Буддийская иконография
Майтрейя, Атиша и Цзонкапа. Тибет, XIX век.
Авалокитешвара. Тибет, XIX век.
Ситатапатрапараджита.Тибет, XIX век.
Белая Тара, Бурятия, XX век.
21 форма Зеленой Тары. Бурятия, XIX век Зеленая Тара,спасающая от восьми несчастий и восьми омрачений.
Шамбала. (Ригден Джапо) Монголия, XIX век.
Обратимся к изучению различных форм бодхисаттв – тех святых сущностей, чей культ так широко распространен там, где учение Великой Колесницы проложило себе путь. Термину “бодхисаттва” давались самые разные объяснения. Причина такого множества интерпретаций заключается в том, что этот термин сам по себе трудно понять. “Bodhi” означает “высшее сознание” (буквально “пробуждение”, “Просветление”. – Прим. перев.), а “sattva” обычно понимается как “реальность, сущность, живое существо”. Вероятнее всего, этот термин означает сущность, содержащую в себе зерно Просветления.
Хинаяна провозглашала идеал архата, чьей целью было лишенное страстей стремление к нирване. Махаяна, в свою очередь, провозгласила более мягкий идеал бодхисаттв, бесчисленных, “как песчинки в Ганге”, главной чертой которых является сострадание.
В беспредельном сострадании к человечеству они откладывают достижение нирваны и остаются в этом мире, чтобы помогать устремленным людям и проповедовать Закон. Идеал самопожертвования бодхисаттвы выражается в следующих словах, которые мы находим во фрагменте, цитируемом Шантидевой в его “Кратком изложении буддийского учения”: “В этом мире у бодхисаттвы нет такой драгоценности, которую он не отдаст из любви к Закону. Нет такого испытания тела, на которое он не решится. Принимая бесчисленные формы, они помогают человечеству и оказывают поддержку тем, кто им молится”.
Об этом же так говорится в Вималакирти-нирдеше, цитируемой Шантидевой: “Они (бодхисаттвы) практикуют наслаждение среди чувственных, они демонстрируют медитацию медитирующим, они уничтожают Мару и не дают ему прохода. Как лотос не может существовать в пламени, так – показывают они – страсть и медитация несовместимы. И с этим умыслом они становятся куртизанками, чтобы вести людей и, поймав их на крюк вожделения, утвердить их в мудрости Будды. Иногда они становятся крестьянами, или купцами, или священниками, великими или скромными придворными – для блага этого мира. Для бедняка они становятся неистощимой сокровищницей и, одаривая его, пробуждают мысль о Просветлении. Среди тех, кто чрезмерно горд, они появляются могучими атлетами; они ищут запредельную мудрость, которая разрушит любую гордость. Когда кого-либо терзает страх, они становятся впереди него, они дают ему охрану и подготавливают к восприятию мудрости. Становясь пятью царями трансцендентного знания, добродетельными мудрецами, они наставляют все существа в добродетели, в стремлении к милосердию и нежности. Наблюдая за высоким священником, который нуждается в службе ему, они становятся умными слугами или рабами, платящими покорностью. Чем бы они ни занимались, они делают все возможное, чтобы сделать человека приверженцем Закона”.
Невидимые, они всегда присутствуют среди людей. Так, в буддийских монастырях Китая они мыслятся приходящими на религиозные церемонии, совершаемые настоятелем, который преподносит им, незримо присутствующим, благовония, в то время как все собрание монахов поет: “Хвала бодхисаттвам, махасаттвам, которые собрались здесь в великом множестве, бесчисленные, словно песок в океане”.
Духовная эволюция бодхисаттвы, обычно называемая его Путем (скрт. caryа), состоит из четырех отдельных ступеней:
1. Пракритичарья, начальный образ жизни.
2. Пранидханачарья, клятва или твердое решение. Согласно древней традиции, будущий бодхисаттва должен произнести клятву или твердое решение перед Буддой. Будучи благословленным Татхагатой, он становится бодхисаттвой, стремящимся достичь высот сознания, носящим одеяния царственного принца как символ того, что он духовный сын Татхагаты, повелителя мироздания. На двух последних ступенях он уже бодхисаттва.
3. На этой ступени, называемой Ануломачарья, он действует в соответствии с принесенной клятвой.
4. На этой ступени он уже твердо следует своему Пути, и поэтому эта ступень называется “Путь, с которого нет возврата” (скрт. Анивартаначарья).
Религиозные чувства адептов махаяны находят выражение в почитании этих бесчисленных бесконечно милосердных существ. Среди них есть группа из восьми бодхисаттв, которые часто встречаются на ламаистских картинах. Мы приводим их имена в каноническом порядке.
1. Манджушри, или Манджугхоша. Он стоит во главе списка восьми главнейших бодхисаттв из-за ошибочной интерпретации второй части имени бодхисаттвы, которая была понята китайскими переводчиками как скрт. “голова”.
2. Ваджрапани.
3. Авалокитешвара.
4. Кшитигарбха.
5. Сарваниваранавишкамбхи.
6. Акашагарбха.
7. Майтрейя.
8. Самантабхадра.
Среди этих восьми бодхисаттв особо почитаемы в мире махаяны трое: Майтрейя, Будда Грядущего, Авалокитешвара Всемилосердный и Манджушри, Владыка Знания.
На ламаистских картинах бодхисаттвы облачены в одежды раджакумары, царственного принца, украшенные драгоценными камнями и богатым орнаментом. У них есть знак между бровей, но нет возвышения на макушке. На их голове диадема. На их руках браслеты. Тяжелые золотые ожерелья спускаются с плеч. Нижняя часть их тела обернута тканью, называемой паридхана, прототипом современного индийского дхоти. С их плеч ниспадает нечто вроде шали, сделанной из прозрачной вышитой ткани. Они носят брахманский шнур, который спускается с левого плеча и служит для того, чтобы отличать их от женских божеств, носящих такие же одежды, как бодхисаттвы (однако это отличие часто не соблюдается. – Прим. перев.). Иногда в одежду бодхисаттвы входит шкура оленя или тигра.
Источник 10.05.08 8677
На правах рекламы:
Похожие материалы:
Всего комментариев: 0 | |