Друзья, вы можете стать героями нашего портала. Если у вас есть коллекция, расскажите нам.


Туляк Леонид Зякин — владелец единственного в России частного музея мототехники

Туляк Леонид Зякин — владелец единственного в России частного музея мототехники
Туляк Леонид Зякин — владелец единственного в России частного музея мототехники


Громадные ангары, расположенные на выезде из Тулы, до отказа заполнены железными конями, выпущенными в разное время ведущими заводами мира.

— В конце 70-х прошлого века у меня была просто коллекция из штук десяти мотоциклов,— рассказывает Леонид Павлович.— Где-то до двухтысячного года она практически не пополнялась. А после, когда вышел на пенсию, уже вплотную приступил к выполнению задачи, которую сам перед собой поставил — собрать у себя все модели мотоциклов, выпущенных в Советском Союзе. Этим сейчас и занимаюсь. На сегодня у меня уже около двухсот двадцати единиц техники, и не только отечественного производства. А для создания полного парка советских мотоциклов не хватает единиц сорок.

Основная проблема, связанная с приобретением той или иной модели, заключается не в ее поиске — гораздо сложнее найти деньги на ее выкуп. Создание подобного музея — это еще и дополнительные финансовые вложения, зачастую достаточно серьезные. Ведь для реставрации каждой единицы техники требуются детали, достать которые не всегда представляется возможным, поэтому и приходится заниматься эксклюзивным производством, требующим затрат.

— В основном каждый мотоцикл, который появляется у меня, в каком бы он техническом состоянии ни был, я рано или поздно завожу,— поясняет Леонид Зякин.— Но сказать, что все они «на ходу», я не могу. На то есть объективные причины. Ну как, скажите, можно завести мотоколяску, если у меня от нее только один каркас?! Надо заниматься комплектованием, и на то, чтобы довести дело до ума, потребуется года три-четыре.

Однажды познакомиться с коллекцией тульского любителя мотоциклов приехали байкеры из Домодедова. Походили, посмотрели, остались довольны трепетным отношением хозяина к технике и решили подарить ему два мотоцикла в разобранном, правда, состоянии. Сами потом привезли историческое «железо» и прихватили с собой еще группу ребят на экскурсию. Леонид Павлович с удовольствием рассказал гостям о своих «экспонатах» и потом, не сдержав энтузиазма, приступил к сборке привезенных москвичами деталей. Вскоре получилось два достаточно любопытных экземпляра, которые сейчас украшают экспозицию.

Средний возраст мотоциклов, находящихся в музее,— лет пятьдесят.

— Был экземпляр отечественного производства, который простоял без движения сорок семь лет,— вспоминает коллекционер.— Открыли крышку бензобака, а оттуда такой тухлятиной пахнуло… Но все почистили, подключили аккумулятор, немного погоняли систему, и аппарат завелся. О чем это говорит? О качестве! Вот это техника!

…Всю свою жизнь Леонид Зякин проработал на предприятии, занимавшемся грузовыми и пассажирскими перевозками. Любовь к технике, в том числе и к мотоциклам, у него с детства. А создание подобного музея он сам расценивает как самое главное дело жизни.

— Картошку сажать и или еще что-то там выращивать на грядках — это не мое,— откровенничает Леонид Павлович.— У каждого пенсионера должно быть занятие. Уважительно отношусь к другим увлечениям людей, ушедших на пенсию, но у меня оно заключается именно в том, в чем заключается. Я не могу без мототехники.

Экспонаты попадают в музей либо случайно, либо в результате целенаправленного поиска. Есть модели, которые отсутствуют в коллекции, и время от времени Леонид Павлович выясняет, где они могут находиться, и начинает переговоры.

Как-то столкнулся со старушкой, которой, очевидно, нужно было выговориться — она начала говорить обо всем подряд,— рассказывает владелец музея.— В том числе и о том, как они с мужем в молодости любили ездить в лес по грибы на своем мотоцикле. Я поинтересовался, что это за техника. Выяснилось, что «какая-то там немецкая», которая сейчас завалена мусором в сарае во дворе ее дома в Мясново. Разобрав с разрешения хозяйки хлам, я обнаружил довольно-таки редкую машинку 1938 года выпуска. И тут же предложил бабушке этот мотоцикл мне продать — она, не колеблясь, согласилась. А на радостях, что выручила за ненужные железяки деньги, «отрыла» для меня еще один мотоцикл, мопед и велосипед, имеющие уже историческую ценность.

Порядка двадцати мотоциклов в коллекции представляют немецкую мототехнику времен Великой Отечественной войны. Не так давно пара мотоциклов из их числа участвовала в съемках фильма режиссера Александра Прошкина «Искупление», которые проходили в Туле.

— Действие картины происходит в первый послевоенный год,— говорит Леонид Зякин.— Ко мне обратились с просьбой предоставить эту технику, и я не отказал. Это не единичный случай — мои мотоциклы красуются во многих фильмах, снятых в нашем городе. Хотя отдавать уникальные экземпляры — это всегда риск. Повреждения не исключены… Наверное, поэтому в фильмах о войне, которые я смотрел, снимались мотоциклы, далеко не соответствующие духу времени. Это были откровенные подделки. Тем, кто не понимает нюансов, все равно, а специалистам просто смешно смотреть на этот цирк…

В коллекции Леонида Павловича есть еще один уникальный экземпляр. В 1970 году Юрий Никулин готовил в Туле свой новый номер. Для этого был сооружен манежный автомобиль. Но, к несчастью, у артиста случился инфаркт, и его увезли в Москву. Номер остался незавершенным, а реквизит, в частности автомобиль, выставили во двор цирка. Нашлись умельцы, которые умудрились его оттуда выкрасть.

— Говорят, что машина знаменитого клоуна за все эти годы — около сорока лет — проблукала по всей Тульской области,— продолжает Леонид Павлович.— Однажды мне сказали, что какая-то интересная самопалка находится там-то и там-то. Я приехал туда, узнал машину легендарного артиста цирка и купил ее. Люди не понимали, что она обита латунью, а так бы давно уже ее разодрали на лом. Кто-то когда-то закрасил блеск краской. Так раритету суждено было сохраниться, и теперь это — экспонат моего музея.

Музей «Мото-Авто-арт» находится по адресу: Тула, д. Харино, ул. Кольцевая, д. 12 (р-н п. Иншинский)

Часы работы: ежедневно с 11.00 до 18.00. Выходной — понедельник.

Сайт: http://moto.tula.ru

Автор: Олег БОНДАРЬ
Фото: Маргарита ЛОГИНОВА

mk.tula.ru

Оцените материал: 5.0/1

    23.06.14 5459 antikvarius 
велосипед, мототехника, музей, коллекционер, Мотоцикл
Коллекционеры и коллекции


На правах рекламы:



Похожие материалы:



Книги для коллекционеров:


Всего комментариев: 0
avatar