Выставка "200 ударов в минуту: пишущая машинка и сознание XX века"
На фото: 1. Машина пишущая с японским шрифтом “TOSHIBA“, модель 1400 FL, 1940-1960 гг., Япония, Собственность: Политехнический музей 2. Машина пишущая "SMITH PREMIER" (Смит премьер) мод. 5, 1900-1908 гг., CША, г. Сиракузы, Собственность: Политехнический музей 3. Толстой Алексей Николаевич за письменным столом с пишущей машинкой 4. Аксенов В.П. в кабинете. Автор фотографии Плотников Валерий, Петербуржский Ф.
Политехнический музей, Московский музей современного искусства и Литературный музей представляют выставку «200 ударов в минуту», посвященную пишущей машинке — как объекту и как главному техническому инструменту создания литературного текста в XX веке.
Мультимедийный проект «200 ударов в минуту» представляет собой культурологическое исследование, задачей которого является попытка определить значение пишущей машинки для русской литературы и искусства в частности и для истории России прошлого столетия в целом. В соответствии с концепцией, предложенной автором идеи и куратором Анной Наринской, выставка впервые в России объединяет архивные изыскания и современное искусство, приглашая зрителя рассмотреть культурный феномен пишущей машинки как с точки зрения современников машинописи, так и глазами современных художников. Архивные материалы соотносятся с нашим временем, в результате не только зритель взаимодействует с пишущей машинкой, но и пишущая машинка взаимодействует со зрителем.
В состав выставки вошли печатные машинки из коллекции Политехнического музея, подлинная машинопись из Литературного музея и художественные произведения из фондов Московского музея современного искусства. Также зрителю будут представлены экспонаты из более чем 20 государственных и частных собраний, среди которых машинки Л. Н. Толстого, Б. Л. Пастернака, А. И. Солженицына и других классиков русской литературы. Помимо этого будут показаны специально созданные для проекта аудио- и видеоинсталляции современных авторов — Бориса Хлебникова, Хаима Сокола, Алексея Айги и других.
Рядом — экспонаты, предоставленные Международным Мемориалом, материальные свидетельства многолетней борьбы советского государства с независимым творчеством — классические произведения самиздата. Среди них перепечатанный на машинке «Один день Ивана Денисовича», стихи из журнала «Синтаксис» с пометкой «изъято при обыске», записанный Натальей Горбаневской «Реквием» Ахматовой, пишущие машинки Надежды Мандельштам и Феликса Светова, арестованного на заре перестройки.
Экспозиция разделена на тематические блоки: машинка рассматривается как предмет дизайна, инструмент создания литературных и художественных произведений, литературный персонаж, художественный объект и объект концептуального осмысления в произведениях современного искусства. В свою очередь, машинопись представлена как простой носитель информации, объект культа, преследований и художественное средство. Такой подход позволяет продемонстрировать важнейшие аспекты бытования пишущей машинки в России двадцатого века во взаимосвязи с творчеством писателей, политической ситуацией и развитием современного искусства.
К выставке приурочен специальный проект MMOMA «Одно внутри другого», который в некотором смысле продолжает тему, открытую в «200 ударов в минуту», переводя ее в плоскость художественно-теоретических размышлений о технологии в искусстве, и переносит зрителя в современный контекст господства цифровых медиа. В рамках проектов организована единая масштабная образовательная программа, лекции, круглые столы и мастер-классы, а также будет издан каталог.
15.01.16 1229
Выставки, ярмарки, музеи
На правах рекламы:
Похожие материалы:
Книги для коллекционеров:
Всего комментариев: 0 | |