихода. Согласно мнению ряда исследователей, трон с лировидной спинкой, неоднократно воспроизводившийся как на византийских монетах, так и на других памятниках изобразительного творчества (миниатюрах IX в. Гомилий Григория Назианзина из парижской Нац. б-ки, мозаике свв. Софии с изображением Льва Мудрого перед Христом и др.), являлся одной из инсигний императорского сана и мог существовать в нескольких экземплярах.
Константинополь. 912-913 гг.
Христос на солиде Романа I
Оригинальной иконографией выделяются солиды с первым изображением на аверсе Божественной инвеституры - стоящий в полный рост Христос венчает застывшего перед ним Лакапина. Поза Романа, его облачение, постановка фигуры Спасителя повторяют иконографию солида Александра. Обращает внимание изображение креста без нимба над головой Спасителя, как и на солидах Юстиниана II и Михаила III. На реверсе солида Лакапина представлены Константин вместе со старшим и любимым сыном Романа Христофором (погрудно через 6-конечный крест).
Константинополь. Около 921 г.
Христос Пантократор на гистаменоне Константина VIII
Константинополь. 1025-1028 гг.
Христос на гистаменоне Михаила IV
Образ Христа Пантократора на аверсе монеты представлен в несколько необычной иконографической редакции. Его правая, благословляющая, рука не отведена чуть в сторону, вместе с краем гиматия, как это было на солидах начиная с 945 г., а выставлена перед грудью, в жесте, аналогичном жесту древнейших образов Христа на монетах Юстиниана II и Михаила III.
Константинополь. 1034-1041 гг
Источник.