А САМЫЙ ЦЕННЫЙ ЭКЗЕМПЛЯР — РАПИРА XVI ВЕКА
Главное в моей коллекции оружия то, что она не лежит мёртвым грузом, — считает член Общественной палаты Амурской области, руководитель военно-патриотического объединения «Россия» Амурского Союза молодёжи Сергей КАРЕЕВ.
Рабочая коллекция
— Собирать её начал ещё дед. Сейчас она разрослась настолько, что в одном кабинете уже не помещается. Основное большинство экземпляров — холодное и огнестрельное оружие разных времён. Самый старинный предмет — это пиратская шпага-рапира XVI века.
— Откуда такой интерес к оружию?
— К огнестрельным образцам любовь привили оба деда. Один служил в Среднеазиатском пограничном округе, был прокурором. Второй был охотником. Когда деды были живы, они брали меня с собой охотиться. Я в довольно молодом возрасте уже мог держать оружие. Уже в детстве я настрелялся и поэтому охотиться не люблю. Но хочу заметить, что это было в Средней Азии, где охота была средством существования, потому что жили не очень богато.
— Кому вы показываете всё, что удалось собрать?
— Коллекция — это своеобразное хобби, которое помогает заинтересовать ребят, приходящих заниматься в наш военно-патриотический клуб. Только существенное отличие моего увлечения в том, что оно не спрятано где-то далеко и не лежит мёртвым грузом. Некоторые коллекционеры берутся меня критиковать за то, что я не собираю огнестрельное оружие в боевом состоянии, и считают, что это не коллекционные предметы. Да, у меня всё огнестрельное оружие приведено в небоевое состояние. На то две причины. Во-первых, из предметов, которым больше двухсот лет, выстрелить просто невозможно по определению, потому что пороха такого нет. Во-вторых, современные экспонаты, которым меньше ста лет, например, русские револьверы системы наган, винтовка Мосина, приведены в небоевое состояние сознательно. Эти экземпляры у нас часто используются во многих мероприятиях, которые проводятся в области. Взять торжественный парад на площади Победы в Благовещенске, в котором мы показывали все основные периоды Великой Отечественной войны. Там использовали коллекционное оружие. Кстати, наши ребята стояли в форме, оставшейся ещё с времён войны, мы её реконструировали. У нас есть даже будёновка, пошитая в 1937 году.
Всё изучается на примерах
— Как дети относятся к вашей коллекции?
— Когда детям показываешь оружие, нужно делать так, чтобы появлялось чувство уважения, но в то же время и страх. Страх за человеческую жизнь. Нужно показать её ценность. Я рассматриваю историю оружия с той точки зрения, что в чьих-то руках это источник агрессии, а в чьих-то — защита. Но хочу сказать, что хорошее знание технических свойств оружия и его устройства — это основа безопасного обращения с ним. В моей коллекции есть практически все образцы — представители технической мысли за последние сто лет. Ребята не просто смотрят на образцы, но и могут сделать разборку. Плюс знание истории. Если говорить о штыках, это отдельное увлечение. И здесь можно долго рассказывать об истории армий мира. В коллекции представлены штыки всех армий, с которыми воевала Россия. Они очень разные. Задача-то не просто в том, чтобы они висели на стене, а чтобы люди знали, как ими раньше пользовались. Технические новшества, появившиеся в одной армии, влекли новшества и изменения в других армиях, которые могли быть вероятными противниками. Иногда дети спрашивают: почему бойцы так медленно двигаются на поле боя? В таких случаях я достаю достаточно большой штык образца 1820 года к пехотному ружью. И вот, увидев всё это наглядно, ребята начинают понимать.
— Как в районах встречают вашу коллекцию?
— Встречают всегда с большим интересом. Для того чтобы показать героизм наших отцов и дедов, у нас имеется полный набор обмундирования красноармейца накануне 1941 года. С точностью до грамма есть всё, что должно быть в вещевом мешке, в сухарной сумке. Есть даже специальный экскурс, с которым ездим по районам. Он так и называется «Что носили, с чем в бой ходили».
А знаете, каково это, когда дедушка-ветеран приводит своего правнука и не просто говорит ему о том, как он воевал, а берёт автомат и рассказывает его устройство. И дед растёт в глаза мальчишки. Раньше-то прадед старый был, дряхлый в его понимании, а сейчас правнук увидел человека, который таскал такую громадину и сделал великое дело. Когда происходит такое единение — это здорово.
Головоломка с Майской
— Есть какая-то вещь в коллекции, с которой связана интересная история?
— Да, это штык к пехотному ружью образца 1820 года. Мы его нашли с ребятами из Украины на местах сражения в Севастополе. Интересна эта вещь тем, что сам бой описан в литературе. Боеприпасов тогда не было, и защитники шли в атаку только со штыками. А русского штыка тогда боялись.
Интересная история была связана с перезахоронением в позапрошлом году амурчанина Василия Григоренко, который участвовал в Великой Отечественной войне. Наши друзья из Орла на местах боёв нашли останки красноармейцев. Среди них одни удалось идентифицировать. В ботинке солдата, как и положено, заложен жетон. Он оказался заполненным, его удалось прочитать, разобрали слова «Амурская область» и «Майская». Сначала мы подумали про посёлок Майский, искали родственников там, но всё безрезультатно. Времени на поиски было катастрофически мало, потому что в Орле уже назначили день перезахоронения. Чуть ли не в последний момент родилась идея, что, может быть, речь идёт об улице Первомайской, которая в Благовещенске. Обратились в ЗАГС, спасибо, что люди пошли на встречу. Нашли свидетельство о смерти жены Василия Павловича и того, кто это свидетельство забирал. Так смогли раскрутить всю цепочку, нашли родственников. Останки вернули на родину. Так вот, с мест боёв, где погиб наш земляк, у нас есть осколок немецкой мины. Рядом стоит гильза с землёй с тех мест.
Бывает, что находил некоторые экземпляры случайно. Например, в одном доме в Крыму на глаза попался нож, которым резали капусту. Теперь он у меня. Скорее всего, это хлеборезный нож, который использовали в девятнадцатом столетии. Ещё у деда своего нашёл ножницы, которым больше 200 лет. До сих пор прекрасно режут.
Солдат крепок не оружием, а духом
— Вы руководите военно-патриотическим объединением, работаете с молодыми ребятами. Что сейчас с уровнем патриотизма у нашей молодёжи?
— В 90-е годы у нас убрали из школ патриотическое воспитание, потому что тогда это ассоциировалось с коммунистической партией. К чему это привело? Когда волна лихих времён прошла, Америка показала нам зубы, мы увидели, какой у нас восточный сосед, крепнущий день ото дня. И только недавно пришли к выводу, что жить-то в слабом государстве не хочется. А для того чтобы оно было не слабым, нужна крепкая армия. А для того что армия была крепка, нужен крепкий солдат. А солдат крепок не столько оружием, сколько духом. Вот мы и задумались о патриотическом воспитании. Но долго мы говорили об этом стыдливо. А тем временем в Америке нестыдливо поддерживали и поддерживают бойскаутов. А мы свою пионерскую организацию почему-то развалили, развалили комсомол. Говорили о том, что это политизация молодёжи. Я побывал в одной из бойскаутских организаций в Сент-Луисе. Так там выделяется на её содержание несколько миллионов долларов. И их даёт государство, для того чтобы дети не шатались по улице, а участвовали в соревнованиях, носили разные нашивки, значки. У нас и над значками пионерскими в своё время смеялись.
Для меня определить духовное состояние страны — это зайти в книжный магазин и посмотреть, что там продаётся и по какой цене. Далеко ходить не надо. Посмотрим, сколько в букинистическом магазине будет стоить подержанное собрание сочинений Вальтера Скотта или Марка Твена. И будет оно за восемь томов стоить не более 300 рублей. А какой-нибудь роман бульварный, одна книжечка, будет стоить около 300 рублей. И берут ведь. Вот для нас и ответ, в каком состоянии наше общество.
Государственный интерес на бумаге
— А государство вам помогает, деньги даёт?
— Деньги не даёт. Мы не государственная организация, соответственно по закону нам не имеют права помогать. Но тут получается интересная история. Есть государственная программа патриотического воспитания населения. Есть там отдельное направление «военная патриотка». И вот государство на основе грантов выделяет деньги. Мы их выигрываем и организуем лагеря, которые приближены к военной обстановке, проводим «Зарницу». Всегда приезжает много народу, нехватки людей не бывает. После таких сборов наши ребята очень хорошо разбираются в оружии и приходят в армию уже подготовленными. И офицеры нам за это не раз объявляли благодарность. Так, значит, какую задачу мы выполняем? Государственную. А государство нам говорит, что оно не имеет права нам помогать. Так, может, надо усовершенствовать систему тех же грантов, чтобы мы на выделенные деньги могли не только кормить детей, когда проводим лагеря, но и покупать то, что необходимо? Но материально-техническую базу у нас не развивают. То, что у нас есть, мы сами собирали. Так что мы, негосударственная организация, самостоятельно обеспечиваем выполнение государственной программы патриотического воспитания. Наше государство имеет интерес только на бумаге. Хорошо, что мы имеем поддержку от силовых структур, армии, от людей, которые понимают нашу значимость.
Есть задумки на будущее. Хотим сделать совместно с властями единый центр военно-патриотического воспитания. Не знаем, что из этого получится, но очень надеемся. Совсем скоро, 19 февраля, планируем под Свободным в селе Новоивановка провести штурм крепости, 26 февраля показать Чудиновский бой в селе Чудиновка. Еще в этом году планируем открыть военно-патриотический клуб в спецшколе в Юхте.
ДОСЬЕ
Сергей Кареев родился 4 апреля 1965 года в городе Чирчик Ташкентской области. Окончил Благовещенский государственный педагогический университет, исторический факультет. В 1987 году по своей инициативе организовал военно-патриотическое объединение «Россия», которое возглавляет по сей день.
Любовь ДОБРЖАНСКАЯ, АиФ
Оцените материал:
14.02.11 1336
Коллекционеры и коллекции
На правах рекламы:
Похожие материалы:
Книги для коллекционеров:
Всего комментариев: 0 | |