Друзья, вы можете стать героями нашего портала. Если у вас есть коллекция, расскажите нам.
Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS
  • Страница 1 из 1
  • 1
Христианские образы и символы на монетах
antikvariusДата: Суббота, 19.09.09, 17:03 | Сообщение # 1
Admin
Группа: Проверенные
Сообщений: 436
Статус: Offline
Монеты Византии 313-717 гг.

Золотые номиналы (AN) :

Крест на солиде Юстина I
На солиде, чеканенном в год консульства Юстина, император представлен сидящим на троне, в тоге и с консульскими регалиями в руках. Оборотную сторону монеты украшает крест с двумя стоящими по сторонам ангелами и традиционной легендой VICTORIA AVCCC ("Победа Августов"). Эта композиция близка позднейшей иконографии Поклонения ангелов Кресту, сформировавшейся под влиянием литургических обрядов Иерусалима. Константинополь. 518-527 гг.

Крест на солиде Валентиниана III
Вполне нормативный образ императора на реверсе солида есть наиболее полное выражение его готовности как идеального предводителя Militia Dei противостоять неназванным, но подразумеваемым диавольским силам. Их воплощением является образ змея с человеческой головой, которого император, лучший miles Christi, попирает ногой. Орудием достигнутой победы выступает крест на древке, а её символом - фигурка Виктории на сфере, которая возлагает триумфальный венок на голову правителя. Христианская символика на позднеримских монетах выступает как символика военных доблестей, составная часть императорской иконографии.
Равенна, 425-455 гг.

Лабарум на солиде Валентиниана I
Традиционный образ императора-воина на реверсе солида есть наиболее общее и полное выражение его готовности как идеального предводителя Militia Dei противостоять неназванным, но подразумеваемым диавольским силам. Орудием этих сил в 4 в. были варварские полчища - главные враги империи, общие враги для Pax Christiana и Pax Romana. Поэтому борьбу с ними должно было перевести из сферы исключительно духовного противостояния на поле телесной брани. С III в. с неизбежностью встает проблема участия христианина в войне. Война с варварами, не признающими Христа и одновременно посягающими на мирную жизнь его "стада", безусловно была войной справедливой, и Отцы Церкви IV-V вв. обосновали вооруженную защиту своего отечества как достойное дело. Августин утверждал, что "Нельзя считать, будто всякий, служащий при боевом оружии, неугоден Богу". Он развивает идеи справедливой войны, в которой христианин может и должен участвовать, если он мирянин, а не священнослужитель: "Иные, молясь, сражаются за вас с невидимыми врагами; вы стараетесь для них, сражаясь с видимыми варварами". Амвросий Медиоланский одобрял храбрость "тех, кто защищает на войне родину от варваров, оберегает слабых внутри страны или союзников от разбойников". Монетная иконография призвана была закрепить эти идеологемы в общественном сознании. Воинский штандарт-лабарум с монограммой Христа и фигурка Виктории в руках императора - символы его победы в качестве правителя, ведомого Богом. Таким образом, христианская символика на позднеримских монетах выступает как символика военных доблестей, составная часть императорской иконографии. Сисций. 364-367 гг.

Медный номинал (АЕ): Лабарум на фоллисе Константина I
Лабарум. "Фоллис"
"Штандарт, напоминающий крест, который ныне зовется у римлян лабарумом, на длинном, покрытом золотом копье была поперечина, образовывавшая с копьем знак креста. Сверху на конце копья неподвижно лежал венок из драгоценных камней и золота, а на нем символ спасительного наименования: две буквы показывали имя Христа, обозначавшееся первыми чертами, из середины которых выходило ро. Эти буквы василевс впоследствии имел обычай носить на шлеме. Потом на поперечной рее, прибитой к копью, висел тон-кий белый плат - царская ткань... под знаком креста при самой верхней части описанной ткани, высоко сделанное из золота погрудное изображение боголюбивого василевса и его детей. Этим-то спасительным знаменем, как оборонительным оружием, всегда пользовался василевс" (Евсевий Кесарийский, "Жизнеописание Константина"). Едва ли не единственное изображение этого штандарта сохранилось на редких медных монетах Константина, чеканенных после победы над Лицинием (324 г.). Они несли легенду SPES PUВLICA ("общая надежда"). Змей, пригвожденный к земле острием христианского штандарта, символизировал побежденное Константином зло (очевидно, Лициния, оспаривавшего единодержавие Константина и возобновившего преследования христиан).
Византия, Константинополь. Ок. 325 г.

Источник.

Прикрепления: 0370284.jpg (27.0 Kb) · 0713752.jpg (94.0 Kb) · 5517568.jpg (49.0 Kb) · 7536408.jpg (32.3 Kb)


Коллекционеры всех стран,объединяйтесь!
 
antikvariusДата: Суббота, 19.09.09, 17:13 | Сообщение # 2
Admin
Группа: Проверенные
Сообщений: 436
Статус: Offline
Монеты Византии 843-1204 гг

Образ Христа.

Золотые номиналы (AN)

Христос на солиде Михаила III
Лицевая сторона первых постиконоборческих солидов отдана изображению Христа, скопированному с монет Юстиниана II 685-695 гг. Несколько иная трактовка волос Спасителя объясняется ошибкой копировщика, спутавшего с ними рисунок паллия, но последующие монеты Михаила исправляют эту неточность. Более существенна разность легенд: IHS ХRS REX REGNANTIUM ("Иисус Христос Царь Царствующих") на солидах Юстиниана, IHSUS XPISTOS на солидах Михаила, выявляющая разницу в субординации образов Спасителя и василевса. Зато общей и трудно объяснимой деталью остаётся отсутствие нимба у Христа на монетах обоих царей. В этой иконографии образ Спасителя более не встретится на монетах, зато станет постоянным на императорских свинцовых печатях-моливдовулах вплоть до XI в. Константинополь. 842-867 гг.

Христос на солиде Василия I
Едва придя к верховной власти, Василий с такими словами обратился к Богу: "Христос-царь, Твоим судом получил я царство, Тебе и вручаю его и себя" (Продолжатель Феофана). Золотой чекан Македонянина отмечен первым в истории византийской нумизматики изображением тронного Христа, воспроизводившим мозаику одной из дворцовых зал - Хрисотриклиния. Чуть видоизмененная латинская легенда была взята с монет Юстиниана II: IHS ХRS REX REGNANTIUM ("Иисус Христос Царь Царствующих"), для себя же император предпочел грекоязычный эпитет, подчеркивавший святость сана: "в Боге". На оборотной стороне монеты Василий показан стоящим в полный рост, облаченным в дивитисий и лор, с акакией и державой в руках.
Константинополь. 867-886 гг.

Христос на солиде Василия I Македонянина
Золотой чекан Македонянина отмечен первым в истории византийской нумизматики изображением тронного Христа, воспроизводившим мозаику одной из дворцовых зал - Хрисотриклиния. Чуть видоизмененная круговая легенда была взята с монет Юстиниана II: IHS ХRS REX REGNANTIUM ("Иисус Христос Царь Царствующих").
Константинополь. 867-886 гг.

Христос на солиде Льва VI и Константина VII
Лицевая сторона монеты несет изображение Христа на троне с лировидной спинкой. Эта деталь важна как своеобразный индикатор иконографического типа Спасителя на монетах 867-945 гг. Однако стилистика его иная по сравнению с образом, бывшим на солидах Василия I: фигура трактована пластично и объемно, пропорции заметно облагородились, изменилось положение руки и ряд деталей. Подобное изображение Христа вновь появится на византийских солидах после 921 г. Константинополь. 908-912 гг.

Христос на солиде Александра
Восседающий на троне Христос Царь Царствующих (IHS ХRS REX REGNANTIUM) изображен на лицевой стороне монеты. Его иконография в деталях отлична от бывшего на монетах Василия Македонянина и Льва VI, что ставит вопрос о прототипах этих образов и, в частности, о реальности изображенных на монетах Македонской династии тронов как предметов дворцового обихода. Согласно мнению ряда исследователей, трон с лировидной спинкой, неоднократно воспроизводившийся как на византийских монетах, так и на других памятниках изобразительного творчества (миниатюрах IX в. Гомилий Григория Назианзина из парижской Нац. б-ки, мозаике свв. Софии с изображением Льва Мудрого перед Христом и др.), являлся одной из инсигний императорского сана и мог существовать в нескольких экземплярах.
Константинополь. 912-913 гг.

Христос на солиде Романа I
Оригинальной иконографией выделяются солиды с первым изображением на аверсе Божественной инвеституры - стоящий в полный рост Христос венчает застывшего перед ним Лакапина. Поза Романа, его облачение, постановка фигуры Спасителя повторяют иконографию солида Александра. Обращает внимание изображение креста без нимба над головой Спасителя, как и на солидах Юстиниана II и Михаила III. На реверсе солида Лакапина представлены Константин вместе со старшим и любимым сыном Романа Христофором (погрудно через 6-конечный крест).
Константинополь. Около 921 г.

Христос Пантократор на гистаменоне Константина VIII
Константинополь. 1025-1028 гг.

Христос на гистаменоне Михаила IV
Образ Христа Пантократора на аверсе монеты представлен в несколько необычной иконографической редакции. Его правая, благословляющая, рука не отведена чуть в сторону, вместе с краем гиматия, как это было на солидах начиная с 945 г., а выставлена перед грудью, в жесте, аналогичном жесту древнейших образов Христа на монетах Юстиниана II и Михаила III.
Константинополь. 1034-1041 гг

Источник.

Прикрепления: 2657118.jpg (27.6 Kb) · 0779154.jpg (40.7 Kb) · 1781357.jpg (118.3 Kb) · 5910461.jpg (55.4 Kb) · 7081091.jpg (79.3 Kb) · 6520291.jpg (32.4 Kb) · 2265703.jpg (103.4 Kb) · 8828445.jpg (56.4 Kb)


Коллекционеры всех стран,объединяйтесь!
 
antikvariusДата: Суббота, 19.09.09, 17:18 | Сообщение # 3
Admin
Группа: Проверенные
Сообщений: 436
Статус: Offline
Монеты Византии 843-1204 гг

Образ Богородицы.

Золотые номиналы (AN)

Богоматерь Оранта. Солид Льва VI (886-912 гг.)
Изображение Богоматери уже в VI в. приходит в византийскую сфрагистику, но на монету было перенесено только при Льве Мудром. Его исполнение отличается рядом особенностей. Именование Богородицы Марией (MARIA) встречается в постиконоборческую эпоху у Фотия, чуть ранее - в проповедях Феодора Студита, но в целом оно характерно для ранневизантийского периода (мозаика храма Ангелоктисты V в. на Кипре). Выбор же иконографии Оранты, символизирующей идею заступничества Богоматери перед Христом за императора и его державу, был актуализирован в связи с событиями личной жизни Льва. По мнению Ф. Грирсона, эти монеты были отчеканены в 907 г., что позволяет связать их выпуск с событиями, предшествовавшими легитимации его сына Константина . решениями собора о признании четвертого брака императора и примирении его с Церковью. Первое изображение Богоматери на византийской монете стало первым сугубо иконным образом, стоявшим вне рамок традиционных властных иерархий (в отличие от образов Христа). Беспрецедентность этого нумизматического "проекта" рубежа IX-X вв. сопоставима с первым появлением Христа на монетах Юстиниана Ринотмета, что видно, в частности, по отсутствию у обоих ближайшей преемственности. Вновь изображение Богородицы, не обусловленное тематикой композиции (как, напр., на солидах Никифора II), появится на тетартеронах Романа Аргира спустя более века (1028-1034 гг.). За это время ни почитание Богоматери, ни иконный культ не претерпели никаких серьезных изменений. Но изменилось, вероятно, понимание самой монеты как коммуникативного средства, пришло осознание ее правомочности в качестве носителя самодостаточного священного образа.
Византия. Константинополь

Богоматерь и крест на солиде Никифора II Фоки
Богоматерь второй раз (после солидов Льва VI) появляется на византийской монете и впервые в одном поле с василевсом, в качестве его Небесной соправительницы. Прославленный император-воин занимает подчиненное по отношению к Ней положение - слева. Правой рукой Богородица не только сжимает древко 6-конечного креста - символа спасения и орудия императорской победы, но еще и благословляет Никифора двумя перстами, освящая узурпированную им власть и словно отзываясь на слова вокативной легенды "Богородица, помоги деспоту Никифору!". Эта иконография получит особое распространение в эпоху династии Комнинов на византийском престоле (XII в.).
Константинополь. 963-969 гг.

Богородица на гистаменоне Феодоры
Богородица представлена в необычной для стандартной композиции иконографии - с жестом "приятия благодати" (левая рука перед грудью ладонью наружу). Возможно, этот жест символически связывает изображение на реверсе с образом Христа, занимающим основную сторону монеты. Константинополь. 1055-1056 гг.

Богоматерь на тетартероне Михаила VII
Образ Богоматери Никопеи, держащей перед Собой медальон с ликом воплотившегося Христа Эммануила, приходит в нумизматическую иконографию с конца 10 в. Его иконный характер дополняется круговой инвокативной легендой, призывающей Божественную помощь императору (изображённому на реверсе).
Константинополь. 1072-1078 гг.

Источник.

Прикрепления: 8085704.jpg (49.3 Kb) · 7676728.jpg (41.0 Kb) · 8327473.jpg (57.5 Kb) · 5703110.jpg (197.8 Kb)


Коллекционеры всех стран,объединяйтесь!
 
antikvariusДата: Суббота, 19.09.09, 17:22 | Сообщение # 4
Admin
Группа: Проверенные
Сообщений: 436
Статус: Offline
Монеты Византии 843-1204 гг

Серебряные номиналы (AR)

Крест на милиарисии Романа I
С милиарисиями этого выпуска на серебряную византийскую монету после длительного перерыва вернулся царский портрет. Голгофский крест о четырёх ступенях сохранился в качестве главного элемента изобразительного типа аверса, но портрет Романа Лакапина помещен в овальный медальон на средокрестии, напоминая о древней традиции императорских IMAGO CLIPEATA. В легенде сохранён прежний девиз "Иисус Христос, побеждай" и добавлено имя правителя. В пятистрочной надписи реверса помимо Лакапина названы все его соправители: сыновья Стефан и Константин, зять Константин Багрянородный. Константинополь. 931-944 гг.

Богоматерь Никопея на милиарисии Василия II и Константина VIII
Среди эмиссий X в. индивидуальным замыслом выделяются милиарисии, приписываемые Василию II и Константину VIII (976-1025). На них отсутствуют имена государей, отчего легенда-ходатайство о помощи к Богоматери приобретает институциональное значение, а Ее изображение, протографам которого была общечтимая святыня Царьграда, усиливает иконоподобие этих явно посвятительных монет (чеканенных в благодарение Богородице за победу над мятежником Вардой Фокой в апреле 988 г.; в этом сражении в руках у императора была икона Богоматери Никопеи, "в которой [он] видел оплот против неудержимого натиска врага"). Легенда на лицевой стороне монеты ("Богородица, помоги василевсам") окружает погрудный образ Богородицы Никопеи. Текст пятистрочной надписи на оборотной стороне ("Матерь Божия, препрославленная, кто на Тебя надеется, не будет безуспешен") почти полностью совпадает со словами, по преданию, начертанными царем Авгарем на Нерукотворном Эдесском образе Христа и включенными в праздничную минею 15 августа на перенесение того в Константинополь: "Христе Боже, кто на Тебя надеется, не будет безуспешен". Они воспроизведены на ряде византийских артефактов - печатях и эрмитажной камее рубежа X-XI вв. с образом Христа Элеймона. Текст уверительного содержания в символическом присутствии образа-гаранта его действенности придавал монете (как печатям и камее) характер амулета-апотропея, исполненного благодатной силой. Константинополь, около 988 г. (?)


Богоматерь Никопея на 2/3 милиарисия Романа IV Диогена
Богоматерь представлена в иконографии Никопеи - держащей перед грудью круглый щит с погрудным образом Христа Эммануила. На оборотной стороне вокативная надпись с призыванием помощи императору Роману Диогену. Византия. Константинополь. 1068-1072 гг.

Источник

Прикрепления: 8845565.jpg (47.2 Kb) · 7415200.jpg (38.7 Kb) · 1823743.jpg (81.5 Kb)


Коллекционеры всех стран,объединяйтесь!
 
antikvariusДата: Суббота, 19.09.09, 17:24 | Сообщение # 5
Admin
Группа: Проверенные
Сообщений: 436
Статус: Offline
Монеты Византии > 1204-1453 гг.

Медные номиналы (АЕ)

Христос Халкитис на тетартероне Никейской империи
Один из редких примеров адресного "цитирования" прославленных иконных образов в византийской нумизматике. На монете никейского периода Христос Халкитис показан стоящим в полный рост, с Евангельским кодексом в левой руке. Правая перед грудью в жесте благословения. Никея (монетный двор Магнисия), время Иоанна III (1222-1254)

Прикрепления: 0969856.jpg (78.3 Kb)


Коллекционеры всех стран,объединяйтесь!
 
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск: