8
сентября 2011 года в 17 часов в Саратовском государственном
художественном музее имени А.Н. Радищева (ул. Первомайская, 75)
открылась выставка "Детство. Отрочество. Юность" (Часть 2) из собрания
Радищевского музея. На выставке будут представлены живописные,
графические работы, предметы декоративно-прикладного искусства, архивные
документы и фотографии, детские рисунки, акварели, литографии, книжные
издания середины XIX-XX вв.
В
контексте выставки "Детство. Отрочество. Юность" замечательно смотрятся
литографии из серийных альбомов самобытной художницы рубежа XIX-XX вв.
Елизаветы Меркурьевны Бём (1843-1914), основу творчества которой
составляет детская тема. Жанровые детские сценки, ставшие сюжетами её
акварелей, литографий, эскизов для росписи хрусталя и фарфора придавали
её работам особое очарование, а рисовальщице принесли всемирную славу и
заслуженные награды. Поклонниками её творчества были коллекционеры П.
Третьяков, И. Цветков, русские императоры Александр III и Николай II,
пополнявшие свои собрания её произведениями. Наибольшую славу художнице
принёс силуэт. Эту оригинальную в то время графическую технику Бём
использовала для иллюстраций детских журналов "Игрушечка" и "Малютка".
Детскими силуэтами украшала рисовальщица народные сказки, произведения
русских писателей, многие из которых стали библиографической редкостью
именно благодаря её иллюстрациям, как, например, крыловские басни и
тургеневская "Муму".
Используя технику литографического
силуэта, Елизавета Бём издавала небольшими тиражами иллюстрированные
детские книги. За короткий период, с 1875 по 1884 годы, вышло в свет 14
альбомов с трогательными детскими сценками. На выставке представлены
детские силуэты из нескольких таких изданий: "Пирог", "Народная сказка о
репке", "Пословицы в силуэтах", "Из деревенских воспоминаний". Кроме
того, показаны её акварельные рисунки из набора открыток "На память о
Всероссийской выставке в Нижнем Новгороде. 1896 г.". Эти альбомы,
подаренные художницей Радищевскому музею в 1899 году, хранятся в отделе
редкой книги музейной библиотеки и впервые выставляются для показа
саратовской публике.
В детской книге "Пирог",
изданной в 1880 году, из картинки в картинку рассказывается незатейливая
история маленьких сладкоежек, самостоятельно пожелавших испечь
кулинарный шедевр. Языком силуэта художница талантливо сумела передать
эмоции: растерянность и огорчение малышей, уронивших к большой радости
животных свой пирог. Этот альбом пользовался большой популярностью среди
современников, представляя интерес как для детей, так и для взрослых.
Одними
из наиболее популярных произведений Елизаветы Бём стали изданные в 1881
году силуэты к "Народной сказке о репке". Иллюстрации к сказке,
знакомой каждому с раннего детства, исполнены изящно, с тонким юмором.
Альбом
силуэтов "Из деревенских воспоминаний" (1882) носит автобиографический
характер, о чем, в первую очередь, свидетельствует помещённый на обложку
книги автопортрет рисовальщицы, делающей на пленэре наброски детей.
Детский мир и сельская жизнь были очень близки Елизавете Меркурьевне.
Уединяясь в родовом имении, где прошло её детство, художница, будучи уже
матерью большого семейства, подолгу общалась с деревенскими детьми,
наблюдала за их занятиями, радостями и горестями, делала эскизы для
будущих силуэтов. Мастерски исполненные листы повествуют о занятия
крестьянских детей: вот они собирают овощи в огороде, везут сено на
телеге, кормят домашних животных и птиц, а вот так отдыхают, играют и
купаются в реке. Тонко чувствуя мир детей и природу, рисовальщица
тщательно выписывала пером малейшие детали: гривы коней, травинки,
соломинки, кудри детей, бабочек, птичек, а затем переносила рисунок на
литографский камень.
Деревенская жизнь, общение с
простыми людьми сделало Бём, коренную жительницу Петербурга, прекрасным
знатоком русского фольклора и народных мудростей. Эти знания нашли своё
отражение в творчестве художницы.
Вниманию зрителей
представлено несколько работ из альбома "Пословицы в силуэтах",
изданного в 1884 году. Каждую пословицу украшают забавные композиции из
мира детей: малыши в окружении котят и щенков; девочка, собирающая со
стола яблоки; мальчик в казацком костюме с игрушечными доспехами. Этими
маленькими картинками, народными присказками и поговорками Бём старалась
отдать дань уважения простому народу.
Изображение
русской старины, иллюстрации народных сказок и фольклора сделали
Елизавету Бём одной из ярких представительниц русского стиля рубежа
XIX-XX веков. Выпускаемые многотысячными тиражами в издательствах И.
Лапина, "Ришар", Общины Святой Евгении знаменитые бёмовские открытые
письма, пользовавшиеся огромной популярностью в эпоху модерна,
расходились по всему миру. Главные персонажи акварелей на открытках -
дети, наряженные в богатырские доспехи, в пышные боярские костюмы и
русские сарафаны служат иллюстрацией к текстам поговорок, выписанных
стилизованным древнерусским шрифтом. Несколько хромолитографий с
акварелей, исполненных в 1896 году к Всероссийской Нижегородской
выставке – крупному событию в жизни России, завершают экспозиционный
ряд.
Незаурядный дар рисовальщицы, нашедшей своё
призвание в графическом и декоративно-прикладном искусстве, был по
достоинству оценён маститыми художниками её времени. И. Репин писал о её
работах: "Её чёрненькие я люблю больше многих-многих беленьких", И.
Крамской, учитель и друг Бём со времени её учёбы в Рисовальной школе
Общества поощрения художеств, признавал, что в искусстве силуэта ей не
было равных. Критик В. Стасов так охарактеризовал её творчество: "Бём
взяла на свою долю русский деревенский мир, в котором выражаются душа,
чувства, мысли, характеры...". Отмечая талант художницы, многие её
современники непременно говорили о её доброте и большой любви к детям.
Её способность создавать для деревенских детей праздники, дарить самые
лучшие подарки из сладостей, игрушек, украшений оплачивалась любовью её
юных друзей, которые ласково называли её "тётя Бёмиха" и с радостью
позировали ей.
Как первозданная природа, так и чистота
детской души были созвучны духу художницы. Искренне, с особой нежностью,
теплотой созданные силуэты и акварели Бём привлекают внимание огромного
круга любителей искусства, филокартистов и коллекционеров. Зритель,
впервые встретившийся с творчеством замечательной художницы, оценит,
полюбит и надолго запомнит милые детские образы, созданные Елизаветой
Бём.
Завершают выставку детские книги XIX-XX вв. из
фонда музейной библиотеки. "Азбука русского слова, излагающая легкий
способ выучиться читать и понимать читаемое" 1857 года издания; "Азбука в
рисунках В. Конашевича", "Сказ грамотным детям" с иллюстрациями П.
Митурича, повесть для юношества Л. Чарской "Тяжёлым путём", детские
сказки в иллюстрациях И. Билибина, Д. Митрохина, Г. Нарбута начала XX
столетия; детские издания 50х-80х годов XX столетия – "Ленин и печник"
А. Твардовского, "Судьба барабанщика" А. Гайдара, "Остров сокровищ"
Р.-Л. Стивенсона, "Гаврош" В. Гюго вернут зрителя в счастливую страну –
детство.
Выставка продлится до 16 октября 2011 года.