Выставка в немецком городе Хагене, где представлены флаконы XVIII века и наших дней.
...Когда же и меня забвение людское
Засунет в старый шкаф небрежною рукою,
Останусь я тогда, надтреснут, запылен,
Несчастный, никому не надобный флакон..."
Однако не все флаконы постигает участь, описанная известным французским поэтом девятнадцатого века Шарлем Бодлером. "Оболочки для ароматов", попавшие в руки коллекционера из Мюнхена Беатрис Франкл (Beatrice Frankl), не пылятся в темных шкафах. Ее коллекция в течение последних десяти лет выставлялась в Мюнхенском музее. Теперь же экспозиция переехала в Osthaus Museum в Хагене, где из почти пятитысячной коллекции Беатрис Франкл представлены две тысячи флаконов из различных эпох, начиная с XVIII века, с эпохи Наполеона III, и вплоть до наших дней. Выставка эта носит красивое название: "Flacons - Haute Couture der Düfte" - "Флаконы для духов от кутюр".
Беатрис Франкл собирает свою коллекцию уже более тридцати лет. Как-то супруг подарил ей духи в очень красивом флаконе, потом, бывая на антикварных аукционах и ярмарках, она стала приобретать уже сами старые флаконы. И по-настоящему этим увлеклась.
От антика до современных уникатов
В собрании Беатрис - флаконы в стиле бидермейер, в форме фигурок из фарфора, изящные изделия известной французской фабрики стекла Баккара, домов моды Шанель и Кристиан Диор, работы таких мастеров, как Рене Жюль Лалик, Франсуа Коти, Эльза Скиапарелли... Все они позволяют посетителям выставки перенестись в другие эпохи, создать собственное представление о том, для кого создавался аромат и для кого он приобретался. "Самый старый флакон в моей коллекции сделан из фарфора и изображает королевскую чету. Он датирован 1730 годом. А один из самых новых - лимитированный уникат от Лалик", - не без гордости заявляет Беатрис.
200-миллилитровая емкость - не ровня изящному флакону
История флаконов насчитывает столько же лет, сколько и история их содержимого, то есть самих духов. Знакомство с новым ароматом - это все равно, что встреча с незнакомцем. Как правило, первое, что бросается в глаза, – именно флакон, который способен красноречивее любых описаний передавать характер запаха своей формой, цветом и даже размером. Так, изящный флакончик с притертой пробкой таит особенно насыщенный, концентрированный вариант духов. И наоборот, бутылочка миллилитров в 150-200 почти всегда бывает заполнена туалетной водой.
Прародителем современной емкости для духов стала древнеегипетская амфора, в которой хранили благовония и ароматические масла. Именно такие амфоры клали в гробницы фараонов вместе с драгоценностями и другими дарами. В Древней Греции ароматические масла также хранили в сферических сосудах с изображениями богов и животных.
Стеклянная "камера хранения" аромата
Позднее на туалетных столиках состоятельных модниц появились емкости не только из глины, но также из золота и серебра, украшенные россыпями драгоценных камней. Фантазии дизайнеров не было границ. Стеклодувы стали добавлять к муранскому стеклу различные компоненты, и сосуд с волшебной жидкостью становился все прозрачнее и совершеннее.
В XIX веке в моду вошло цветное стекло. Теперь любители духов предпочитали хранить свое душистое богатство во флаконах из стекла рубинового, изумрудного или янтарного цветов. Менялись не только цвета, но и форма емкостей, среди которых можно было встретить кольца с душистым экстрактом, кулоны и браслеты... А древнерусские красавицы носили специальные височные украшения в виде подвесок, в которые вкладывались ароматические вещества. При ходьбе подвески раскачивались, и вокруг распространялся аромат благовоний. В коллекции Беатрис Франкл есть и экспонаты из России. К сожалению, когда именно они были произведены, достоверно неизвестно, но, как предполагает коллекционер, скорее всего их можно отнести к началу, самое позднее – к середине XIX века".
Аромат и сосуд впервые "бракосочетал" Guerlain
Долгое время аромат и сосуд для его хранения жили "в разводе". Впервые они были представлены как единое целое основоположником одного из старейших в мире парфюмерных домов Guerlain Пьером Франсуа Паскалем Герленом в 1830 году. Известный во всем мире запах "Eau de Cologne Imperial" Герлен создал специально к свадьбе Наполеона III и Евгении де Монтихо, графини Теба, в 1853 году. Духи "Eau Imperial" выпускаются и по сей день, причем во флаконе той же формы, что и более двух с половиной веков назад.
"Упаковка" для аромата, как и сам аромат, создается на долгие годы. Ярким примером тому могут служить знаменитые Chanel № 5. Форму этого флакона, считавшуюся некогда революционной, но давно ставшую классической, не спутаешь ни с чем. Строгая, аскетическая, без излишеств, и в то же время эффектная эта модель - образец высокого искусства, причем настолько выдающийся, что в 1959 флакон занял место среди экспонатов Музея современного искусства в Нью-Йорке.
И все же на что в первую очередь обращает внимание Беатрис Франкл при покупке духов: на их запах или упаковку? "Для меня это совершенно разные вещи. Духи я покупаю из-за запаха, а понравившиеся мне флаконы никогда не открываю", - уверяет Беатрис Франкл. Конечно, разные женщины ответят на этот вопрос по-разному. Одним нравятся флаконы, содержимым которых они никогда не пользуются, другим - запах вне зависимости от того, в чем он хранится. А лучше всего, когда нравится и то, и другое.
Маргарита Кальц
Источник 04.01.11 2073
Выставки, ярмарки, музеи
На правах рекламы:
Похожие материалы:
Книги для коллекционеров:
Всего комментариев: 0 | |