Друзья, вы можете стать героями нашего портала. Если у вас есть коллекция, расскажите нам.


В «Эрмитаже» искусство Японии из собрания российского миллиардера Захара Смушкина



В манеже Малого Эрмитажа открылась выставка «Совершенство в деталях. Искусство Японии эпохи Мэйдзи (1868 – 1912)» из собрания российского миллиардера Захара Смушкина. На вернисаже коллекционер признался, что и сам впервые видит собранные им предметы «при параде», пообещал открыть в Петербурге художественный музей и рассказал, какие задачи в его жизни выполняет искусство.

 

Около 700 предметов декоративно-прикладного искусства Японии – металлические вазы для украшения помещений, посуда, кабинеты (шкафчики) для хранения вещей, и многое другое. В том числе предметы, впечатляющие техникой исполнения, или имеющие необычное назначение, не характерное для европейских домов.

Экспозиция под названием «Совершенство в деталях. Искусство Японии эпохи Мэйдзи (1868-1912)» предлагает посетителям музея увидеть японское искусство таким, каким его хотели видеть представители западной культуры, хлынувшие в этот период в страну после долгой изоляции. Какие-то предметы можно назвать нарочито японскими – сами японцы не ставили у себя дома вазы с изображениями соотечественников в национальных костюмах, предпочитая, например, изображения цветов. Какие-то – не соответствующими культуре: например, японцы не стали бы для себя делать вазы полностью золотые, здесь расчет был явно сделан на то, чтобы поразить богатого западного покупателя. По той же причине некоторые произведения излишне вычурны.

 

Захар Смушкин, занимающий шестую строчку в рейтинге миллиардеров «Делового Петербурга» за 2016 год с результатом 108 миллиардов рублей, – председатель совета директоров группы «Илим». По данным Forbes, свой первый бизнес он вел с Борисом Зингаревичем, занимаясь бартером производственного оборудования с целлюлозно-бумажными комбинатами и экспортом целлюлозы и картона. Сейчас его «Старт Девелопмент» планирует заняться строительством города-спутника «Южный» в Пушкинском районе Петербурга.

Однако при этом Захар Смушкин всерьез интересуется искусством — как современным, так и второй половины XIX – начала XX века. Ранее была известна его коллекция русского искусства этого периода, а теперь бизнесмен представил в Эрмитаже коллекцию декоративно-прикладного искусства Японии того же времени. Эрмитажные кураторы выставки продемонстрировали во всей красе посетителям и самому Захару Смушкину (который честно признался, что ранее предметов как следует и не видел, поскольку они хранились на складе) порядка 700 предметов. Это керамика, металлы с различной техникой обработки, а также изделия, декорированные эмалями и лаками.

«Я всю жизнь что-то собираю, но никогда это не было декоративно-прикладное искусство, – рассказал журналистам Смушкин перед открытием выставки.

– Я давно занимаюсь русским искусством, русской живописью, и меня в начале 2000-х годов стало раздражать, что из двух покупаемых предметов русского искусства один непременно оказывался подделкой.

В рынок вмешалось такое количество неестественного, что хотелось иметь что-то эталонное и ценное. Мне кажется, что эти предметы в любую эпоху будут являться эталоном».

 

В подлинности своих предметов Смушкин уверен, по его словам, «на 400 процентов» (приобретал он их преимущественно на аукционах). Как и в том, что «любую законченную вещь надо предъявить обществу» – а свою «японскую» коллекцию миллиардер считает законченной. Проводя аналогии с бизнесом, он сравнивает процесс ее демонстрации публике с IPO (первичное размещение акций). И называет «скромной лептой в эстетический ряд» Эрмитажа.

Но, несмотря на использование скупого языка экономики, сказать, что миллиардер подходит к искусству без души, будет ошибкой.

«Я всю жизнь занимаюсь более материальными вещами – я бизнесмен, но в какой-то момент, особенно когда я стал заниматься проектом «Южный», я понял, что без духовного развития становлюсь прагматичным и даже циничным, – объяснил он причины своего сближения с миром искусства. – Два полушария должны работать одинаково. Если мы говорим о ценностях, то эти предметы искусства – ценности, а не нолики. Поэтому мне кажется, любой человек, когда он проходит рубеж – возрастной или какой-либо другой, должен понять, что духовное начало должно быть в каждом из нас».

Несмотря на годы коллекционирования, Смушкин заверил, что слово «азартный» – не про него, хотя, задумавшись, сделал оговорку: «С другой стороны, если я вижу предмет, который превосходит все то, что я видел, я, естественно, хочу его иметь. Это вне всякого сомнения. Азарт это называется, или тщеславие, или как-то еще — я не знаю».

Он объяснил, что искусство для него своего рода способ познания мира, причем – «более правильный». «Любое учение техническое консервативно, а здесь, наоборот, бесконечно, – рассудил Смушкин. – Потому что любое обучение — это навязывание стереотипов. А здесь вы сами себе выбираете источники».

Также выяснилось, что приобщить к познанию мира миллиардер готов всех горожан — путем создания в Петербурге нового художественного музея.

«Я считаю, что в Питере нет ни одного музея современного искусства, настоящего, полноценного, – пояснил он. – Нет и музея Востока, нет ландшафтного парка со скульптурой – много чего нет. А самое главное, что в России нет музея а-ля «Метрополитен», который построен не на государственные деньги. Хотя у меня огромное количество знакомых, которые имеют значительные интересные и содержательные коллекции, которые они бы с удовольствием показывали».

Журналисты тут же указали бизнесмену на наличие в Петербурге, как минимум, музея «Эрарта», но тот пояснил, что это «небольшой музей» («Эрарта» занимает пять этажей), а выбор его экспонатов – «своеобразен».

О том, что какой-либо музей появится в «Южном», Смушкин говорит с уверенностью, мол, «даже не сомневайтесь». Но, кроме того, бизнесмен ведет активные переговоры с губернатором Петербурга Георгием Полтавченко по поводу открытия музея в самом Петербурге. В частности, его интересуют здания, которые могут освободиться с переездом комитетов Смольного в здание «Невской ратуши». И многострадальное Конюшенное ведомство: бизнесмен заметил, что «размещение там музея современного искусства было бы суперидеей».

«Из Питера, как вы сами знаете, уехало огромное количество прекрасных живописцев, которые с удовольствием бы в музей отдали вещь, – мотивировал свой подход Смушкин. – Плюс есть огромное количество частных коллекций. Их ликвидность определяется только через выставки.

Настоящий коллекционер не должен «сидеть» на них и смотреть, а на самом деле – только портить. Известны же пушкинские строки про скупого рыцаря».

Но пока до открытия собственного музея, как и до появления города-спутника «Южный», еще достаточно далеко, Захар Смушкин уже «продлил» часы работы Эрмитажа — но лишь в той его части, где проходит выставка (благо на нее возможен отдельный вход из Шуваловского проезда). Увидеть японские вазы, посуду, кабинеты, украшения и многое другое можно будет в будние дни (со вторника по пятницу) до 21.00. Выставка продлится до 2 апреля.

Алина Циопа, "Фонтанка.ру"

Оцените материал: 0.0/0

    14.11.16 3489 antikvarius 
искусство, коллекционер, коллекция, выставка, Япония
Коллекционеры и коллекции


На правах рекламы:



Похожие материалы:



Книги для коллекционеров:


Всего комментариев: 0
avatar